slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Валерий ГАНИЧЕВ: «Вернуть героя нашего времени»

Интервью c председателем Правления СП РФ
Недавно к многочисленным обязанностям Валерия Ганичева добавилась ещё одна – его избрали в Постоянную комиссию по культуре Центрального Федерального округа.
  «Вроде бы это и ни к чему, — говорит в начале интервью Валерий Николаевич, — но ведь здесь же основное ядро культуры – 17 областей. Музеи, наши организации, Москва. Утвердили на этот год такие мероприятия, как Дни культуры, литературы и искусства Центрального Федерального округа в Калуге 28 мая – 1 июня. Пройдёт и фестиваль народного творчества. Проведём там же, в Калуге, пленум Союза писателей России, посвящённый народным традициям. Побываем в Оптиной пустыни, Обнинске, Малом Ярославце, в Жукове, где родился наш выдающийся полководец и где будет открыта библиотека, куда Игорь Янин обещает подобрать книги. А завершим встречу на Полотняном Заводе…

 

  — В имении Гончаровых…
  — Да. Связанном с Пушкиным, что, конечно, для всех будет значимым событием. Союз писателей принимает участие и в подготовке празднования 1000-летия Ярославля. Это крайне важно с исторической точки зрения для того, чтобы увязать воедино Россию и Украину. Не было Украины, а была Киевская Русь, и Ярослав Мудрый, великий князь киевский, учреждает этот город. Ярославль – это ещё и наша история, и культура, первый русский театр. Святая земля. Я, как вы знаете, занят Фёдором Ушаковым, меня всегда интересовало, откуда вышел этот великий флотоводец. Так вот ярославская земля, на которой родился Ушаков, — это земля Сергия Радонежского: здесь родился он, его родители. Это земля и Александра Невского, его родовая усадьба в Переяславле. Это и земля святого Иринарха, о чём знают меньше. Но именно Иринарх благословил Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков. Мы проводим Иринарховские чтения.
  А ростовский сонм святых? Так что одна из наших задач будет в том, чтобы подготовить сооружение Центра святого праведного Фёдора Ушакова на берегу Волги в том месте, где он родился. Существует ещё, правда, в плохом состоянии церковь в деревне Хопылёво, где крестили его и его дядю, тоже святого Русской православной церкви, — преподобного Фёдора. Из одного места — два святых! Но наши ярославские, а точнее рыбинские, коллеги пока никак не раскачаются. В Мордовии в самом Саранске построили выдающийся храм Фёдору Ушакову. Патриарх Алексий II после его освящения сказал: это – второй после храма Христа Спасителя храм, который его так поразил.
  Здесь, на берегу Волги, создать бы Центр духовно-патриотического воспитания! Нас в этом поддерживают — Государственная дума,  партия «Единая Россия». Есть надежда, что нам удастся создать межфракционную группу для поддержки создания такого Центра.
  Так что работа комиссии ЦФО перемежается с задачами Союза писателей. Мы обсуждали, например, духовное, историческое, маршрутное соединение трёх ратных полей русской славы. Ведь именно здесь в ЦФО – Куликово, Бородино и Прохоровское поле.
  Есть замечательная возможность соединить маршрутами, картами эти земли, чтобы показать школьникам, как прорастала ратная слава России.
   — Валерий Николаевич, «Слово» сердечно поздравляет Вас с избранием вновь на высокую, ответственную не должность даже, а на служение российскому писательскому сообществу…
  — Правильно, хорошее слово подобрали.
  — И соответственно, русской литературе и культуре. Читателям интересны Ваши впечатления от съезда: уроки, выводы, планы…
  — Что определило лицо съезда? Ведь на нём обсуждались и оргвопросы, и некие прозвучавшие выпады, которым была дана оценка… Но, как говорится, жила бы страна родная…
  Тональность и направленность съезда определялась теми, кто нас приветствовал, понимал нашу миссию. Приветствие Святейшего Патриарха определило в качестве одной из главных задач Союза сохранение русского языка. Ведь у нас в России нет ведомства, которое бы официально этим занималось. Во Франции есть специальные центры, работают принятые законы, у нас же нет, несмотря на присутствие Института русского языка, Института мировой литературы, только Союз писателей России выступает в этом вопросе как передовая дружина, рассылая своих представителей по всей стране…
  — Засадный полк Боброка…
  — Да он уже не засадный, а полностью действующий в боевых порядках. Несёт потери, но прорывается…
  В период между съездами получила законодательные права буква «ё». О ней Союз говорил на нескольких пленумах, по ней принимались решения – и наконец она возвращена в статус «государственной» буквы…
  — Литеры…
  — Да, литеры. И отныне предписано употреблять её во всех государственных документах. Можно подумать, что это мелочь…
  — Нет, это дело серьёзное…
  — Конечно. Теперь не пройдут ни елки, ни еж, ни прочие слова. Вспомните, например, знак, который мы с вами устанавливали в Белгороде, – памятник «Русскому Слову». Ведь это было очень символично. У нас сейчас такой настрой – дескать, не надо фундаментальных памятников, давайте делать что-нибудь этакое, весёленькое. Ну, может, где-то это и позволительно – поставить, скажем, памятник «чижику-пыжику». Но когда речь заходит о наших реальных ценностях, легкодумству не место.
  Съезд приветствовали также
Г.С. Полтавченко, представитель президента в ЦФО, мэр Москвы Ю.М. Лужков, министр культуры А.А. Авдеев, министр иностранных дел России С. Лавров, Верховный муфтий Талагат Таджудин и другие.
  На съезде поднимались самые серьёзные темы. Альберт Анатольевич Лиханов говорил о детях. Это было драматическое выступление, тишина в зале была полная. Мы знаем о беспризорниках, но дело не только в них, не только в отсутствии прав у детей. Существует духовная беспризорность, которую пестует помойная литература, изливающаяся на детей. Всё это важнейшие вопросы, которыми мы занимались и будем заниматься. Для этого у нас работают центры, проводятся конкурсы, в частности Алексея Толстого, есть журнал «О, Русская земля», который ведёт «Конкурс гренадёров», «Спешите делать добро». С нашей помощью создано движение «Добрые дети мира».
  Дети, совершающие добрые дела, абсолютно не затронуты политическим пафосом. Кризису духовному дети могут противопоставить добро.
  Не менее драматичным было и выступление Александра Арцибашева, который возглавляет газету «Сельская жизнь». Сегодня он работает на направлении, которое всегда было очень сильным в нашей литературе и которое занималось жизнью деревни, сельским хозяйством. К нему прежде принадлежали лауреат Ленинской премии Иван Васильев, Леонид Иванов. Ведь должно быть ясно: если мы не займёмся сельским хозяйством, нашей деревней, мы никогда не выйдем из кризиса.
  К сожалению, России не везло – ни в советский период, ни в перестроечный, ни тем более в либеральную эпоху, когда селом не занимаются. Выветрилось даже понимание литературы о селе. А ведь почвенники наши – гордость нашей литературы второй половины ХХ века. Деревенская проза (название, конечно, условное) — это проза высокой нравственности. Василий Белов, Валентин Распутин, Виктор Лихоносов, Виктор Астафьев, Евгений Носов… А сейчас – Арцибашев.
  Ещё один из серьёзнейших вопросов — национальные отношения.
  По этой теме очень серьёзно выступили несколько человек – Равиль Бикбаев, председатель Союза писателей Башкирии, народный поэт, академик. Кстати, мне уже приходилось говорить о том, что во многих наших национальных республиках с уважением относятся к писателю, поэту. Ну почему там есть звание «народный поэт», а в России нет? Два раза мы выходили с этим предложением, но некоторые у нас прямо на дыбы встают против этого. А у нас есть народные поэты – тот же Николай Зиновьев с Кубани, Владимир Костров, Николай Рачков, Виктор Боков. Егор Исаев, председатель нашего Высшего творческого совета, который, к сожалению, сейчас болеет.
  Кавказ, как известно, сложный регион. Наши Лейла Бекизова из Карачаево-Черкесии, Исхак Машбаш из Адыгеи говорили о работе, которую там надо проводить, в частности, по утверждению как национальных языков, так и русского языка.
  В отчётном докладе на съезде упоминалось о том, что в Башкирии, например, при поддержке президента республики проводится Аксаковский праздник как национальный праздник всей республики. Когда едешь из Уфы в Надеждино – родовую усадьбу Аксаковых, проезжаешь башкирские, русские, марийские, чувашские, татарские сёла. Я ехал с делегацией сирийских и египетских писателей, нас везде встречали. На гостей это произвело самое большое впечатление – когда Аксаковские дни вместе проводят православные и мусульмане, русские и тюрки. Вот что значит литература в приложении к реальной практической жизни!
  — Что скрывается за словом «выпады», которые, как Вы говорите, прозвучали на съезде?
  — Некоторые были подспудными, другие прозвучали в открытую. Вот один пример. Говорилось, что творческие союзы, в том числе и Союз писателей России, — это произведения некой тоталитарной системы. Это звучало и в прошлом году. За этим лукавым тезисом о наследии тоталитарной системы скрывается лишь намерение увести творческие союзы со сцены общественной жизни.
  Разве «Могучая кучка» или передвижники, или пушкинский Литературный фонд не были творческими объединениями на манер наших союзов? Понятно, что в прошлом были попытки использовать союзы как некий идеологический рычаг. Но сколько при этом существовало примеров истинной творческой работы — семинаров, совещаний молодых писателей. Это всё осталось за бортом. Но кто-то из великих сказал: мы должны поверять друг другу своё творчество так, чтобы профессионалы могли давать оценку твоим произведениям. Как только стали отходить от этого принципа, сразу появился мутный поток гламура, появилась так называемая женская литература, которая не имеет отношения к литературе: она относится к чтиву. Следствием стали потеря критериев, утрата нравственных ориентиров. И тогда мы начинаем говорить о кризисе, проросшем из потребительства.
  Ведь творческие союзы – самое истинное и высокое проявление гражданского общества. Ячейка гражданского общества, где наиболее полно проявляются усилия каждого члена союза.
  Присутствовало и намерение низвести литературу, культуру, кино до всякого рода сплетен, обывательщины, понизить уровень творца до сутяжника, склочника, что в немалой степени проявилось на Союзе кинематографистов. Мы против этого. У нас есть свои проблемы, связаны они с ситуацией в Международном литературном фонде, где происходят известные всем столкновения.
  Литературные фонды перестали быть отделениями Союза писателей в 90-х годах, ушли от Союза, приобрели некий самостоятельный, самодостаточный характер, что, на наш взгляд, очень неправильно. Поскольку там собственность, то развернулись склоки и т.д., чего мы очень не хотели. Бондаренко, Личутин пытались вынести все эти ссоры и споры литературных фондов на трибуну съезда Союза писателей. Это – не то место, где надо их обсуждать.
  У тех, у кого есть собственность, есть реальные материальные и финансовые проблемы. Нас, честно говоря, больше беспокоит проблема нашего дома, нашего центра. Я уже рассказывал, что 100 писателей написали письмо президенту, написали письмо председателю правительства, были у Б. Грызлова, у С. Миронова, С. Степашина. И везде получили понимание. Но всё-таки рейдерство Росимущества продолжалось, и мы обратились к Святейшему Патриарху Алексию. За два дня до своей кончины он подписал письмо премьер-министру страны, где поддержал просьбу сохранить Дом Союза писателей за писателями России. Он отметил роль Союза писателей в создании Всемирного Собора русского народа, Центра Ушакова, движения «Добрые люди». Писатели первыми выступили за возведение храма Христа  Спасителя. Святейший говорил об этом в самом возвышенном стиле…
  Утром 5 декабря зачитали его приветствие, а потом через пять минут сообщили о его кончине – это была трагедия для нашей соборной встречи и нашего пленума по теме «Духовная высота слова».
  Письмо Святейшего Патриарха подписал и направил премьеру нынешний Патриарх — Кирилл. Я сказал тогда: даже если нас в подвалы выгонят, мы будем иметь духовное окормление и попечение наших двух Патриархов.
  — Каково сейчас положение дел с Домом писателей?
  — Мы выиграли тяжбу в Арбитражном суде города Москвы против Росимущества, которое пыталось выгнать наших арендаторов. Суд определил, что наш договор с Мосимуществом заключён на 20 лет и, соответственно, независимо от изменения формы собственности, действие наших договоров с арендаторами должно продолжаться. Это принципиально важно. Потому что мы правы, мы не обманщики. Ведь все видели, как мгновенно выстраивали «острый сюжет» публикациями в «Коммерсанте», как притащили сюда телевизионщиков. В обществе, которое привыкло к жёлтой прессе, могли, если не поверить, то, по крайней мере, подумать, что дыма без огня не бывает…
  Но суд выигран — это раз. Во-вторых, в Администрации Президента и Министерстве культуры сейчас рассматриваются окончательные решения. Нам уже сказано, что на ту площадь, которую занимает Союз писателей, Росимущество уже не претендует. Уже хорошо.
  Но поскольку здание с 1966 года принадлежало Союзу писателей РФ, мы хотели бы, чтобы оно перешло в нашу собственность. Для этого на съезде принято воззвание, решено аккумулировать средства, создать управление этим домом, Попечительский совет, создать центр культуры, который привлекал бы людей и какие-то средства. Принято решение по-новому относиться к своей собственности – не как временной, а как к своему дому.
  — Когда вы ожидаете эти решения, Валерий Николаевич?
   — Думаю, в мае.
  — Я, конечно, внимательно слушал ваш доклад, потом ещё раз его прочитал. Обратил, в частности, внимание на то, что появилось с полдюжины новых сопредседателей Союза?
  — 21. Очко.
  — С чем это связано? Почему пошли по такому пути?
   — Нужен какой-то промежуточный стратегический орган. Пленумы мы можем собирать раз в год – это ведь почти 200 человек, что сегодня сопряжено с большими трудностями. Все новые сопредседатели – секретари Союза. Они будут рассматривать как стратегические проблемы, так и те, что возникают непосредственно по ходу дела. Валентина Григорьевича Распутина мы попросили взять под своё попечение Сибирь и, естественно, Байкал. Михаила Ножкина с его известностью всей стране попросили курировать связи с общественными организациями, Куняева помимо журнала «Наш современник» — открытия в поэзии. Арцибашеву – село, тема крестьянства, Дедкову из Курска ( это центральная Россия) – литературные открытия, традиции, музеи, Кердану –Урал, Западная Сибирь и так далее. Скворцову – театр, драматургия, Южный Урал, он сам оттуда. Дементьев – национальные литературы. С Лихановым договорились, что он возглавит у нас детскую комиссию. С Владимиром Гусевым условились провести в 2010 году специальный пленум о проблемах московских писателей – а это ведь чуть не половина всех литераторов. Орлов, капитан первого ранга из Санкт-Петербурга, возьмёт на себя проблемы Северо-Запада и флота. За Николаем Ивановым, прошедшем Чечню, — армия и флот. Борис Тарасов – ректор Литературного института, мыслитель. Игорь Янин – ЦФО, литературные музеи, работа по созданию патриотического центра Фёдора Ушакова на Ярославщине.
  Вот таков наш новый секретариат. У нас ведь штат небольшой – всего пять консультантов и пять рабочих секретарей. Их зарплаты, как показал отчёт Ревизионной комиссии…
  — Неудобно называть…
  — Неудобно. Поэтому им приходится где-то ещё работать, писать.
  Но, даст Бог, научимся зарабатывать. Может быть, давать какие-то платные литературные консультации, начнёт работать книжный центр, киоск, а может, и магазин Союза писателей, куда будут присылать литературу со всей России.
  Высший творческий совет – это орган мудрецов, тех, кто имеет опыт, литературное имя и влияние, кто может участвовать в консультациях, решении творческих вопросов. В конце концов здесь и те, кого мы просто не имеем права забывать, наша гордость — Герои Советского Союза Владимир Карпов, Михаил Борисов, подбивший семь танков в сражении под Прохоровкой, Михаил Лобанов, Семён Борзунов и другие.
  В доклад, прочитанный мной на съезде, я включил раздел о русском языке. Писал его ночью…
  — Я диву даюсь, как это всё успевается, как тащится на себе такой груз… В чём, на ваш взгляд, должна быть суть магистрального течения литературы?
  — Мы ставим перед собой несколько задач. В первом же разделе своего доклада я затронул, может быть, несколько старомодный вопрос, но по существу очень важный — о герое нашего времени. На чей образ читатель мог бы опереться как на образец для подражания? Ведь новое время «заморозило» идеал подвижничества, духовного начала в человеке, самопожертвования. Из литературного потока наяву вставал человек прибыли, чистогана, холодно-расчётливый, не отягощённый такими понятиями, как совесть, честь, жалость, добро. Уже в 90-е годы нам пришлось бескомпромиссно бороться за подлинного героя. Мы выводили к читательской аудитории наших великих предков: святого праведного адмирала Фёдора Ушакова, Юрий Лощиц – Дмитрия Донского, Александр Сегень — Александра Невского и Ивана III, Сергей Перевезенцев – Ивана Грозного, Олег Михайлов – Александра Суворова, Павел Пожигайло – Петра Столыпина, Владимир Карпов – генералиссимуса Сталина, Николай Скатов – Александра Пушкина.
  Хотелось бы отметить несколько работ самого последнего времени – повести «Живый в помощи» и «Безотцовщина» афганца Виктора Николаева (Князькина), роман сибиряка Сергея Козлова «Зона Брока», книгу «Альфа и Омега» генерала Дмитрия Епишина. Герои этих книг противостоят попыткам тех, кто хочет сделать из нас не просто Иванов, не помнящих родства, а манкуртов, бессловесных рабов бездуховного чудовища рынка, прибыли, чистогана, эвтаназии, духовной и плотской проституции. Какие потрясающие человеческие исповеди даёт нам повесть «Безотцовщина», автор которой беседовал с узниками лагерей!
  Второе направление, которое мы сохраняем, — историко-духовное. У нас есть премии, которые поддерживают работающих на этом направлении: премия Александра Невского, учреждённая совместно с питерским предпринимателем Эбралидзе, историком и реставратором. Отмечаем высокохудожественные произведения и одновременно подкрепляем авторов материально – первая премия «весит» 300000 рублей.
  Сюда примыкают также военно-историческая премия «Сталинград» в Волгограде, премия «Прохоровское поле» в Белгороде.
  Особо хотел бы отметить и стремительно развивающееся духовное направление нашей литературы. В последнее время в ряды Союз писателей пришло немало священников. Это образованные люди с нравственным компасом, тонким пониманием духовной сущности человека. Это отмечали и Патриарх Алексий, и Святейший Патриарх Кирилл, с которым я только что встречался и который высоко оценил содержательность дискуссий писателей, в том числе и духовной составляющей нынешнего кризиса.
  Параллельно мы будем заниматься и нашей национальной литературой. Договорились о том, что в течение ближайших пяти лет все наши национальные литературы будут заслушаны на секретариатах — либо в Москве, либо на местах. Это – принципиально важно для нас.
  Я помню, как в 1994 году, во время съездов Всемирного Собора русского народа и Союза писателей со всех сторон в наш адрес звучало – «красно-коричневые», «шовинисты» и т.д. Прошло пять-семь лет, и всё, что мы говорили о национальных интересах, о языке, о необходимости сохранения традиций, а патриотизме, — всё это стало обязательным для всех партий, вошло в их программы…
  — Теперь куда ни повернёшься, всюду патриоты. Всё это было за пределами общественного приличия в те времена, а нынче стало основой для всех…
  — Но сколько спекуляций было и остаётся вокруг этого! Лакмусовой бумажкой по-прежнему остаётся отношение – не к электорату, а к народу!
  — Есть ли молодые художники слова?
  — Группу молодых мы теперь ввели в секретариат Союза писателей, чего раньше не было. Есть, например, замечательный поэт Василий Попов. Ему 24 года, он заканчивает Литературный институт, уже принят в наш Союз. Александр Дронов постарше, тридцатилетний автор нескольких изумительных книг, в том числе об Александре III. Державная книга, основанная на документах, глубоком проникновении в суть эпохи и характера героя. Он стал лауреатом премии Александра Невского.
  Или вот питерец Беззубцев-Кондаков. Лет 8—10 лет назад мы его не приняли в Союз. Почему? Он представил хороший роман, но было ему в то время 16 лет! Рано!
  — То есть Вы бы и Лермонтова не приняли?
  — Не решились бы (смеётся). Через год он представляет новый роман, читаем в смущении, колеблемся – хороший, серьёзный роман. Ещё через год он присылает третий роман — всё, приняли! Сейчас он – в секретариате Союза, пишет публицистику. Так что молодые есть! Трапезников написал книгу в серии «ЖЗЛ» о нефтянике Муравленко, первопроходце, человеке, хорошо известном в своей отрасли. Это первая ласточка — начинаем писать о созидателях! Захар Прилепин – молодой, широко известный ныне писатель, тоже секретарь нашего союза.
  Думаем обратиться с предложением о гранте для проведении в конце года Всероссийского совещания молодых писателей. Постараемся провести его совместно с Союзом российских писателей. Договорились отмечать с ними сообща литературные даты, события. Чтобы не разделять Пушкина или Гончарова.
  — Каковы, Валерий Николаевич, сегодня перспективы Закона о творческих союзах?
   — Обсуждался Закон очень яростно, причём на моей памяти это уже третий съезд, на котором он обсуждается. Есть внутреннее сопротивление, но сейчас перспективы как никогда близки. Почему? Во-первых, потому, что мы выступали на эту тему везде, где только можно. Были у глав Федерального собрания – С. Миронова и Б. Грызлова. Оба сказали: вопрос нам понятен, будем его рассматривать. Появился у нас лоббист – я не люблю этого слова! – сторонник в лице председателя Комитета Государственной Думы по культуре Григория Петровича Ивлиева, секретаря нашего Союза писателей.
  В одном варианте Закон внесён в рамках Закона о культуре, который ныне рассматривается. Мы просили каждого стать участником обсуждения, вносить свои предложения.
  Конечно, мы понимаем реалии сегодняшнего дня — вряд ли под Закон будет подведена финансово-экономическая основа. Но, может быть, станет ясно, что одним из спасительных рычагов для общества, для нашей державы является культура и литература. А значит, и творческие союзы, при всех недостатках. Как говаривал Сергей Михалков, если в Союзе дать команду «На первый-второй рассчитайсь», вторых номеров не будет – все первые. Это в какой-то степени правильно — каждый должен стремиться быть первым. У каждого писателя, литератора, члена творческого союза есть это пусть амбициозное, но понятное стремление. Но при этом нужно, конечно, сознавать всю полноту своей ответственности перед обществом, перед собой.
  — Каковы сегодня взаимоотношения между Союзом писателей России и остальными писательскими организациями?
  — Я упомянул , что ныне всего два союза общероссийского звучания – наш и значительно меньший Союз российских писателей, который был нашим оппонентом в 90-х годах. У них, возможно, в половине субъектов Российской Федерации есть свои отделения. Возглавляют его две женщины – Василенко и Абалова. Мы нашли точки соприкосновения, собираемся совместно с ними и с Литературным фондом России подписать документ об Ассоциации Союза писателей. Швыдкой любил повторять, что у нас много писательских союзов! Неправда — на самом деле общероссийских всего два. Есть клубы – Пенклуб, например. Ради Бога! Но это совсем другое дело – там 25 человек. Есть Союз писателей Москвы Е. Сидорова. Мы и с ними готовы взаимодействовать, если речь зайдёт о конкретной литературной дате, празднике и т.д.
  Но все признают, что реальным и мощным литературным объединением является только Союз писателей России.
  В деятельности и МСПС, и Международного Литературного фонда был период, когда там оказались некие деньги, возможности, но никакой помощи от этих организаций мы не получали ни разу. Мы поддержали прозвучавшую идею объединения всех организаций, Сергея Владимировича Михалкова, но затем «Литературная газета», другие СМИ стали о своих оппонентах высказываться самым непотребным образом. Но это же писатели?! И у общества складывалось впечатление – вот они какие, писатели! Такие же, как и в кино, – склочники, спекулянты… Грязь, нечисть и т.д.Споры всё дальше и дальше уходили от литературы в сферу бытовых подробиц, обличений. Особенно «Литературная Россия» упражнялась в этом вопросе. На съезде говорилось, что это недостойно для «Литературной газеты». А такие газеты, как «Литературная Россия» только на этом и живут. Больше у них никаких других проблем нет.
  На съезде было сказано: если будут продолжаться склоки, если будут только этим заниматься, мы выйдем из Международного литфонда и из МСПС. Пока решили подождать. Может…
  — Одумаются?..
  — Да. Или проявятся окончательно. Недавно беседовали с главным редактором «Литературной газеты» Ю.Поляковым, ректором Литературного института Б. Тарасовым по вопросам русского языка…Очень интересная беседа. Будем надеяться на продолжение разговора. Вот чем бы надо заниматься писателям!
  — Может, я о чём-то не спросил, вы сами хотели бы о чём-то сказать?
  — Самое тяжёлое по окончании съезда – я понимал, с какими сложностями мы столкнёмся в понедельник, когда надо будет вновь начинать работать. Когда не до конца решены вопросы нашего дома, когда нужно бороться за гонорары наших писателей, беспощадно выступать против той атмосферы, которую создали наше телевидение, СМИ, – атмосферы пошлости, цинизма, распада. Как нужно будет отмахиваться от сплетен, суе-словия, откровенного вранья нынешних грацианских, этих щипачей от литературы. Это всё требует усилий…
  — Мобилизации…
  — Мобилизации постоянной. Сюда приходят десятки людей со своими проблемами, ищут творческой помощи, совета. Не хочу жаловаться, но плохо то, что никакой помощи Союзу писателей со стороны государства за последние годы мы не видим. А Союз писателей СССР имел строчку в бюджете. Тогда у Союза была и своя собственность – дома творчества в Коктебеле, Ниде, Юрмале и т.д., свои издательства. У нас ничего этого нет. «Литературная Россия» написала, что вот мол у нас машины есть, мы пришли сюда за машинами. Хочу ответить: за последние 8 лет в СП появилась одна машина, её подарили лично мне некие старатели за дело литературы – и срок её вышел, она вся рассыпается. Кто-то пообещал «Рафик», но его мы так и не получили. Мы живём на пожертвования тех людей, которые понимают, что литература нужна. Хотелось бы вздохнуть, заниматься не этим, а стратегическими творческими вопросами.
  Но и положение нашего Отечества нелёгкое, мы это должны понимать и не ожидать какой-то сверхпомощи. Писатели должны понимать, что не будет того, что было в советские времена. И вместе с тем осознавать, что мы являемся частью нашего гражданского общества, продолжателями классической традиции нашей литературы — это утверждает душу нашего Союза. Да и помощь духовная, которую нам оказывают…Вот взгляните на приветствия, которые мы получили от Святейшего Патриарха, Президента страны, Верховного муфтия, министра культуры, министра иностранных дел, кстати, прекрасного поэта. 80 членов нашего Союза писателей — дипломаты. Мыслители, владеющие слогом. Вот что, в частности, пишет Сергей Лавров: «Высоко ценим все начинания Союза писателей по сплочению соотечественников за рубежом, продвижению отечественной культуры и развитию литературного творчества на русском языке. В их успешной реализации видим Вашу несомненную заслугу. МИД России готов и впредь к активному взаимодействию с Союзом писателей в этих вопросах, составляющих важное измерение мягкого влияния России на международной арене».
  — Очень умно…
  — Ворох телеграмм — Орловская Дума, Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов. Зураб Церетели говорит: «Уверен, что отечественная литература сохранит свои высокие позиции в мировой культуре. Желаю вдохновения» и так далее.
  Я вот о чём подумал: есть у нас памятники Расулу Гамзатову, Владимиру Далю, нашему первому председателю Союза писателей. Надо бы поработать над тем, чтобы увековечить Шолохова. Михаил Александрович бывал здесь, он думал о СП России.
  — Похвальная идея!
  Валерий Николаевич, спасибо за интервью, успехов Вам в трудах и благих начинаниях! Божьей помощи!
  — Спасибо.
   

Беседовал Виктор ЛИННИК.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: