Комментариев пока нет
Рубрика: Круг чтения
15.10.2010
Валентин Свинников социологическая лирика
Необычно уже само название этой книги Вилена Иванова – «Социологическая лирика» (М.: «ПРОБЕЛ-200», 2009, 270 с.). Казалось бы, несовместимые понятия. Вилена Николаевича Иванова в России и далеко за её пределами знают как серьёзного учёного. С отличием окончив в 1965 году Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, а в 1968-м – адъюнктуру при ней, он защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Начал работу в Институте социологических исследований АН СССР сначала завотделом, затем замдиректора, а с марта 1983 по сентябрь 1988-го – директором. С марта 1991 по октябрь 2005 года он – первый заместитель директора Института социально-политических исследований РАН, затем – советник Российской академии наук. С 1997 года — член-корреспондент РАН.
Он был вице-президентом Советской социологической ассоциации (1984—1989), возглавлял делегацию советских социологов на Всемирном социологическом конгрессе в Нью-Дели (Индия), избирался вице-президентом Российской академии социальных наук (РАСН), вице-президентом Международной академии социальных наук (МАСН), он – главный редактор общественно-политического журнала «Наука. Культура. Общество», член редколлегий ряда журналов и еженедельника «Аргументы и факты». В 2008 году первым из российских социологов награжден орденом ООН «Единение». За всем этим – напряженный труд, интереснейшие исследования…
Не перечислить всех его общественных постов и научных трудов (более 400). И вдруг – поэзия, несколько сборников стихов… И вполне научный подход – курс лекций «Социология и поэзия», представленный в МГУ им. М.В. Ломоносова и ряде других университетов. И на этой стезе – тоже широкое признание: член Союза писателей России, действительный член Академии литературы, лауреат IV Международного поэтического конкурса «Золотое перо», кавалер Золотой Есенинской медали, Памятной медали к 100-летию М.А. Шолохова, лауреат литературных премий им. А.С. Грибоедова и А.П. Чехова.
Знаю нескольких учёных, пишущих стихи «для себя», «между делом». Но здесь случай другой – по сути, профессиональное отношение к слову. И очень трепетное. Вот его короткое четверостишие «Желание»:
Отрицая пошлость и халтуру,
Признаюсь тебе, приятель мой:
Хочется войти в литературу
Ну, хотя бы, строчкою одной.
Читаешь его стихи «на злобу дня» – мгновенные отклики на события политические, экономические и иные, и веришь тому, что написано в другом стихотворении Вилена Иванова – «Мое кредо»:
Не затянешь меня даже волоком
В этот мир, где большой капитал.
Я всегда остаюсь социологом –
Что бы я и о ком ни писал.
Типичный тому пример – «Непонятая Россия (15-летие ГКЧП)»:
Мы раньше не очень себе
представляли,
Когда на собранья и митинги шли,
Россию, которую мы защищали,
Россию, которую мы потеряли,
Россию, которую нам навязали,
А нынче – понять до сих пор
не смогли
Россию, которую мы обрели.
И далее – опять же чёткая постановка для учёных, и не только для них…
Мы так хотели перемен,
О них судили и писали,
А получили череду измен,
Которых даже не предполагали.
Конечно, наша в том вина,
Что проходимцам доверяли,
Что перестройку поддержали,
Не разобравшись, в чём она.
Но нынче, осознав просчёты
(Давно пора их осознать),
Есть время камни собирать,
Есть время для большой работы,
Пока не пробил грозный час.
В этом главная забота
Для всех, для нас.
Разделяя мнение поэта Андрея Дементьева: «…лирика тоже может быть гражданским свидетельством эпохи, отражённой через душу поэта, через его личные муки и радости, сомнения и надежды», Вилен Иванов в своей вступительной статье к сборнику добавляет: «Гражданское свидетельство эпохи не может не иметь социологического смысла». И как же видит социолог нынешнюю обстановку в стране через призму поэзии? Вот краткая его формула:
Подытоживая в целом перемены,
Что прошли в последние года,
Я скажу вам точно, господа:
Место ценностей заняли цены.
Более развернутую оценку происходящего видим в стихотворении «Реформа»:
Невозможное становится возможным,
Самое простое – самым
сложным,
Самое хорошее – плохим,
Все твоё – принадлежит другим.
Ты ограблен вмиг, молниеносно,
Выживать тебе совсем непросто,
В прессе для тебя о прошлом
бредни,
Каждый день твой может стать
последним.
Модным стало ни во что
не верить,
Всё вокруг себя на деньги мерить,
То, что было грешным –
стало нормой,
В сумме это всё и есть реформа.
Социолог ищет ответ на вечные российские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?» Поэт отвечает:
Страна моя пока молчит,
Страна моя пока грустит,
Страна смятением объята,
Страна моя не виновата,
Но виноваты мы с тобой,
Что допустили кражу и разбой,
Что демократам доверяли,
Что за пьянчуг голосовали,
Голосовали, прошлое поправ.
Ты скажешь, что не все,
и будешь прав,
Но всё равно мы виноваты
За криминальный этот срам,
За наши пораженья и бедлам,
За то, что Западу сдались без боя,
Да и за многое другое.
Нам нынче нужно с силами
собраться
И научиться за Россию драться.
Чтобы страной великой быть,
Нам в битве нужно победить!
Отвечает мужественно, не укрываясь от личной ответственности. И все же целый раздел сборника назван – «Кто делает погоду?» Социолог, естественно, знает, какую роль в судьбах народа играет его элита. Вывод его о «новой элите», занявшей господствующие высоты с начала 90-х годов прошлого столетия, суров:
Нанесли стране огромный вред.
Им никто не верит на полушку.
С нынешнею правящей верхушкой
У России будущего нет.
Ядовитым сарказмом пронизаны десятки его стихотворных характеристик «героев» той поры «первоначального накопления капитала» путём ограбления миллионов граждан страны. И как не задуматься над его четверостишием «Ностальгия?»:
Не возвратить ли старые
портреты,
Недавно снятые со стен?
Большого смысла в этом,
правда, нету,
Но в новых – смысла нет совсем.
Пессимистично? Но ведь под этим вполне прозаические, всем понятные основания. Да и «социология» последних лет выкидывает такие кульбиты, что рейтинги «ниже плинтуса» иного политика вдруг перед выборами взлетают в считаные дни. Как в это поверить социологам истинным, серьезным профессионалам? Разве что задаться вопросом: «Кто сможет?»:
Какой-то жуткий симбиоз
Возник в итоге перестроек,
Как результат обмана и попоек,
И воровства семейных «троек»,
Страну пустивших под откос.
Неужто так и дальше жить?
Кто может это всё остановить?
Вернуть страну на верную дорогу,
И погасить неверье и тревогу,
И дать простор энергии кипучей,
И снова сделать Русь могучей.
Кому такое дело по плечу?
Я, как и вы, об этом знать хочу!
Автор понимает, что нашей политической (чиновной) элите нужна помощь со стороны гражданского общества. «Помощь может иметь различные формы, в том числе и чисто литературные. Поэзия «быстрого реагирования» может быть в этом полезна». Ах, если бы его эпиграммы (дружеские и не очень) читала современная элита и делала выводы! Но Вилен Иванов сам приводит во вступительной статье немало отзывов серьёзных исследователей о «качестве» нашей элиты. Особенно убийственный вывод В. Третьякова: «… абсолютное большинство наших чиновников, от низшего до самого высокого уровня, даже теоретически не понимают и тем более психологически не воспринимают скоротечность, или, по крайней мере, конечность своего пребывания во власти. Они не умеют, да и не хотят строить свою работу и жизнь так, чтобы через четыре, восемь, максимум двенадцать лет покинуть свой пост, оставив после себя завершённые реформы, добрую память и неразворованную казну».
Кому только не достаётся от остроумного поэта-социолога в разделе «Кто делает погоду?» И Борису Ельцину, и Егору Гайдару, и «правым» из СПС, и «министру антикультуры» Швыдкому. Конечно, не обойдён вниманием М. Горбачёв:
Его, как прежде, тяжело понять,
Но он, как прежде, суетится:
Всё что-то хочет «углублять»,
Отвергнутых страной
объединять.
Пора б ему угомониться.
И далее о нём же с ядовитым эпиграфом из Саши Чёрного «Рождённый быть кассиром / в тихой бане…»:
Похоже, он сумел угомониться,
И это вовсе не «прикол»:
Он занялся рекламой пиццы
И, наконец, себя нашёл.
Но и через десяток страниц сборника Вилен Иванов откликнулся на сообщение «АиФ», 2007, № 3, с. 48: «… М. Горбачев стал журналистом. Экс-президент СССР будет ежемесячно вести авторскую колонку в газетах США, Латинской Америки, Азии и Европы».
Он понял, что древнейшая
профессия
Ему других по сути ближе.
Теперь в Нью-Йорке, Токио,
Париже
Его статьи звучат, как песни.
Пусть содержаньем не богаты,
Но за хорошие деньжата –
Под чью-то дудку петь готов
Общедоступный Горбачёв.
И в разделе «Служители муз» читатели без труда узнают многих известных лиц в кратких, метких стихотворных портретах. Вот Лия Ахедшакова: «Кто-то до меня сказал / очень образно и точно: / Травести и аксакал / в ней соединились прочно». Здесь его разящее перо становится мягче, сдержаннее, уважительнее, например, по отношению к Валентину Гафту, Олегу Табакову, Татьяне Дорониной, Василию Лановому, тем более Валентину Распутину и Николаю Рубцову.
Именно в этом разделе Вилен Иванов показал, как тонко может он чувствовать слово, играть и смыслом, и аллитерациями. Так, в «Эпитафии» (на смерть депутата
С. Юшенкова) он подметил особенности нынешней «свободы»:
Всё Федеральное собрание
скорбит:
Вчера на улице Свободы
Избранник нашего народа
Свободно кем-то был убит.
А как изящно откликнулся он на строку Новеллы Матвеевой – «Никого так не хочется к сердцу прижать, как ежа!»:
Стихи у Вас, как грустные
пророчества,
К тому же и звучат, увы, всё реже,
А ежа прижмите, если хочется,
Говорят, и ёж бывает нежен.
Но и «шутки злости самой чёрной», написанные «прямо набело», как отзывался А.С. Пушкин о графине Росетти, из-под пера Вилена Иванова вылетают, когда пишет он о таких «явлениях современности», как книга Виктора Ерофеева «Мужики»:
…В нагроможденье модных слов
И примитивных рассуждений
Понять несложно – он не гений
И ненавидит мужиков.
А кто захочет, тот увидит:
О равноправии трубя,
Он женщин тоже ненавидит,
Но любит горячо себя.
Ещё больше досталось Владимиру Сорокину, объявившему в «МК» (21 августа 2002 г.): «Я же очень хотел наполнить русскую литературу телесностью, запахом пота, движением мышц, естественным отправлением…»:
Эпоха упадка. Дела наши плохи.
И, кажется, выхода нет.
Но появился писатель Сорокин
И всех приглашает в клозет.
И, будоража зловоньем столицу,
Нас просвещает о том,
Как побыстрее всем
«насладиться»
Литературным дерьмом.
Чтобы, проснувшись днём
или ночью,
Долго его не искать,
Он предлагает уверенно очень
Книги свои прочитать.
На дух не принимает Вилен Иванов современную эстраду и захваченное ею телевидение:
ТВ сегодня
Порядок новый свыше дан
(чтоб беспокойных успокоить).
И вмиг гламурные герои
Собой заполнили экран.
И кто-то остроумный на вопрос:
«Как к телевидению найти
сравненье?»
Простую фразу произнёс:
«ТВ – потоки удобренья»…
А в стихотворении «Новые трубадуры» отдаёт должное пишущей братии:
…И славит журналистов братия
Такое чудное занятие,
Себя спасая от депрессии,
Способна убедить страну,
Что две древнейшие профессии
Легко сливаются в одну.
Впрочем, вовсе не хотел бы, чтобы у читателя возникло впечатление о Вилене Иванове только как о бесстрашном и ядовитом критике всего и вся в нынешней нашей жизни. Он выступает глубоким философом, когда размышляет и во вступительной статье, и в стихах о смене поколений, о неминуемом для каждого финале жизни земной. Целый раздел посвящён теме смерти – и бессмертия. Автор признаётся, что даже самые близкие не приняли его пессимистических стихов о подступающей старости и грядущей смерти. Но не побоялся представить эти стихи, честно отражающие пережитый им кризис и преодоление его с обновленным, светлым взглядом в грядущее. Не случайно так много у него стихов о ветеранах, которые жили и живут заботами страны, верят, что жизнь их отдана большой жизни великого народа. Не об этом ли его стихотворение «Наша революция» с обязывающим подзаголовком «Обращение ветерана» и эпиграфом из
В. Маяковского – «Да здравствует революция, / радостная и скорая!»:
Я коллегам своим нынче должен
сказать,
Сокровенною мыслью своей
поделиться:
«Революцию надо не проклинать,
Революцией надо гордиться!»
Она жизнь человечью сумела
поднять
На ещё небывалые в мире высоты.
Для борьбы, для любви,
для великой работы,
Для того, чтобы правду во всём
утверждать,
Чтоб мечты о свободе могли
воплотиться.
Потому революцией надо
гордиться,
И во славу её нужно гимны слагать!
В завершение скажу, что блистательные отзывы о Вилене Николаевиче Иванове в той же книге оставили известные писатели и учёные, откликнувшиеся на недавний его 75-летний юбилей – в большинстве своём доктора наук, удивленные и восхищённые его «второй ипостасью» в творчестве.
Комментарии:
Статьи по теме:
Управляемый хаос, или «Дамаск за три дня»
Экс-президент Сирии Башар Асад – в Москве. Потому что своей страны у него больше нет. Толпы &l...
Названы лауреаты Национальной премии «Имперская культура» имени профессора Эдуарда Волод...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий