slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Вакансия в новом ракурсе. Мюзикл «Доходное место» в Московской Оперетте

Слово «вакансия» я вынесла в название своих заметок не случайно. Не только потому, что речь в новом спектакле «завязана» на проблеме выгодной вакансии. Просто память вернула меня к уже далёкому 1981 году, когда на экранах кинотеатров промелькнула музыкальная картина с сюжетным обращением к известной комедии А.Н. Островского «Доходное место». Музыку к ней написал уже тогда очень популярный Геннадий Гладков на тексты тоже необыкновенно популярного барда Юлия Кима, выступившего в титрах под псевдонимом Ю. Михайлов. Актеры были исключительно «звездные», а в роли правдолюбца Василия Жадова появился бесконечно очаровательный юноша Леня Каюров.
Я и нынче часто вспоминаю это кино «Вакансия», а потому с особым волнением и даже трепетом, собиралась на театральную премьеру в Оперетту. Заранее было известно, что авторы основательно поработали над новой редакцией будущего спектакля. Мне довелось прочитать немало лекций о киномюзиклах, так что его каноны очень удобны для анализа произведения, претендующего на звание «чистого», или «классического» мюзикла. Во многом этим канонам отвечает то яркое, многоцветное зрелище, которое предложили зрителям авторы, театр и режиссёр-постановщик (он же и балетмейстер) Валерий Архипов. Кстати, особо отмечу, что оркестр театра на этот раз звучал значительно ярче, собранней и чище, чем обычно (музыкальный руководитель и дирижер Андрей Семёнов). Сцена искренне радовала разнообразием, красотой, изобретательностью, красочностью, выдумкой (отмечу особенно интересные работы художника по свету Александра Сиваева, видео и анимацию RAKETAMEDIA и элегантные, очень красивые костюмы артистов). То есть, под пронзительно талантливой эгидой знаменитого сценографа Бориса Краснова сцена была подготовлена на ура.
Конечно, едва ли не всем, кто заполнил зал, известна в подробностях комедия великого русского комедиографа. Но это — не главное. Что касается драматургии, то она по-настоящему радует своей точностью, верностью автору и, главное — верностью авторской интонации, увлеченно подхваченной талантливой группой театра. Но хотим мы того или нет, но действие (а так и в пьесе написано!) чётко делится на остросатирическую линию обличения канцелярщины, чинушества, взяточничества, конкретного воровства и т.д. Всё, что связано с канцелярией и столоначальничеством просто захватывает, вводя порой в некое оцепенение своей остротой, нарочитым своеобразным цинизмом в танцах и хоровых изъяснениях живущих на сцене чиновников в мундирах, напоминающих по пластике не только танца, но и просто движения персонажей Добужинского из его иллюстраций к Гоголю. Удивительная точность и глубина узнавания!.. И на жизнь двух высокопоставленных персонажей – штатского генерала Вышневского (Игорь Балалаев) и «подначальника» Вышневского Юсова (Дмитрий Лебедев), которые живут в действии естественно и убедительно. Вокально-танцевальный строй чиновников просто захватывает, но не мешает развитию сюжета.
Музыка умная, яркая, сверкающая. Два главных номера просто великолепны – «Доходное место» и «Общественное мнение». Но… что-то свербит. Может, дело в том, что спектакль получился внежанровым: не мюзикл в чистом виде, ни пьеса с музыкой. Поскольку, наверное, многовато разговорного текста, а хотелось бы больше музыки. Сатирическая струя сильная, а лирическая вялая, хотя и мелодичная, как и вся гладковская музыка. У темы канцелярии (назову её так) больше движения, остроты, умной язвительности. А в бытовых сценах, прежде всего в доме Кукушкиных, — опять сплинная вялость. И ведь что странно? Если б меня категорически заставили назвать самое лучшее в спектакле, я назвала бы (как совершенные работы) сценографа Краснова, исполнительницу роли Фелисаты Герасимовны Кукушкиной Инару Гулиеву и очень любопытную, намеренно не до конца раскрытую личность некоего Досужева в первоклассном решении Дмитрия Шумейко…
Но при этом я же говорю, что все персонажи спектакля, как говорится, на месте. Оно-то так, да не совсем. Уровня вышеназванной мною троицы, пожалуй, никто не достигает. Все милы, точны, экспансивны, но… обе крайне симпатичные девушки — Полина (Дарья Январина) и Юлинька (Алена Голубева), к сожалению, весьма несовершенны в вокале (особенно в красивом «выходном» дуэте). Ну, понятно, репетиции, премьера, всё это может выправиться, но, увы, пока пение не радует. Обладатель красивого, чистого и ясного голоса Павел Иванов (он играет правдолюбца Жадова), по сути, не прописан авторами пьесы: ему – при всей его убедительной внешности и отличном вокале – просто почти нечего делать. Может и потому, что партнерша слабая. А Иванов мог бы быть четвёртым в победителях «Доходного места».
Удачливый обладатель вакансии Белогубов (Никита Грабовский) тоже какой-то: и тот, и не тот. Но у него возможностей всё-таки больше, чем у Жадова… Просто ужасно мне жаль Иванова. Вспоминаю его в других партиях, например, в «Цыганском бароне», в «Собаке на сене», и не могу понять, что же такое случилось, что Жадов не состоялся. А пьеса есть, музыка есть, сценография выше всяких слов. Но… слишком много места уделено разговорным сценам. В таких случаях обычно говорят: накатается спектакль, время внесёт положенные коррективы, уточнив наверняка и «чистоту» жанра мюзикла.
В отличие от критиков зритель многое прощает. Ему многое нравится, да и не может не нравиться шикарная сцена, темпераментный (увы, не во всём!) темпо-ритм спектакля и, разумеется, то, что, как и в комедии Островского, побеждает добро и порядочность… Если б дали Павлу Иванову побольше попеть, и чтоб была партнерша не просто очень милая и обаятельная... Ведь в этом же спектакле как радует не только своей красотой, но и красивым голосом Светлана Криницкая в роли жены Вышневского!
Спектакль состоялся. Но теперь надо доводить его до ума. Все данные налицо и, прежде всего, Её Величество музыка народного артиста России Геннадия Игоревича Гладкова. Да и комедия Александра Николаевича Островского, как показало время, всегда находит своего зрителя. Публике, впрочем, премьера очень нравится. Завалили цветами, аплодировали стоя.

Наталья ЛАГИНА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: