Комментариев пока нет
Творчество здесь больше не живёт
Адольф Гитлер.
Люди театра — совершенно особая каста. Конечно, мы — патриоты «большой Родины», но понятия Родины «малой», дома и даже Отечества неразрывно связаны для нас с нашим любимым театром.
Что же происходит сейчас? Почему большинство из нас чувствует, что ситуация становится всё более катастрофичной и, кажется, что с каждым новым днём мы все ближе подходим к пропасти?
Давайте вспомним, что любой театральный организм — это «государство в государстве», и все процессы, происходящие в нём, являются отражением глобальных «тектонических сдвигов» в большой стране.
Складывавшейся в течение веков славянской культуре свойственно целомудрие и уважение к истории. Именно с разрушения духовных ценностей народа начинается разрушение страны, её целостности и независимости. Так постепенно подминается культурная самостоятельность и самобытность, а затем прокладывается дорога к европейским «либеральным ценностям». И люди — а особенно молодёжь — уже «не помнят себя», не знают, кто они и откуда, путают Александра Невского с Кутузовым, а Наполеона с Гитлером, считают гомосексуализм нормой, а «Войну и мир» — романом о Великой Отечественной… Да ведь всё это и было целью пресловутого глобалистского лобби!
А началось всё в совсем недавнем прошлом. Помните, как в 91-ом большинство из нас добровольно обменяло впервые в мире достигнутые победы — социальную защищенность, бесплатные и лучшие в мире образование и здравоохранение, право на жилье, труд, отдых, достойные пенсии — на «фантики от конфет», на цветные витрины и рекламные плакаты? Но что толку в 30-ти видах сыра при пенсии в 20 тысяч рублей? И, кроме того, можно ли быть уверенным в качестве этих пёстрых (как в Европе!) продуктов? По меткому высказыванию известного политика Юрия Болдырева: «верните советские ГОСТы — и полки магазинов опустеют»…
…А что же театр? Как в этом «маленьком зеркале» отражаются большие беды большой страны?
Всего полгода назад не стало художественного руководителя театра «Содружество актёров Таганки» Николая Николаевича Губенко, а сейчас кажется, что эта беда случилась уже очень давно… Наш коллектив прожил под его руководством 27 лет, все эти годы оставаясь одним из последних патриотических рубежей среди московских театральных подмостков. Русская и советская классика стала основным художественным «инструментом», посредством которого Николай Николаевич исследовал русские «культурные коды», пытаясь просвещать, возрождать в людях интерес к истории и гордость за свое Отечество.
А люди театра знали и почитали свою собственную «маленькую» историю, ведь наша биография начинается не с 1993 года, когда было создано «Содружество…», а гораздо раньше, с «долюбимовских» времен, когда в 1946 году (сразу после войны! И это само по себе событие знаковое — советское руководство считало необходимым не только строить метро и снижать цены, но и давать людям «пищу духовную») появился на свет Театр драмы и комедии, возглавляемый талантливейшим режиссёром Александром Константиновичем Плотниковым.
Позже, в 1964 году, коллектив возглавил Юрий Петрович Любимов, и театр стал именоваться «Таганкой»…
А затем, при разделе в 1993 году, образовалось два театра – «Таганка» и «Содружество…». С тех пор в течение 27-ми лет мы создавали, строили, занимались творчеством и жили «одной семьей». А Плотников и Любимов, Высоцкий и Славина стали нашей историей и биографией. Маленькое государство в большой стране…
Постепенно в фойе одна за другой начали появляться выставки, экспозиции которых рассказывали зрителю о нашей театральной жизни, исторических вехах, выдающихся актерах. И со временем их стало достаточно для создания небольшого творческого музея…
Но всё оборвалось в августе 2020 года… Николай Николаевич всего один день не дожил до своего 79-летия.
А через четыре месяца в «Содружество актеров Таганки» вошёл новый директор — Ирина Апексимова, уже несколько лет руководившая находящимся «за стенкой» «Театром на Таганке». Против этого назначения при жизни категорически возражал Н.Н. Губенко, о чём прекрасно было известно и самой новой директрисе, и руководству Департамента культуры, возглавляемому Александром Кибовским.
И тут мы узнали, что такое разрушение. Ирина Викторовна и её сотрудники сразу стали вести себя, как захватчики на оккупированной территории. («Актёры — это животные, — сказала Ирина Викторовна в одном из недавних интервью. — В хорошем смысле слова…»). О хамском отношении нового руководства к коллективу, думаю, можно и не говорить. Нет, они не ругались и не кричали, а просто вежливо и методично «подводили» того или иного сотрудника к мысли о том, что в их театре он не найдёт себе применения.
Люди, многие годы жившие в служебных квартирах, когда-то «выбитых» для театра Николаем Николаевичем, тут же «повисли на волоске», о чём им не раз намекнули подручные новоиспеченного директора. И сразу же потянулся «ручеёк» — профессионалы, проработавшие в «Содружестве…» по 20—25 лет, начали один за другим писать заявления об уходе. Нам стала наглядно ясна истина, озвученная несколько месяцев назад журналистом Андреем Карауловым: нужны не люди и театр, а квадратные метры в центре Москвы. И чем меньше останется живых «голов», тем лучше…
На смену созидателям пришли дельцы. «Либеральные ценности», как коррозия разъедающие страну, проникли и в дом, который мы, кажется, ещё вчера считали своим. А если вспомнить недавнюю историю, то и вовсе интересная картина вырисовывается.
…После того, как от госпожи Апексимовой, активно продвигаемой Московским департаментом культуры, удалось избавиться Роману Григорьевичу Виктюку (что, как говорят, стоило ему инсульта), она была назначена директором «Театра на Таганке», к которому до этого не имела отношения ни как актриса, ни как человек, каким-либо образом творчески близкий. За несколько лет «руководства» не только память об истории когда-то легендарного театра, но и сам его дух ей удалось вытравить полностью. И вот этот знаменитый в своём роде и весьма эффективный менеджер от театра пришёл в «Содружество актёров Таганки», где главными ценностями всегда считались патриотизм, любовь к Родине, знание истории страны и память о её великом прошлом.
Кстати, одна любопытная деталь. Появление госпожи Апексимовой в очередном театре всегда сопровождается ремонтом здания — так было у Виктюка, так было на Таганке, так произошло и в «Содружестве…». И как-то сразу возникает ассоциация с бордюрами и плиткой, которые после прихода на пост мэра господина Собянина в Москве стали перекладываться практически ежегодно…
…Любовно создаваемые и бережно сохранявшиеся в течение многих лет выставки Ирина Викторовна, разумеется, дала указание демонтировать. Бюст Маяковского, многие годы украшавший фойе (им очень дорожил Николай Николаевич), было приказано убрать (или попросту выбросить?).
История должна быть стерта из памяти людей, они обязаны забыть о «Содружестве…», возглавляемом Губенко, о его творческой направленности и нравственных ценностях… (Помните знаменитые кадры военной кинохроники о том, как фашисты, войдя в Ясную Поляну, устроили казарму в доме великого русского писателя?..) Примерно в это же время были остановлены, а затем и вовсе запрещены восстановительные репетиции последнего спектакля Губенко «Нечистая сила» по роману Валентина Пикуля.
И, думается, пройдёт совсем немного времени, и произойдёт реорганизация (это, судя по всему, и есть конечная цель «реформаторов» и «оптимизаторов» театра), «Содружество актеров Таганки» будет поглощено «Театром на Таганке» (от которого тоже давно осталось лишь название). А на нашу сцену, где 27 лет «жили» Чехов и Салтыков-Щедрин, Горький и поэты военного времени, придут Сорокин, Богомолов, Серебренников… Так закончится история дома, созданного патриотом своего Отечества Николаем Николаевичем Губенко…
Что ж… Отражение «большой страны» в «маленьком зеркале» театра…
Ирина ЛИС.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий