slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Троцкий: «Если бы не я...

...революции бы не было!» Именно эту фразу с высокомерной бравадой бросает мексиканский пенсионер Троцкий (К. Хабенский) своему собеседнику канадцу Фрэнку Джексону (Максим Матвеев) в одноимённом сериале на 1-м канале. Удивительна не эта, слабо подтверждаемая документами и свидетельствами участников исторических событий заявка на бессмертие Троцкого.
Удивительно то, что современному зрителю непросто с ходу парировать эту хвастливую претензию. Стараниями историков и пропагандистской машины советского периода Троцкого сначала вычеркнули из истории революции и Гражданской войны, а вернее, оставили его в ней с огромным знаком минус. В течение 70 лет приходилось скорей догадываться об истинных масштабах необычайной талантливости, дьявольской энергии и чудовищной кровожадности этого исторического персонажа.
Сериал «Троцкий» режиссёров Александра Котта и Константина Статского и «Демон революции» режиссёра Владимира Хотиненко — подарок Первого и «Россия 1» каналов отечественному телезрителю на 100-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Ленты появились неусыпными стараниями продюсеров Эрнста и Цекало, а также Роднянского, Златопольского и Мелкумова соответственно.
Уже из названий сериалов следовало, что создатели замахнулись, ни много ни мало — на свою собственную версию истории Русской революции. Их решение подразумевало пренебрежение реальной исторической тканью событий, нахрапистое продвижение воззрений эпохи постмодерна, для которого нет ничего устоявшегося, общепринятого, а всё, напротив, вопиёт об обязательном разрыве с традицией.
В своём прочтении биографии «Демона революции» (а так называли в те пламенные годы именно Троцкого) режиссёры и сценаристы следуют автобиографии Троцкого «Моя жизнь», где Сталин (в фильме Орхан Абулов) выведен серой посредственностью, годной разве что на эксы с дилижансами и провальные операции на царицынском фронте. Авторы тщатся убедить зрителя в том, что Сталин проигрывает Троцкому по всем статьям: в популярности среди революционных масс, во влиянии среди партийных верхов, как оратор и как военный стратег.
Хабенский, который уже приступал к роли Троцкого в сериале «Сергей Есенин», здесь рисует образ сложный и примитивный одновременно. Его сверхзадача — не просто восстановление истины по поводу роли Троцкого в Русской революции и Гражданской войне. Здесь попытка расставить акценты таким образом, чтобы с преувеличениями и крайностями вознести Лейбу Троцкого, сына состоятельного еврея из Харькова, на такую высоту, которая бы прямо подтверждала его решающую роль в поворотных моментах революции и Гражданской войны. Троцкий одноимённого фильма – руководитель Петросовета в революции 1905 года, инициатор Октябрьского переворота 1917 года. Именно он, показывают нам, подталкивает к вооружённому выступлению Ленина, который с июля по конец октября, в решающие месяцы революции, прятался по очереди то в Разливе, то в Финляндии или на явочной квартире в Петербурге. Показательна для идеологии фильма решённая в балаганном духе издевательская сцена поисков Троцким Ленина в присутствии вечно колеблющихся Зиновьева и Каменева, которых он призывает согласиться с его намерением штурмовать Зимний немедленно, то есть в ночь на 25 октября. Он начинает искать Ленина в комнате: «Ау, где Ленин? Нет Ленина».
С началом Гражданской войны Троцкий на самых высоких постах – он фактически Верховный главнокомандующий всеми вооружёнными силами красной России в годы Гражданской войны на посту Председателя Реввоенсовета республики.
Было ясно и вчера, что всей правды об истинных отношениях Троцкого и Ленина советские историки нам никогда не говорили. Как объяснить, что Старик, годами враждовавший с молодым и амбициозным социалистом и раздававший ему все ругательные клички, на придумывание которых был неистощим (Иудушка и Политическая проститутка, наверное, были самыми приличными), прощал Троцкому все прегрешения перед Марксом и его теорией? Было ли дело только в выдающихся журналистских, теоретических и ораторских способностях молодого марксиста? Или в весьма ценных для РСДРП и Ленина связях Троцкого с финансовыми воротилами Запада? Но факт, что Ленин с подозрением относился к поступкам и речам ловкого пройдохи, то ли «межрайонца», то ли меньшевика, то ли агента еврейских финансовых кланов, который, в частности, начал первым (ещё в 1908 году) издавать газету «Правда». Впрочем, если и когда речь заходила о том, что необходимо для дела революции, Ленин был готов переступить через чох и сон и вороний грай. Всё, что было полезно для революции, было полезно и для Ленина.
Удручает одно: выправление вчерашних неправд о Троцком идёт за счёт сотворения новых неправд. И в этом – заведомый проигрыш создателей фильма.

Виктор Линник.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: