slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Трагическая исповедь души…Спектакль «Чайковский» в Московском театре им. М.Н. Ермоловой

«Вы спрашиваете, что такое симфония?Отвечу: Это – лирическая исповедь души…»
П.И. Чайковский.
Это очень необычный спектакль, хотя, как кажется, всё в нём внешне обыденно для зрителей. Но всё ли?! Судя по названию, речь пойдет о каких-то фактах жизни нашего великого классика, что очень хорошо, потому что о композиторах театр рассказывает крайне редко или вообще пользуется только их музыкой.
Тут все иначе: музыка Чайковского звучит, как говорится, «за кадром», то есть не в самом действии, а в закулисном сопровождении, разумеется, не просто влияя на действие, но и создавая его «климат» и перенеся родственников и друзей композитора в украинское село Каменка, где живет любимая сестра Чайковского Александра Ильинична Давыдова, в момент приезда её тридцативосьмилетнего брата.
Казалось бы, совершенно естественно, что тут дела семейные, но все отмечено некоторыми шероховатостями и сложностями. Например, только что с треском провалилась в столице премьера балета «Лебединое озеро», над которым именно в Каменке год назад начал работать Петр Ильич. Во-вторых, наш русский гений, окончательно разочаровавшийся в своей жене Антонине Милюковой, на которой женился легкомысленно и без любви, только-только пытался покончить с собой. Сочинение, которое он писал для церкви в Каменке, не получилось. Настоящей работы нет, материальные дела окончательно расстроены — Чайковский хандрит, капризничает, не находит себе места и дела…
Вот в таком состоянии он появляется у сестры. А в доме Давыдовых его ждут в почти стрессовом нервном напряге. Даже сестра с горечью замечает: «Думаешь, мне просто всю жизнь думать только о нём, ловить его каждый взгляд, каждый вздох?.. Как спал, Петенька, не болит ли голова, Петруша? Петя не является человеком в узком смысле этого слова… Петя не человек. Он – гений...». «И еще очень важно, — добавляет муж Александры Лев Васильевич, — нервы, нервы… В связи с нервами возникает проблема номер два: житейская пошлость. Пошлость заставляет его рыдать. А это недопустимо. Нам не нужен рыдающий гений…».
Можно продолжать, но, наверное, не стоит. Уже понятно — то, что будет впереди, не так уж уютно и радостно… Но надо сказать о самом главном: всё, что происходит в спектакле, поставленном одаренным Александром Созоновым и художественным руководителем постановки Олегом Меньшиковым, это — сон Чайковского!
Сон, в который вторгаются конкретные реалии — беспокойство смятенной души композитора, трагические размышления о минувшем и будущем, когда и посоветоваться, по сути, не с кем. Тогда в центре действия возникает божество композитора — Моцарт… Моцарт ему необходим. Необходим отчаянно. Тем более что далеко не все, кто в данный момент окружает Петра Ильича, оправдывает его во всех его капризах и бесконечных нервных срывах. Вот мнение мужа сестры: «Даже если и гений, то почему мы должны подчинять жизнь ему? Дело не в том, гений ты или нет, а просто нужно относиться друг к другу по-человечески, не плясать на задних лапках… Уважать… Ну, чем, скажи мне, пожалуйста, чем уж так Петр Ильич отличается от любого из нас? Что, он лучше тебя? В нем больше любви или разума?.. Отчего же тогда мы должны любить его больше, не встречая с его стороны ответа?..».
А ответ композитор ищет у Моцарта. Вместе со своим кумиром он парит над сценой в ночном небе, вместе на полном взаимопонимании вращается на грешной нашей земле, но далеко не всегда получает искомый ответ… Надо сказать, что такой смятенный характер убедительно создает молодой Сергей Кемпо.
…Сама пьеса во многом необычна. Необычен и поразительно талантлив драматург, вернее кинодраматург Юрий Арабов. Его победное шествие началось с момента выхода его первого фильма «Господин оформитель». А затем последовали оригинальные фильмы Александра Сокурова по сценариям Арабова. Не стану их перечислять, сейчас важно понять, что именно арабовский «сон» — основной и мощный прием действия и поведения Чайковского в одноимённом спектакле. При этом в жизнь сцены — а она довольно активно населена — включены ситуации, условно-конкретно приближенные к нам. Например, девочка на велосипеде, мобильный телефон и т.д. и т.п. И все это с редкостной точностью «работает» и на сюжет, и на характеры, и на философию. А участие Моцарта абсолютно необходимо — как разговор обоих гениев об искусстве.
Хочется видеть, слушать, переживать, спорить… Все эти разные ипостаси остро живут в спектакле, решённые отличной драматургией, умной и яркой режиссурой, выразительной сценографией (Мария Кривцова), изобретательной хореографией (Полина Пшиндина) и, разумеется, эмоциональным светом (художник по свету Андрей Ребров, видеохудожник Давид Зарипов). И конечно отличный актёрский ансамбль, где, по сути, ярко и убедительно играют все, но прежде всего Сергей Кемпо (Чайковский), Мария Бортник (Александра Давыдова), Александра Назарова (бабушка Александра Ивановна Давыдова), Филипп Ершов (Моцарт), Никита Татаренков (отец Александр, настоятель храма). Короче, очень хороший спектакль. Надо смотреть!

Наталья ЛАГИНА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: