Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
18.09.2017
Толстому I – 200 лет
Неудивительно, что первые литературные опыты Толстого («Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет») оказались, как у Пушкина, на французском языке. Вышло у него нечто фантазийное, макаберное, навеянное Гоголем и модными тогда готическими романами. Опубликованную вскоре (1841 год) повесть «Упырь» с одобрением отметил В. Белинский, написав, что «эта небольшая <...> книжка носит на себе все признаки ещё слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования, которое нечто обещает в будущем…. Мастерское изложение, уменье сделать из своих лиц что-то вроде характеров, способность схватить дух страны и времени, к которым относится событие, прекрасный язык, иногда похожий даже на «слог», словом — во всём отпечаток руки твёрдой, литературной…».
С детства в Толстом было заложено главное — это живое чувство родины как безошибочный компас всей его жизни и творчества и непреодолимая тяга к литературе. Побудительных мотивов к писательству было у Толстого немало, не последним из них было знакомство с величайшими литераторами эпохи.
В одном из путешествий по Европе дядя Перовский вместе с мальчиком Толстым навестил Гёте. Олимпийский старец был очень мил, предсказывал большое будущее русской литературе, посадил Алёшу к себе на колени и подарил ему кусок бивня мамонта с собственноручно нацарапанным на нём изображением фрегата. «От этого посещенья, — вспоминал впоследствии Толстой, — в памяти моей остались величественные черты лица Гёте…, к которому я инстинктивно был проникнут глубочайшим уважением, ибо слышал, как о нём говорили все окружающие».
В петербургском доме дяди, хорошо известного тогдашней читающей публике России под псевдонимом Антоний Погорельский и послужившего Л. Толстому прототипом для образа Пьера Безухова, юный Алёша Толстой с восторгом взирал на Пушкина, шумного, смешливого, с курчавой копной русых волос.
Василий Андреевич Жуковский, воспитатель наследника престола, пригласил к цесаревичу недоросля Толстого в качестве товарища для игр. Завязавшаяся дружба с будущим императором Александром II продлилась всю жизнь. Близость к венценосцу позволила Толстому впоследствии избавить от ссылки Тургенева, которая грозила ему после публикации статьи на смерть Гоголя. «Что нового в русской литературе?» — спросил его в другой раз император. «Русская литература скорбит в связи с осуждением Чернышевского», — не побоялся ответить Толстой. Такое мало кому сходило с рук. Графу же, дерзавшему «истину царям с улыбкой говорить», прощалось многое.
Породистый красавец, обладавший огромной физической силой, Толстой мог винтом закрутить кочергу, гнул подковы, пальцем вдавливал гвозди в стену и с рогатиной хаживал на медведя, взяв за свою жизнь добрую сотню топтыгиных. Наследник солидного состояния (десятки тысяч десятин земли, тысячи крепостных, дворцы), спутник и наперсник императора, баловень судьбы, по меркам обычного человека, Алексей Константинович стоит особняком в русской литературе, которая вся то в долгах, как в шелках, начиная с Пушкина, то в разночинной нужде, наподобие Чехова. В отличие от большинства российских литераторов Алексей Толстой был богат, знатен, удачлив в любви, а о гонорарах задумался только под занавес жизни, основательно поиздержавшись. Истинный аристократ, он отличался неподдельным демократизмом, всегда равно держал себя как с высшими сановниками, так и со своими крепостными крестьянами, не опускаясь до спеси или пошлого пресмыкательства.
Ему было тридцать с небольшим, когда он познакомился со своей избранницей Софьей Андреевной Миллер (урождённой Бахметьевой). Стихотворение, посвящённое встрече с ней — «Средь шумного бала, случайно», — по праву принадлежит к вершинам русской любовной лирики. В Крымскую кампанию Толстого, вооружившего трёхтысячный отряд добровольцев для участия в войне, свалил тиф. Софья Андреевна немедленно помчалась к нему и не отходила от его постели, пока не выходила его, ослабевшего, почти умирающего. Императору по нескольку раз в день доставляли депеши о состоянии здоровья графа.
Смолоду закружившись в балах, светских раутах, заботах царской службы, заграничных путешествиях, военных приключениях в Крымской войне, Толстой написал сравнительно мало. Но то немногое, что им написано, давно и прочно причислено к отечественной классике. «Князь Серебряный» относится к обязательному чтению для романтических недорослей, влюблённых в историю, «Козьма Прутков», большая часть которого принадлежит перу Толстого, остаётся настольной книгой для саркастических любомудров, а историческая трилогия из трагедий «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис» до сих пор входит в репертуар отечественных театров.
Особенность толстовских текстов (длинные пятистопные и шестистопные ямбические строки), их близость к русской народной песне делали их особенно привлекательными для композиторов. На стихи Толстого написано свыше 130 музыкальных произведений, главным образом романсов, что, пожалуй, является рекордом для русских поэтов. Список композиторов, которые обращались к его произведениям, кружит голову — это всё первые имена в музыкальном сочинительском цеху: Чайковский, Кюи, Рахманинов, Гречанинов, Балакирев, Мусоргский… «Толстой — неисчерпаемый источник для текстов под музыку — это один из самых симпатичных мне поэтов», — писал П.И. Чайковский.
Влюблённый в Россию и в Италию, которая сразила его воображение ещё в детстве, Толстой остался в стороне от бушевавших в России в середине XIX века битв западников и славянофилов. Он сознавал правду как одного, так и другого лагеря, не принимая их вполне. «Двух станов не боец, / но только гость случайный, / За правду я бы рад поднять мой добрый меч, / Но спор с обоими — досель мой жребий тайный, / И к клятве ни один не мог меня привлечь», — признавался он в одном из своих самых известных стихотворений. «Да, мы были противниками, но очень странными. У нас была одна любовь… — и мы, как Янус или двуглавый орёл, смотрели в разные стороны в то время, как сердце билось одно», — скажет потом по поводу ожесточённых споров русской и западной партий Герцен.
Виктор ЛИННИК.
Торжества на Брянщине
С 31 августа по 2 сентября в Брянске прошли большие торжества, посвящённые 200-летию со дня рождения Алексея Толстого: международная научная конференция, выставки и концерты, возложение цветов к памятнику А.К. Толстому.
В конференции участвовали филологи, историки, культурологи, писатели, краеведы, сотрудники музеев и библиотек из Москвы, Санкт-Петербурга, Брянска, Воронежа, Орла, а также представители Германии, Японии, Белоруссии, Узбекистана. Члены делегации СП России участвовали в работе каждой из секций конференции: Николай Иванов — «Имя А.К. Толстого на литературной карте России», Николай Старченко — «Охотничьи мотивы в творчестве Толстого», Григорий Шувалов — «А.К. Толстой и современная поэзия», Виктор Кирюшин участвовал в дискуссии «Власть и общество в творчестве Толстого и его современников». Были презентованы первые два тома из Полного собрания сочинений А.К.Толстого, выпускаемых издательством «Классика».
До сих пор собрания сочинений Толстого умещались в 4 тома. Издательство «Классика» выпускает ныне академическое издание произведений Алексея Константиновича в пяти томах, что следует приветствовать как желание дать отечественному читателю наиболее полное представление о творчестве сиятельного графа.
Торжественный вечер «Сердце полно вдохновенья…» в Брянском театре драмы им. А.К. Толстого открыл 1 сентября заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, генерал-лейтенант госбезопасности Мурат Зязиков, который сказал:
«Сегодня мы отмечаем 200-летие выдающегося гражданина России, совести нации, писателя, поэта, драматурга Алексея Константиновича Толстого… Проходят эпохи, меняется власть, рушатся империи — но Толстой остаётся. Как остаётся и русский мир, как остаётся великий русский язык, который объединяет народы. Был период, когда об этом мало говорили. Но я хочу подчеркнуть, что русский язык был, есть и остаётся государственным, культурообразующим, народообразующим, и свидетельством тому тот факт, что мы сегодня здесь, в этом прекрасном зале, на этом великом торжестве… Хочу сказать, что Бог богат своими щедротами, и это Божий промысел, что мы сегодня здесь вместе, что у нас есть такие великие сограждане, как Алексей Константинович Толстой. Его «Князь Серебряный» является бесконечным экскурсом любви к Родине. Я хочу ещё раз сказать, что Бог нас любит, потому что на свет мы появились гражданами России и у нас есть такие писатели».
Губернатор Брянской области Александр Васильевич Богомаз в своём выступлении сказал, что Толстой подарил миру замечательные лирические стихи, историческую прозу, пьесы, которые до сих пор не сходят со сценических площадок всего мира. «Граф Толстой родился в Санкт-Петербурге, но многие годы прожил в живописном уголке России, в своём имении Красный Рог, — продолжал он далее. — Этот край, которому он посвятил прекрасные стихи, он называл своей истинной родиной. И поэтому мы, брянцы, с полным основанием и гордостью считаем его своим легендарным земляком. Талант Алексея Толстого уникален, а его творчество настолько многообразно, что не укладывается в привычные рамки. Он был не только выдающимся литератором, но также одним из самых честных и благородных людей своего времени. В жизни и творчестве он следовал идеалам добра и справедливости, и поэтому его наследие не утратило актуальность и в наше время.
Давно ушли в народ и стали крылатыми выражения и афоризмы Козьмы Пруткова. В 1967 году в селе Красный Рог был открыт единственный в России музей Алексея Константиновича Толстого. В Брянске ему был установлен памятник, его именем названы парк и областной театр драмы. Изучение творчества и жизни Толстого продолжается и по сей день. Многое делается для популяризации творчества нашего великого земляка. В Брянском областном театре драмы идёт работа над новой постановкой, готовятся к печати 4-й и 5-й тома Полного собрания сочинений. Обновляется и благоустраивается усадьба в Красном Роге, где будут собираться любители его творчества».
Затем на сцену вышел исполняющий обязанности председателя правления Союза писателей России Николай Фёдорович Иванов, который, в частности, сказал: «Я хотел бы немного дополнить выступление заместителя полномочного представителя президента и сказать, что юбилей Толстого отмечает не только Центральный федеральный округ, но и вся Россия. Это праздник всей читающей России, это праздник всех писателей России. Толстой оказался вдруг настолько современен, что его наверняка сегодня приглашали бы на все политические ток-шоу, поскольку он печатался во всех либеральных изданиях, а дружил со славянофилами. Но я не уверен, что он бы участвовал в этих непонятных поединках. Но даже если бы и участвовал, то никогда бы не был так называемым репликантом, как называют самих участников шоу телевизионщики. Потому что Толстой всегда имел своё слово и не изменял ему. Я вспоминаю начало 2000-х годов, когда на Северном Кавказе было страшное наводнение. Все реки тогда вышли из берегов и сорвали мосты. И когда я спросил у старожилов, почему так произошло, один аксакал сказал: «Реки вспомнили свои берега и при полной воде вернулись в них, несмотря на все дамбы и новые русла». Творчество Толстого, других наших известных писателей не даёт нам забыть свои берега».
Праздник отшумел, но, конечно же, не поставлена точка в исследовании творчества великого поэта и драматурга. И на следующий год Красный Рог вновь соберет любителей русского слова…
А завершить эту дань памяти Алексея Константиновича Толстого хотелось бы его словами:
«И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало».
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий