Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
28.02.2020
Театру Российской Армии – 90!
Днём рождения театра принято считать 6 февраля 1930 года — именно тогда в Москве был показан спектакль «К.В.Ж.Д.», посвященный событиям на границе с Китаем. Но надо отметить, что далеко не сразу, и не в 1930 году, а на 10 лет позже театр обзавёлся собственным зданием. В первые годы жизни театра спектакли были выездными — артисты выступали в воинских частях и городах от Ленинграда до Дальнего Востока. И в таких непростых кочевых условиях зрителям было показано 38 премьер!
— Потолок в зрительном зале большой сцены расписывал по сырой штукатурке Лев Бруни со своими учениками из ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские. — Ред.), — рассказала нам актриса театра Софья Гуськова. — Железный занавес-портал, сохранявшийся до первой реконструкции, был сделан по эскизам замечательного графика Владимира Фаворского его сыновьями Никитой и Иваном. Плафоны над буфетами в амфитеатре создали Александр Дейнека и Илья Фейнберг.
Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова украсили парадные мраморные лестницы. По специальным заказам была изготовлена мебель, плафоны и люстры.
Механику сцены, спроектированную инженером Иваном Мальцыным, работающую в наши дни, ремонт практически не затронул – вращаются, как и прежде, два огромных круга, а двенадцать подъёмных платформ могут превратить планшет сцены из стадиона в горный пейзаж, помогая театральным художникам осуществлять все мыслимые и немыслимые замыслы сценографического оформления спектаклей, — с гордостью заявила Гуськова.
Во второй половине 1970-х годов в театре была произведена первая реконструкция. (Вторая реконструкция пришлась на 2000-е годы. — Авт.). В результате над сценой повесили трёхметровый козырёк, был уменьшен размер зеркала сцены, убраны колонны, располагавшиеся ранее в зрительном зале большой сцены. Всему этому предшествовало тщательное изучение чертежей «отцов-проектировщиков театра» — Алабяна и Симбирцева, точные замеры здания-звезды и составление сметы затрат. Этим уже занималась семейная пара — инженер Татьяна Николаевна и архитектор Анатолий Андреевич Оникиенко. Руководство театра вспомнило о них и пригласило на юбилей.
— Я с супругой заехал совсем ненадолго, чтобы передать в открывшийся в театре музей ценные стопки чертежей Каро Алабяна и Василия Симбирцева, которые в своё время скрупулезно изучал, приступив к разработке проекта реконструкции, — сказал архитектор Анатолий Андреевич Оникиенко. — Надеюсь, что они, находясь в историко-мемориальном зале театра, будут в надёжных руках!
В день юбилея впервые открыл свои двери театральный музей, на создание экспозиции которого ушло почти два года. К работе был привлечён Леонтий Озерников, художник, член Гильдии союза художников, специалист, участвовавший в крупнейших музейных проектах, таких как Пушкинский музей, музей Гоголя, Исторический музей и многих других.
— В этом небольшом музейном зале мы сохранили идею звезды — формы здания Театра Армии и символа армии. В самом центре музея трюмо гримёрки — идея преображения человека в героя. Любой актёр гримируется, чтобы сыграть победителя или побеждённого, подлеца или героя, влюблённого или ненавидящего, — рассказал художник музея Леонтий Озерников.
Музей вместил в себя всё, что было создано в Театре Армии почти за столетие: пьесы, драматургию, актёрское мастерство, свет, звук, сценографию, бутафорию, реквизит — всё, что было сделано талантливыми людьми, причастными к этому театру.
Экспозиция музея раскрывает три ипостаси театра: его начало, строительство и книга будущего — спектакли XXI века, — рассказывает заведующая историко-мемориальным залом Театра Армии Елена Маньшина. — Сложная история нашей страны отражается в лицах героев спектаклей, в образном оформлении декораций и костюмов. Каждый спектакль буквально оживает в этих мифических кулисах.
Музей театра небольшой — всего один зал, экспозиция которого рассказывает посетителям о ключевых моментах жизни театра, знаковых спектаклях, шедших на протяжении многих лет. Одним из любопытных экспонатов является макет самого здания в форме звезды, созданный с оглядкой на первоначальный архитектурный замысел К. Алабяна и В. Симбирцева. Благодаря этому макету можно представить, каким было бы здание, если бы первоначальный проект был полностью претворён в жизнь. На нижнем ярусе здания планировалось установить скульптурные группы, а венчать архитектурное сооружение должен был красноармеец.
— Выпускница студии национального театра имени Леси Украинки пришла в наш театр, главный Театр Армии, в 1934 году. Правда, был период, когда она параллельно работала и в театре «Современник», и Электротеатре «Станиславский», — рассказал актер Артём Каминский. – Говорят, это была актриса, которой были подвластны и комические роли, и драматические, которые она исполняла также гениально. За 46 лет службы в нашем театре она сыграла более 120 (!) ролей.
Многим зрителям актриса запомнилась, прежде всего, по ролям в кино, таким как мать Деточкина из кинофильма «Берегись автомобиля», мать Жени Лукашина из «Иронии судьбы…». Ну, а любители театра помнят Любовь Добржанскую по спектаклю «Давным-давно». Именно она стала первой исполнительницей роли Шуры Азаровой.
— Я, ещё учась на втором курсе театрального вуза, бегала смотреть спектакли с её участием, — призналась актриса Алина Покровская. — И первый спектакль, совершенно замечательный, который я увидела с ней, это — «Моя семья» по произведениям Эдуардо де Филиппо. Она играла потрясающе! Я счастлива, что мне самой, спустя годы, довелось играть вместе с ней в спектаклях: «Дядя Ваня», «Птицы нашей молодости» и «Фантазии Фарятьева».
Первая премьера спектакля состоялась в 1959 году. «Барабанщицу» показывали на сцене Театра Армии более 700 раз! Нынешняя постановка, безусловно, отличается от прежней обращением к поэзии Великой Отечественной войны. Действие спектакля происходит в 1943 году. Маленький городок освобождён от фашистов, но ещё во всю идёт война. Молодая девушка Нила Снижко работает дворником. В городе она не находит понимания среди окружающих её людей, которые её люто ненавидят — на ней клеймо фашистской пособницы, предательницы Родины. Ведь во время оккупации она работала переводчицей в гестапо. Им всем невдомёк, каково это — быть подпольщицей, работать в тылу врага по спецзаданию, служить фашистам. Нельзя открыться даже сейчас — немцы оставили в городе своих шпионов и пособников. Мужественная девушка остается бойцом «невидимого фронта», получив задание выявить вражеских агентов.
Этот спектакль, вновь вернувшийся в репертуар в обновлённом виде, можно увидеть на большой сцене Центрального академического театра Российской армии, который «несмотря на свой почтенный возраст», четко следует намеченному курсу и многолетним традициям, показывая всё самое лучшее, что может и должен видеть зритель!
Юлия ФИЛЬЧАКОВА.
Фото автора.
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий