Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
12.02.2016
Таких муфтиев нам не нужно!
Ещё в июне 2015 года руководитель Антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков сообщил, что под знаменем «Исламского государства» воюют около двух тысяч россиян, предположив их увеличение в самое ближайшее время до пяти тысяч. Пошли разговоры, что деятельность Исламского государства на Северном Кавказе будет продолжаться и далее и российские силовые структуры должны готовиться к худшему.
Растёт и массовая обеспокоенность потенциальной возможностью террористических актов на территории России.
ВНациональной научной библиотеке Владикавказа прошла презентация первого в России обзорного аналитического доклада «Исламское государство: сущность и противостояние». Его авторы отметили, что в качестве главного метода идеологической борьбы с ИГИЛ Россия должна выбрать открытую поддержку властями сторонников традиционного ислама, развитие исламского образования и антиэкстремистскую пропаганду в учебных заведениях. Авторы доклада – представители Кавказского геополитического клуба – подчеркнули особую важность организационной, финансовой, методологической поддержки традиционного ислама и обеспечение личной безопасности исламских богословов и религиозных деятелей, ведущих борьбу с экстремизмом.
Казалось бы, в сегодняшних условиях государственным структурам во имя нейтрализации опасных процессов нужно срочно наладить должный контроль за формированием системы отечественного исламского религиозного образования в России. Тогда сократится число тысяч молодых людей из России, обучающихся в различных исламских заведениях за рубежом, а исламские университеты России перестанут готовить «неведомых зверюшек»…
А пока что религиозная безграмотность населения, сопровождающаяся распространением среди мусульманского населения России идей фундаменталистско-экстремистского толка, неспособность российского мусульманского духовенства противостоять разрушительной религиозной пропаганде, обучение значительной части молодого исламского духовенства за рубежом привели к росту террористической активности мусульманского населения страны. Радикалы уже активно противостоят светским властям, призывая к джихаду.
Российская Федерация, согласно Статье 14 Конституции РФ, является светским государством, что препятствует непосредственной помощи органов государственной власти развитию религиозного образования, в том числе исламского. Однако решение проблемы было напрямую связано с государственными интересами и национальной безопасностью РФ. И был создан особый механизм взаимодействия органов государственной власти и исламских религиозных организаций.
Первые шаги в рамках реализации данного проекта сделал Президент РФ ещё в 2002 году, поручив М.М. Касьянову, Ю.М. Лужкову, Ю.С. Осипову проработать вопрос об открытии в г. Москве Исламского университета и «…принятии дополнительных мер по повышению уровня взаимодействия государства с религиозными объединениями, … разработке комплекса мер по оказанию организационной, материальной и методической помощи в развитии сферы религиозного образования, прежде всего мусульманского».
Но только в 2007-го году ответственными за реализацию данного проекта были назначены Минобрнауки и Федеральное агентство по образованию. Был создан Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, функцией которого было осуществлять посредничество между государством и исламскими организациями.В первую очередь финансовое.
В июне 2007-го распоряжением Правительства РФ был утверждён план мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама, издан приказ Минобрнауки 04.07.2007 № 196-дсп «Об обеспечении подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама в 2007 году» и разработана «Комплексная программа содействия развитию сферы религиозного образования на 2005—2015 гг.».
Созданная нормативно-правовая база позволила в рамках мероприятий по развитию исламского образования создать в исламских религиозных вузах кафедры по преподаванию светских социально-гуманитарных дисциплин (история России, обществознание, регионоведение, теология и др.) в виде филиалов кафедр государственных вузов.
Логика взаимодействия между органами государственной власти и исламскими религиозными организациями такова: финансирование выделяется для определённого государственного (светского) вуза, за которым закрепляется в качестве партнёра определенный мусульманский вуз. Эти два вуза заключают соответствующий договор о сотрудничестве, совместно выполняют работы, предусмотренные планом.
По решению Министерства образования и науки, пять исламских вузов — Московский исламский университет; Российский исламский университет (г. Казань); Российский исламский университет при Центральном духовном управлении мусульман России (г. Уфа); Северо-Кавказский исламский университет имени имама Абу Ханифы (г. Нальчик); Северо-Кавказский исламский университетский центр (г. Махачкала) были прикреплены, соответственно, к пяти государственным вузам — Московскому государственному лингвистическому университету; Кубанскому госуниверситету; Нижегородскому госуниверситету; Смольному институту свободных искусств и наук Санкт-Петербургского госуниверситета; Северо-Кавказскому гостехуниверситету.
В данные светские вузы осуществлялся целевой набор абитуриентов по квотам (религиозному признаку) на основе рекомендаций духовных управлений мусульман. В 2007 году – первый год реализации проекта – было набрано в них по десять человек.
В Северо-Кавказском гостехуниверситете по инициативе секретаря Межконфессионального совета при полпреде Президента РФ в ЮФО С.Попова первый набор студентов состоял из шести представителей исламской молодёжи и четырёх семинаристов Ставропольской духовной семинарии. Они обучались параллельно. Семинаристы учили арабский язык и познавали тонкости исламской цивилизации.
Результатом совместной деятельности при масштабном финансировании со стороны государства стало также издание в рекордно короткие сроки значительного количества учебных, учебно-методических и научно-справочных пособий, учебников, монографий, научно-популярной литературы, способствующих религиозному воспитанию и образованию в духе традиционного ислама представителей мусульманских народов Российской Федерации.
По данным официального сайта Совета по исламскому образованию, который был задействован в проекте по развитию отечественного исламского религиозного образования, на сегодняшний день в России в рамках разработанной государством программы по развитию исламского образования функционируют 25 средних учебных религиозных учреждений.
В этом вопросе Северный Кавказ резко выделяется.
Только в Республике Дагестан по состоянию на 1 июля 2014 года действуют 8 высших исламских религиозных учебных заведений, 39 медресе, а лицензию, дающую право на осуществление образовательной деятельности, имеют 7 вузов и 12 медресе. Это говорит о том, что проблема остаётся нерешенной, так как до сих пор функционируют исламские религиозные образовательные учреждения, не прошедшие процедуру регистрации, а также осуществляющие свою образовательную деятельность вне рамок разработанных при участии государства и светских вузов программ и стандартов.
Что же произошло с исламским образованием на Северном Кавказе, где эта проблема наиболее актуальна?
Сразу же после образования СКФО при непосредственном участии полпреда президента А.Хлопонина в 2011 году был запущен проект по формированию Северо-Кавказского федерального университета, за которым в качестве светского вуза-партнёра был закреплён Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки. После упразднения Северо-Кавказского гостехуниверситета эти партнёрские отношения были приостановлены. В том же 2011 году был убит ректор СКУЦИОН – Максуд Садиков. А ещё раньше был застрелен Исмаил Бостанов, ректор включённого в партнёрские отношения Северо-Кавказского исламского университета имени имама Абу Ханифы. Был убит Анас Мусаевич Пшихачев, глава Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии, курирующий работу Северо-Кавказского исламского университета имени имама Абу Ханифы. Так на Северном Кавказе была свёрнута вся программа по созданию партнёрских отношений светских и исламских религиозных вузов.
Более того, интернет-портал «Кавказский узел» опубликовал неутешительные данные, а именно: всего за десять последних лет на Северном Кавказе было убито более 120 исламских священников. И убивали их по различным причинам единоверцы из радикальных течений ислама.
Именно поэтому русская общественность и терское казачество резко выступили против строительства мечетей на территории Ставропольского края. Довод был простой. Мы не против ислама. Мы с ним жили рядом столетия. Но когда мусульмане сами массово убивают своих священников, то напрашивается вывод: наведите порядок у себя в умме, а уже после референдума стройте мечети в ставропольских крупных городах.
Убийства ректоров исламских вузов и религиозных деятелей, активно выступавших против радикального ислама и принимавших самое непосредственное участие в выстраивании системы традиционного исламского религиозного образования в России, растущее число российских граждан, встающих на сторону ИГИЛ, свидетельствуют о том, что главные задачи проекта – борьба с ваххабизмом, инновации в системе религиозного образования, а также реально работающий институт лицензирования религиозных учебных заведений – просто не были реализованы.
Нетрадиционному радикальному исламу в нынешней геополитической ситуации практически нечего противопоставить.
А попытка обеспечить жизнеспособное функционирование традиционного для России исламского религиозного образования, к сожалению, несмотря на масштабное финансирование в обход конституционного принципа светскости РФ, на Северном Кавказе провалилась по вине бывшего полпреда СКФО Александра Хлопонина.
В итоге пришли туда, откуда вернулись: не имеющие лицензии религиозные исламские вузы на Северном Кавказе продолжают процветать, и «чёрный ящик» в лице получающих религиозное образование за рубежом, где свои, радикальные, понятия о традиционном исламе, уже открыт.
В условиях отсутствия в России единого исламского центра с чёткой структурой и иерархией по типу Русской Православной церкви, любой грамотный проповедник имеет право занять место муфтия или имама. Что порождает конфликт в самой мусульманской умме: с одной стороны, старый муфтият – сторонник традиционного для России ислама, а с другой, новоиспечённые выпускники зарубежных вузов и медресе – приверженцы традиционного для Саудовской Аравии и Арабских Эмиратов других видов ислама, в том числе и радикального.
Что делать?
Во всех российских мечетях должны служить духовные лица, проповедующие традиционный для России ислам, а для этого необходимо в срочном порядке возрождать систему партнёрских отношений светских и религиозных вузов на Северном Кавказе, учитывая опыт действующих проектов по развитию исламского религиозного образования в Республике Татарстан и Республике Башкортостан.
Созданное в 2015 году Федеральное агентство по делам национальностей должно взять дело в свои руки. Необходимо на основе уже созданной нормативной базы серьёзно подойти к решению данной проблемы, помня при этом, что просто «поддерживающей терапии» будет недостаточно.
С.И. Попов,
координатор ОД РЕКА, государственный советник РФ
II класса, член ПДС НПСР.
В.П.Войтенко,
политолог, к.ф.н.
Полностью статья публикуется на сайте Собора русского народа.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий