slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

США в поисках президента

Их осталось четверо – республиканцев, которые проходят через горнило  первичных выборов и теледебатов в попытке стать кандидатом своей партии и сразиться в ноябре с хозяином Белого дома Бараком Хуссейном Обамой. Бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни, бывший сенатор Рик Санторум, бывший спикер палаты представителей конгресса США Нют Гингрич и конгрессмен-либертарианец Рон Пол.
Явный перебор «бывших людей» говорит о том, что новых ярких звёзд президентского калибра на республиканском небосклоне за последние четыре года так и не появилось. Все нынешние претенденты — люди, хорошо пожившие на белом свете, все старше 50-летнего Обамы. Нехватку новых лиц республиканцы пытаются сделать козырем: вот, дескать, поставили в прошлый раз на Обаму, медийно выигрышного, но абсолютно зелёного салагу в политике, ну и нахлебались с ним вдоволь. Пора бы поискать человека тёртого, битого, с опытом, которому не надо разжёвывать азы и проходить политические университеты без отрыва от производства уже в Белом доме. Нашим кандидатам, хотят сказать республиканцы, не надо разучивать роль президента по ходу пьесы, мы предложим Америке человека, который сразу возьмётся за расчистку авгиевых конюшен после обамовского правления. Республиканцы единодушны в том, что на дух не переносят обамовские годы – потерянные, по их мнению, годы для страны. «Обама – худший президент за последние десятилетия, слабый лидер», — вот лейтмотив выступлений претендентов от «великой старой партии», как традиционно величают себя республиканцы.

 

Можно сказать, фирменный знак избирательных кампаний США – обещание кандидатов преодолеть пропасть между Вашингтоном и народом, между элитой, забывшей простого американца, и этим самым американцем с Мейн-стрит – главной улицей всех американских городов и городков. Тему борьбы с непомерно разросшейся вашингтонской бюрократией на сей раз усиленно раскручивают республиканцы.
Республиканский список претендентов сократился вдвое за совсем ещё недолгое время президентской кампании. Отсеялись единственная женщина — конгрессмен Мишель Бахман, губернатор Техаса Перри, чёрный политик Кейн, одно время даже лидировавший в опросах, бывший губернатор и посол США в Пекине Хантсман. Кто-то не затронул никаких струн в душах избирателей, кого-то подловили на амурных похождениях 20-летней давности, кто-то оказался никудышным оратором.
Опыт и взвешенность в противовес любительщине, здравый консерватизм против безоглядного левацкого либерализма – вот что республиканцы намереваются противопоставить Обаме в ноябре. Сокращение государственного вмешательства в экономику, жёсткое сопротивление социальным программам обамовской администрации, вроде системы обязательного медицинского страхования, отказ от обамовского курса на противопоставление богатых и бедных в обществе, сокращение государственных расходов по всему спектру, за исключением чудовищного оборонного бюджета – вот, пожалуй, основные программные расхождения республиканцев с демократами в нынешней президентской кампании. Трогательное двухпартийное единодушие царит разве только в сфере внешней политики. Республиканские претенденты поддерживают все войны, прошлые, нынешние и будущие, которые вёл Обама все годы своего правления и которые будет вести в случае своего переизбрания. Единственным исключением в этом смысле среди претендентов-республиканцев остаётся 76-летний Рон Пол, выступающий против американского вмешательства в Ираке и Афганистане, а также против готовящейся агрессии против Ирана. «Мы должны вести себя с другими странами согласно библейскому золотому правилу: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали с тобой». Рон Пол высказался также за сокращение 700-миллиардного военного бюджета США и за прекращение безоговорочной поддержки Соединенными Штатами Израиля, единственного на сегодняшний день государства, открыто практикующего политику апартеида.
Странное дело: всё прощается американскому политику – адюльтер, разводы, не слишком праведно нажитые богатства, даже нетрадиционная сексуальная ориентация, но только не сомнения в кровном долге США перед Тель-Авивом. Малейший намёк на это непозволителен для тех, кто хочет стать частью американской правящей элиты. Понятно, что воззрения среднего американца на эту проблему сильно отличаются от установок элиты, но правила игры в Америке диктует она, а не народ. Поэтому Рон Пол, который обрёл горячие симпатии значительной части избирателей-республиканцев и «чайной партии», останется в политической истории 2012 года разве что курьёзом, которые временами подбрасывает американская политсистема. Американским СМИ просто приказано его не замечать. Скажем, после последних президентских дебатов – 18-х по счёту – компания Си-эн-эн переговорила со всеми претендентами в прямом эфире, кроме …Рона Пола! И конгрессмен-либертарианец, весьма бодро начавший свою кампанию, откатывается на вторые и третьи позиции в республиканском квартете. Выход его из президентской гонки не за горами…
Шансы на выдвижение сохраняют на сегодня двое – Ромни и Гингрич. Мы можем возмущаться засильем кумовства в России, но пример здесь нашей элите – как и во многом другом – показывает Америка. В последние десятилетия на политической сцене США подолгу царствовали настоящие династии — вспомнить хотя бы семейство Кеннеди, президента Джона и двух его братьев-сенаторов. Старший и младший Буши правили Соединёнными Штатами в течение 12 лет, а до этого старший был вице-президентом у Рейгана, а два его сына – губернаторами штатов. В семействе Горов отец и сын долгие годы служили в сенате, затем Альберт Гор стал вице-президентом и кандидатом своей партии в президенты. Чета Клинтонов, поднатужившись, выдвинула из своих рядов президента Билла на два срока, затем эстафетную палочку подхватила мадам Клинтон, ставшая сенатором, претендентом на выдвижение от своей партии, а теперь и госсекретарём США.
Из этого же элитного инкубатора и Митт Ромни. Его отец, губернатор штата, был соискателем президентского поста ещё в 1968 году, сын стал губернатором Массачусетса и уже второй раз домогается поста президента страны. Американцы давно перестали быть английской колонией, но, как видим, повадки наследственной аристократии бережно лелеют в самой демократической стране мира.
Как ни обещали республиканские кандидаты ругать не друг друга, а только Обаму, которого они поклялись изгнать из Белого дома, но сдержать слово им пока не удаётся. Если бы бесспорным лидером президентской гонки у республиканцев сразу стал Митт Ромни, одержавший две победы в первых первичных выборах в Айове и Нью-Гэмпшире, то, возможно, это помогло бы претендентам избежать выяснений отношений между собой, упрёков и подозрений, что в конечном счёте играет на руку их соперникам-демократам. Белый дом внимательно следит за перепалками в стане республиканцев, надеясь выудить из их взаимных обвинений политические аргументы для себя на будущее.
Ромни больно споткнулся на первичных выборах в Южной Каролине, проиграв Гингричу, и теперь выяснять, кто же станет знаменосцем и лидером партии, придётся во Флориде 31 января, где пройдут очередные праймериз, а, может, и дальше.
Кто же такой мистер Ромни? Бывший губернатор штата Массачусетс, миллионер, делающий уже вторую попытку стать кандидатом своей партии в президенты. В 2004 году он проиграл Маккейну, который в свою очередь проиграл Обаме в ноябрьских выборах. С тех пор на волне экономического кризиса республиканцы сумели отвоевать у демократов большинство в палате представителей и серьёзно потеснить их в сенате, так что в этом году у партии есть шансы на успешное выступление против Обамы.
Правда, у богача Ромни не одна, а целых две ахиллесовы пяты. Он долго мялся и юлил, прежде чем под давлением оппонентов наконец-то обнародовал свою налоговую ставку. Оказалось, что этот миллионер, чей доход составил в 2010 году десятки миллионов долларов, выплачивает в виде налогов всего 14 процентов со своих доходов. Так в США платят те, кто зарабатывает 35 тысяч долларов в год, то есть низшие слои среднего класса. Для сравнения: Обама, который получает куда меньше Ромни, отдаёт налоговикам 25 процентов своих доходов. Второе уязвимое место Ромни – он мормон. Эта секта практикует полигамию и уже поэтому является крайне подозрительной в глазах американцев-христиан, которыми считают себя 83 процента жителей Соединённых Штатов. Кстати, Ромни ещё и потому так долго тянул с опубликованием своей налоговой декларации в полтысячи страниц, что из неё ясно видно, сколь щедро он жертвовал на мормонскую церковь. Вероисповедание Ромни отвратило от него избирателей четыре года назад. Станет ли оно камнем преткновения для него на этот раз, сказать трудно.
Ссаживать с трона действующего президента в Америке всегда было непростым делом – слишком велик его административный ресурс, слишком внушительны его возможности для того, чтобы диктовать политическую повестку дня. За последние 30 с лишним лет такое удавалось всего дважды – с Картером и Бушем-старшим.
Посмотрим, что будет в ноябре. Но для этого Ромни нужно ещё стать кандидатом своей партии.

Виктор Линник.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: