Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
30.10.2015
СМИ в условиях кланово-семейного управления
Уважаемые коллеги, я представляю газету «Закубанье», печатный орган общественного движения «Союз славян Адыгеи». Наша организация создана 25 лет назад в момент разгула в стране суверенизации и ставила своей задачей защиту прав русского населения в так называемой национальной республике. Выражение «так называемая» в полной мере соответствует реальному положению дел: в Адыгее титульное население составляет 25%, 64% — русские, а оставшиеся 11% — все остальные.
Однако с самого начала организация выступала в защиту прав всех граждан Адыгеи, поэтому на страницах нашей газеты можно найти статьи, поднимающие вопросы, касающиеся всех граждан, и статьи в защиту отдельных жителей республики независимо от их национальности. Фактически Союз славян является единственной действующей правозащитной организацией в Адыгее.
Было время, когда СМИ считались одним из инструментов контроля за действиями чиновников. Было время, когда публикации об их «подвигах» приводили к приезду высоких комиссий, реальным проверкам и не менее реальным оргвыводам. Память о тех событиях и заставляет людей старшего поколения обращаться за помощью к журналистам. В отличие от них молодёжь относится весьма скептически к возможностям СМИ. В самом деле, на что могут повлиять журналисты? Давайте рассмотрим это на примере Адыгеи.
Ещё 5 лет назад в республике, кроме бюджетных и рекламных изданий, можно было насчитать около 10 независимых изданий, принадлежащих общественным организациям и партиям. Сегодня это поле зачищено практически полностью, закрыт сайт «Свободное слово Адыгеи», перестала выходить «Свежая газета». Последняя газета общественной организации РОД ССА «Закубанье» представляет на этом поле динозавра, значительно пережившего своих сородичей.
Что же так повлияло на популяцию независимых СМИ в Адыгее? Проблема в том, что представлять независимое от официальной власти мнение становится просто небезопасным для журналистов. Редактор «Свободного слова Адыгеи», член союза писателей Василий Пурденко признан экстремистом за размещение на сайте статьи о кадровой политике руководства Адыгеи. Вначале суд, втайне от редактора, признал материал экстремистским, а затем приговорили за экстремизм В. А. Пурденко. После года мытарств по судам, в которых журналист был вынужден отстаивать своё честное имя, и пережитого стресса инвалид II группы прожил совсем недолго.
Редактор «Свежей газеты», блестящий публицист Наталья Намитокова, приговорена к штрафу за публикацию абсолютно правдивой информации о бесчинствах «новых русских». Видеозапись с регистратора, зафиксировавшая бесчинства негодяев, была судом признана недопустимым доказательством в связи с тем, что полицейские нарушили процедуру изъятия видеозаписи. Факт был, но журналист, описавший его, оказался лжецом в глазах правосудия.
Сейчас инициированы судебные иски и уголовное дело в отношении автора многих публикаций в «Закубанье», известного эколога Валерия Бриниха — бывшего директора двух федеральных заповедников (Даурского и Кавказского).
Возможно, скажете вы, что проблемы наших журналистов и редакторов газет связаны с тем, что они просто стали жертвой своей юридической некомпетентности и не смогли защититься в судах. Да, у них не было средств нанять такого адвоката, как Генрих Падва. Но никакой Падва не способен повлиять на решение адыгейского суда, если оно принято «наверху». И это самая главная проблема, о которой мы твердим много лет — ангажированность силовых ведомств и судов семьёй, стоящей у власти в республике. Вы можете на страницах своей газеты публиковать информацию о сыне главы республики, который, будучи прокурором района, довольно часто выезжает за границу под другим именем, но его шеф — прокурор республики не затруднится дать разъяснения по этому поводу. Вы можете публиковать заявления очевидцев о том, как фальсифицировались материалы ДТП, «героем» которого стал друг главы республики, но вы не услышите внятной реакции силовиков. Вы можете писать о фирме «СТАЛКЕР», организованной высокопоставленными чиновниками для вывода бюджетных денег через налоговую инспекцию. Но и в этом случае ответом будет молчание правоохранителей.
Отъём бизнеса (статья Сулиэты Кусовой), прямое управление судами со стороны руководства республики (дело судьи Осиповой) и даже прямое обвинение в противоправных действиях прокурора М.Тхакушинова, сделанное председателем районного суда, остаётся без ответа.
Всё это — камешки, упавшие в трясину правоохранительной системы Адыгеи. В подобных случаях наши чиновники предпочитают глубокомысленно молчать, даже не рискуя подать на авторов публикации за клевету. А расправляются они с журналистами, когда те их слишком «допекут», используя другие поводы, подобрав подходящую статью из известного «джентльменского набора»: демонстрация нацистской символики ст.20.3 КоАП РФ, экстремизм ст. 282 УК РФ, разжигание ненависти к определённой социальной группе — власти.
Ну а если этого набора будет недостаточно, то можно просто оскорбить оппонентов в анонимной газете «НАБАТ». Известно, кем она распространяется, но силовики издателя так и не смогли установить.
В этой ситуации у независимых СМИ и журналистов Адыгеи выбор невелик: либо сворачивать всякую активность, либо обращаться в Кремль, надеясь на чудо — приезд компетентной комиссии, которая разберётся не в особенностях адыгейского гостеприимства, а в особенности управления республикой, при котором местные подразделения федеральных ведомств оказались членами одной «дружной семьи».
К сожалению, чуда не происходит, ответы на наши обращения приходят от тех, на кого мы жалуемся. Ответы стандартные, как молитва перед едой: «Оснований для реагирования нет!»
Возможно, есть иной способ заинтересовать московских кураторов. Обратить их внимание на происходящее в Адыгее через центральные СМИ. Если бы они, проявив солидарность к своим «младшим братьям по профессии», взяли бы на себя расследование некоторых дел в Адыгее. Например, дело Валерия Бриниха, который, отстаивая интересы граждан, вступил в конфликт не только с руководством республики, но и с известным свиноводом-сенатором В. Деревым. В этом деле очень чётко проявилось единодушие силовых, надзорных ведомств и руководства республики.
Но говорят, что для того, чтобы организовать публикацию в центральном издании, необходимо много денег. В этом вопросе мы не можем конкурировать с руководством Адыгеи, предусмотрительно заложившим в бюджет статью расходов на создание благоприятного имиджа республики. Поэтому нам остаётся уповать именно на солидарность братьев журналистов. Правда, они должны понимать, что давать информацию о происходящем в Адыгее небезопасно.
Вот журналистка Светлана Болотникова дала на сайте «Большой Кавказ»» информацию о межэтническом конфликте в селе Белом. Местный суд (Красногвардейского района), опять же втайне от неё и редактора сайта, признал статью журналистки экстремистской. А она узнала об этом через год, ознакомившись с федеральным списком экстремистской литературы на сайте Минюста РФ. Похоже, та же участь ждёт сейчас и сайт «ГАЗЕТА. РУ». И всё же, несмотря на сложности, солидарность коллег журналистов представляется нам наиболее вероятным выходом из тупика, в который в Адыгее зашёл диалог власти и общественности.
На фоне последних событий в республике Коми было бы очень своевременно, чтобы журналистское сообщество России обратило внимание на Адыгею, не удовлетворяясь имиджем самой спокойной республики, который так усиленно формирует клан Тхакушинова.
Может быть, общими усилиями мы получим ответы на вопросы: почему, например, в Тахтамукайском районе, где надзор за законностью осуществляет младший Тхакушинов, незаконно застроен берег реки Кубань? Почему в среде предпринимателей за премьер-министром Кумпиловым закрепилось прозвище 50/50?
Почему большинство инвест-проектов в республике осуществляется с нарушением закона и вопреки интересам местного населения. Почему книги, автором которых указан глава республики, обязывают выкупать глав муниципалитетов за счёт бюджетных средств якобы для библиотек. И почему, наконец, к находящемуся под стражей в СИЗО бывшему ректору МГТУ Блягозу Хазрету, вступившему в конфликт с главой республики, 11 месяцев не допускали родственников. И многое другое.
Благодарю за внимание.
А.Г. Петин по поручению редакции газеты «Закубанье».
Поэтому в соответствии с Законом о СМИ мы готовы предоставить газетную площадь сотрудникам прокуратуры Адыгеи для изложения их точек зрения.
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий