slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Служитель высокого духа

фестиваль «Коктебельская весна-2013»
Близится очередная знаменательная дата – день рождения Николая Степановича Гумилёва, великого русского поэта, одного из столпов Серебряного века. Н. Гумилев родился 3 апреля (15 по новому стилю) 1886 года в Кронштадте.
Время не отдалило Н. Гумилёва от поклонников его творчества, его незабываемой поэзии. В его жизни, в его творчестве открываются всё новые и новые страницы, а исследования продолжаются. И труд настойчивых исследователей даёт результат. Приоткрываются тайны, спрятанные и засекреченные страницы, касающиеся гибели Н. Гумилева, его жизни, его творчества.
И вот уже молодёжь XXI века зачитывается стихами Н.С. Гумилёва, а в настоящее время это ох, как немало. Они открывают удивительный мир, увиденный и описанный Н. Гумилёвым.

Стихи Н.С. Гумилёва являются своеобразной визитной карточкой его творчества. Царство его творчества было не от мира сего. Гумилёв умел проникнуть вглубь предмета, постичь его естество. Он понимал замысел вещей, сокрытый от взглядов других людей.
Если человек способен увидеть на поверхности простых вещей глубину мироустройства, а в этой глубине – простоту, то он способен творить и созидать. Это всецело было присуще Н. Гумилёву.
И если ещё раз внимательно вглядеться в биографию Гумилёва, станет ясно, что он созидал с раннего своего детства и до самой трагической смерти. Он был и остался в нашей памяти Великим созидателем. Свои действия и затем юношеские мечты он воплощал в реальность суровую, беспощадную к нему, но не останавливающую его на пути. В стихах Н.С. Гумилёва нашли отражение особенности его оригинального мировосприятия. Он обожал «дальние странствия». Это было у него в крови и генах. Н. Гумилёв проводил время в путешествиях по Европе, Ближнему Востоку и Африке. Многое повидав, многое осознав, Гумилёв стал по-другому смотреть на мир.
В его поздней лирике всё чаще начали звучать мотивы философского осмысления исторического прошлого и настоящего России. Дар прозрения никогда не обманывал поэта. Поэзия Гумилёва мужественна. Он придал ей характер воли, принципиально отвергнув печать меланхолии.
Николай Степанович, мечтательный в юности, с годами сделался трезвее и стал воплощением ясности, силы и мужества. Он мечтал внести эти качества не только в поэзию, но и во всю русскую жизнь. Он был героем по сути. Ему нравилось товарищество, крепко связывающее людей перед лицом смерти. Награждение Георгиевским крестом его обрадовало сильнее, чем литературные успехи.
Н. Гумилёв был воином и оставался верным тому, кому клялся в верности.
Гумилёв свёл поэзию с неба на землю и настойчиво утверждал, что в качестве предмета вдохновения для него живая женщина бесконечно дороже всяких заоблачных прекрасных дам.
В его жизни было много сердечных увлечений. Каждое такое увлечение оставило свой след в любовной лирике. Однако самым сильным и непроходящим была любовь к Анне Ахматовой. В отличие от стихов А. Ахаматовой, где скупо и мимолётно можно найти намёки о Н. Гумилёве, в его лирике властно и неотступно, до самых последних дней его жизни, сквозь все его увлечения и разнообразные темы маячит образ жены. Стихи Н. Гумилёва, посвящённые Анне Ахматовой, относятся к жемчужинам русской любовной лирики. Большая любовь всегда трагична. Выраженные в слове откровения не могут оставить равнодушными того, кому это чувство знакомо, кто сам прошёл его сквозь ожидания, сомнения, восторг, отчаяние.
Гумилёв был верен всю жизнь своему сложившемуся стройному мировоззрению. Он твёрдо считал, что право называться поэтом принадлежит тому, кто не только в стихах, но и в жизни всегда стремится быть лучшим, первым, идущим впереди остальных. По его понятиям, быть поэтом достоин только тот, кто яснее других сознавая человеческие слабости, эгоизм, ничтожество, страх смерти, на личном примере, в главном или в мелочах, силой воли преодолевает «ветхого Адама» — так писал о Николае Гумилёве Георгий Иванов, поэт, журналист и друг.
Нельзя забывать о том, что в августе 1921 года с благословения Ленина был расстрелян Н.С. Гумилёв по делу, которое вели чекисты Агранов и Якобсон и к которому сам поэт касательства не имел. Известный исследователь П.Н. Лукницкий неоднократно обращался в Генеральную прокуратуру СССР с просьбой о реабилитации Николая Гумилёва. И только в 1989 году по ходатайству академика Д.С. Лихачёва прокуратура вновь вернулась к этой странной и постыдно затянувшейся истории с установлением истины.
Речь вообще шла не о тайне «дела» Гумилёва. Это трагедия народа, речь о судьбе русской интеллигенции, частью которой был Н. Гумилёв, о насилии.
Вот уже почти сто лет, как имена Николая Гумилёва и Лукницких переплелись и стали неразделимы. Сергей Лукницкий, продолжатель дела своего отца, своих предков, свои поэтические сборники подписывал псевдонимом Николай Степанов — в честь Николая Степановича Гумилёва. Интересная деталь – предисловие к одному из сборников стихов Сергея Лукницкого было подписано – Анатолий Грант. Оказалось, что это был один из псевдонимов Николая Гумилёва. В своё время Павел Лукницкий, исследователь жизни и творчества Н. Гумилёва, свой первый сборник стихов «Волчец» посвятил Анатолию Гранту, то есть Н. Гумилёву. Это был 1927 год. Сборник вышел в Санкт-Петербурге.
Многое можно рассказать о поэте, но больше всего говорят о поэте его удивительные стихи. Подходит 127-я годовщина рождения великого русского поэта Н.С. Гумилёва. Выходят книги о нём, выходят его стихи. В 2011 году, к 125-летию со дня рождения Н.С. Гумилёва, по программе издательского Международного Пушкинского фонда «Классика» вышло в свет собрание сочинений под общим названием «Ваш Гумилёв». Книга, изданная издательством MABO GRAFIKA (Словения), являет собой высокий образчик полиграфического искусства: стихи, поэмы, драматургия, проза, статьи – всё гумилёвское и всё завораживающее.
Не зря Николай Степанович говорил: «Жизнь только средство для полёта… Чеканим ли мы свои стихи, как кубки, или пишем неясные, словно пьяные, песенки, мы всегда и прежде всего свободны и вовсе не желаем быть полезными». Когда Н. Гумилёв писал статью о жизни стиха, он привёл слова Оскара Уайльда: «Материал, употребляемый музыкантом или живописцем, беден по сравнению со словом – у слова есть не только музыка, нежная музыка альта или лютни, не только – краски, живые и роскошные, как те, что пленяют нас на полотнах венециан и испанцев; не только пластичные формы, не менее ясные и чёткие, чем те, что открывают нам в мраморе или бронзе – у них есть и мысль, и страсть, и одухотворённость. Всё это есть у одних слов».
«Стих есть высшая форма речи» – писал Гумилёв. Эти слова почти дословно много лет спустя повторил И. Бродский: «Душа поэта получает толчок из внешнего мира, иногда в незабываемо яркий миг, иногда смутно, как зачатие во сне, и долго приходится вынашивать зародыш будущего творения, прислушиваясь к робким движениям ещё не окрепшей новой жизни».
Древние уважали молчащего поэта, как уважали женщину, готовящуюся стать матерью. По выражению Н. Гумилёва, чтобы стихотворение жило, оно должно иметь мысль и чувства. Без первой самое лирическое стихотворение будет мертво; а без второй окажется скучной выдумкой. И поэзия Николая Гумилёва всегда соответствовала этим высоким требованиям, высокому духу Поэзии.
Как могли мы прежде жить в покое
И не ждать ни радости, ни бед.
Не мечтать об огнезарном бое,
О рокочущей трубе побед.
Вячеслав ЛОЖКО,
член СП России.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: