slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Следующий президент РАН?

29 мая Российская академия наук избирает нового президента после почти 22­летнего пребывания на этом посту Юрия Осипова. В списке претендентов три человека — Владимир Фортов, Александр Некипелов и Жорес Алфёров. Все люди достойные, со многими заслугами перед российской и мировой наукой. Нобелевскому лауреату Алфёрову 83 года, и это серьёзный, а возможно, и решающий минус для члена думской фракции КПРФ; 61­летний Некипелов, моложавый по академическим меркам, выдвиженец прежнего президента Ю.Осипова – экономист, представляющий гуманитариев, которые, увы, никогда не получали президентского кресла. В Российской академии до сих пор считают, что есть естественные науки, а есть противоестественные.
Так что на сегодня самые большие шансы у Владимира Евгеньевича Фортова. Что же представляет собой потенциальный глава самого большого отряда отечественных учёных? Ему 67 лет. Типичный советский интеллигент с типичной советской биографией. Вышедший из времени, когда для таких, как Фортов, все дороги были открыты. И все двери были настежь.
Он родился в подмосковном Ногинске (бывшем Богородске). Отец — подполковник, мать — школьная учительница. «Я вырос на аэродромной свалке, — рассказывал о себе будущий академик. – У нас был филиал научно­испытательного центра ВВС. Аварии случались часто — чуть ли не каждую неделю хоронили по экипажу, а машины свозили на свалку, где мы, мальчишки, осваивали их «на ощупь». С тех пор я очень люблю авиацию и космос, с удовольствием летаю на самолёте с инструктором. Тем более что отец был лётчиком, прошёл войну».
В 16 лет закончил школу с серебряной медалью, поступил в Долгопрудненский физтех. Оттуда, по его собственному признанию,его не единожды пытались отчислить за вполне безобидные шалости. Но всё обошлось. В 1971 году он кандидат физико­математических наук, в 1977­м – доктор, в 1987­м — член­корреспондент Академии наук СССР, а в 45 лет — действительный член Академии наук СССР, один из самых молодых. Не карьера, а взлёт в стратосферу. У Фортова ворох всяких званий, наград и отличий – он почётный академик десятков иностранных академий, кавалер многих орденов и лауреат самых престижных научных премий. Широкая общественность не знает об этом только потому, что в последнюю четверть века российским СМИ абсолютно по барабану отечественные учёные, рабочие, инженеры или военные. Люди, руками которых делалось и делается всё в нашем государстве.
Фортов – совсем не синий чулок, вперившийся в звёздное небо и круглосуточно разгадывающий тайны Вселенной. В студенческие годы он член команды КВН Физтеха, гитарист и мастер спорта по баскетболу и парусному спорту. Двухметровый гигант, он и в шахматы играет в силу кандидата в мастера. Несколько лет назад на яхте (правда, не на такой, как у Абрамовича) он пересёк Атлантику, обогнул мыс Горн и мыс Доброй Надежды. Побывал на Северном и Южном полюсах, опускался на дно озера Байкал. Он всем интересуется и многое умеет. Разносторонний человек. В конце 90­х Фортов успел сделать вираж с заходом в высшие управленческие слои – он поработал вице­премьером и министром науки в правительстве Черномырдина.
Особо следует отметить и такие славные страницы в его биографии: он участвовал в ликвидации аварий на Чернобыльской АЭС и Саяно­Шушенской ГЭС.
Что же представляет собой старейшая (289 лет) и наиболее авторитетная научная организация России? Это – 531 академик и 769 членов­корреспондентов. В 436 институтах РАН работает 95 тысяч человек (13% занятых в науке по стране), из них 45 тысяч – научные работники. Получая 13% бюджета государства, выделяемого на науку, РАН производит 60% фундаментальной научной продукции страны. Остальное достаётся таким пионерам научного и инновационного роста, как Курчатовский центр, «Сколково» и «Роснано», национальные исследовательские университеты, финансирование которых, в отличие от РАН, прописано отдельной строкой в федеральном бюджете. То есть проверенным кадрам, которые пока, правда, в особых научных прорывах не замечены.
Проблем, которые нужно решать новому президенту, великое множество. Одна из них – расцветшая пышным цветом бюрократия в науке. Вот как говорит об этом сам Фортов: «Это что­то поразительное! Я как директор института имею бюджет порядка 8 млрд. руб. в год и распоряжаюсь судьбой 1,3 тыс. человек. Но, чтобы купить несколько десятков паяльников по 40 рублей за штуку, должен провести конкурс, написать пачку бумаг, которые никому никогда не потребуются».
«Вы оптимист?» — спросили как­то Фортова. «Конечно оптимист. Все пессимисты, как сказал Алфёров, уехали».
Виктор Линник.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: