Комментариев пока нет
Рубрика: Круг чтения
19.09.2014
Сквозь призму времени
В краткой биографической справке Аркадий Африканович упомянул, что «родился в 1931 г. в д. Александровка Нерехтского р-на Костромской обл. Окончил экономический факультет МГУ (1954), аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений АН СССР (1957), кандидат экономических наук. Работал корреспондентом «Правды» в Индии, Пакистане, Великобритании, руководителем пресс-службы верховного Совета СССР, пресс-секретарём президента СССР М.С. Горбачёва. В настоящее время — главный научный сотрудник Института Европы РАН. Почётный гражданин г. Нерехты». Неслучайно поэтому свой исторический очерк автор посвятил 800-летнему юбилею этого города.
В название материала я вынес заглавие первой главы повествования. В ней Аркадий Масленников признаётся: «Вольно или невольно мы все живём одним днём. Днём сегодняшним. И только когда наши расчёты, амбиции, ожидания наталкиваются на непредвиденные препятствия, мы начинаем задумываться о причинах своих неудач. Не только непосредственных, порождённых конкретными обстоятельствами, но и более глубинных, связанных с тем, что заставило нас поступить именно так, а не иначе. И это отсылает нашу память в близкое и далёкое прошлое, когда в нас закладывался код нашего поведения на всю последующую жизнь». Автор скромно охарактеризовал свой труд как личные воспоминания, «не претендующие на сколько-нибудь широкие исторические обобщения». Он предназначил их сугубо для своих земляков и родственников. С чем, при всём моём к нему уважении, я согласиться не могу: именно такие очень личные зарисовки нашего бытия и дают истинную картину эпохи, без лакировки политических витий. Поэтому очень жаль, что обе авторские книги имеют скромный тираж.
Аркадий Масленников щедро делится с читателем своей «щемящей истомой» от воспоминаний о довоенной жизни костромской деревни, о тех парнях, которые в годы войны продемонстрировали самопожертвование и героизм. И он особо отмечает, что «этот их будущий героизм и самопожертвование никак не проявлялись в сколько-нибудь высокопарных словах, считаясь само собой разумеющимися». Авторские бытовые зарисовки раскрывают очарование «неброской верности своей малой родине».
Достаётся от автора и любителям перекраивать отечественную историю на потребу нынешней официальной пропаганде: «…С наступлением пресловутой «демократизации» стало модным изображать колхозы как некое подобие концлагерей, высасывавших из трудящегося крестьянина последние соки. <…> Я помню нашу костромскую деревню с 30-х годов прошлого века и могу со всей ответственностью утверждать, что такой всеобщей разрухи, безработицы и запустения, какие воцарились у нас с началом «рыночных реформ», при колхозно-совхозном строе не было и в помине».
Подкрепляют эти утверждения яркие воспоминания о деревенских праздниках, причём отнюдь не советских, что явно противоречит сегодняшним утверждениям телеящика. «Играми, песнями, плясками, весёлыми и шумными застольями отмечали в деревне престольные праздники — Никольскую и Казанскую. <…> Не менее бурно отмечали обитатели деревни святую рождественскую неделю, в просторечии Святки, когда из дома в дом, преодолевая январские сугробы, ходили толпы ряженых в вывернутых наизнанку полушубках… Шумными сборищами, артельным катанием с гор на колхозных санях, прыганьем через гигантские костры и громким пением церемониальных (не всегда приличных) песен встречали и провожали Масленицу». Автор в деталях описывает царившие тогда обычаи, озорство молодёжи, темы «взволнованных пересудов» и чтившиеся понятия о приличиях. Так, «парни и женатые мужчины, — утверждает он, — старались не ругаться матом при женщинах и детях». Но культурная жизнь деревни не ограничивалась престольными праздниками, Святками и Масленицей. Автор описывает работу клуба: как крутили кино, ставили любительские спектакли… «Вспоминая сейчас все эти события и особенности тогдашней культурной жизни, я невольно задаюсь вопросами: куда и почему всё это исчезло?» — вопрошает он и даёт свой вариант ответа.
«А потом была война» — так названа глава о лихолетье, унесшем немало жизней. «Когда сейчас вспоминаешь военные годы, — размышляет Аркадий Африканович, — встаёт один и тот же безответный вопрос: как мы всё это выдержали? И тут же другое, столь же трудно укладывающееся в нашем сегодняшнем сознании: как это мы, живя впроголодь и работая буквально на износ, умудрялись чуть не каждый вечер ходить на гулянки, устраивать посиделки, беседы, вечеринки, отмечать престольные и другие праздники? И не только мы, но и оставшиеся без мужей женщины, многие из них уже вдовы. Живуч всё-таки русский человек…».
Нет возможности пересказывать всю книгу «Дорога к дому» — её лучше прочитать. Автор листает страницы истории родного края с 50-х до 80-х годов, перебирает «корни» и «ветви» своего рода, резонно замечая: «История народов и государств — это, по сути, переплетение судеб людей, из которых они состоят». Хочется отметить и ещё одну важную деталь. Человек, достигший немалых карьерных высот, объехавший, по его собственным словам, полмира, в своих литературных произведениях возвращается к истокам, к русской деревне. Как он сам признался своим близким друзьям, обе эти книги стали главными в его жизни.
«Москва с её атмосферой и нравами человеческого муравейника или, как принято говорить сегодня, мегаполиса, стирает в человеке индивидуальность — муравей, он и есть муравей, — пишет Аркадий Масленников. — Деревня же, где каждый человек на виду и на счету, наоборот, способствует выявлению индивидуальных, личностных качеств её обитателей. Может быть, именно поэтому деревенские впечатления отложились в моей памяти наиболее отчётливо».
Из книги «Краски заката»
РОЖДАЕТ ФАРС
К 20-летию перестройки
Пора обманутых надежд,
Эпоха демагогов бойких
И политических невежд.
Пьяняще-сладкие слова.
Настало быстро отрезвленье.
Пришла в порядок голова.
Страна в кольце военных баз.
Лишь олигархи процветают,
Скупив за фантик нефть и газ.
Как будто Ельцин.
Он Горбачёва отстранил
И сам в кремлёвский трон уселся,
Лишив генсека прав и сил.
если б «перестройщик»
Не шесть,
а все шестнадцать лет
Кормился у кремлёвской стойки,
Иной бы был у нас букет.
Не верьте, люди, даже в малость
Корыстной и пустой молве —
Разруха наша начиналась
В пятнистой лысой голове.
на «тройку»,
Ему б стыдливо помолчать,
Троянский мерин перестройки
С экранов продолжает ржать:
Об этом в книгах я пишу, —
Гордится славой Герострата
И рекламирует лапшу.
Птенцы из одного гнезда,
Одной закладки кукушата,
Те, что толкаются всегда.
Они ведь оба в меру сил
Крушили строй,
что был заложен
До них, их к власти возносил.
Один в бараке б водку пил,
Другой, рождённый
в день погожий,
Всю жизнь волам
хвосты крутил.
То вдруг закружит хоровод,
В котором смерть, разор, поруха,
То вдруг с ухмылкой подмигнёт.
Мы доказали, и не раз:
История не виновата —
Трагедию рождает фарс.
АЛЕКСАНДРОВКА
Старый дом над рекой.
Всё неброское вроде бы,
Всюду розлит покой.
Волны льна на ветру,
Писк пичуги в малиннике,
Зов рожка поутру.
Звуки отчей Земли,
Где судьба ни носила бы,
Мы в себе берегли.
В знойном Дели и в Лондоне,
Под биг-беновский бой,
Я ночами бессонными
Ждал свиданья с тобой.
Мир вообще не объять.
Только Землю исконную
У меня не отнять.
Дуб шумит у окна.
Александровка, Родина,
У меня ты одна.
Я КРАСИВЫХ ТАКИХ
НЕ ВИДЫВАЛ
Хоть объехал, считай,
целый свет,
И в душе нарастает обида —
Зря потрачено столько лет.
Как лебёдушки по реке,
И весь город на вас любуется,
В восхищении замерев.
Жар души и игра ума.
Я уверен: резьба наличников
С ваших кружев сошла на дома.
Я в них весь утонуть готов.
Знать, не зря
на центральной площади
Полыхает пожар цветов.
Мне являлось на ум не раз —
Ваши храмы
остойчиво-стройные
Здесь когда-то лепили с вас.
Это истина, не обман, —
Мягкость финнов,
изящество русичей,
Поступь гордую древних славян.
тропами узкими,
Ясно видится из Москвы:
Не погибнет земля наша русская,
Пока есть в ней такие, как вы.
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий