Комментариев пока нет
Рубрика: Круг чтения
11.09.2020
Шпион, гуляющий по сквознякам
«Перестройка» позволила Ле Карре стать у нас одним из самых известных литераторов-шпионов, (до Яна Флеминга с его Джеймс Бондом) он недотянул, но стал однозначно «своим» среди интеллектуалов СВР, во главе с её шефом Евгением Примаковым, который сравнивал себя (по словам некоего американского журналиста) с Джорджем Смайли, главным персонажем шпионских романов Ле Карре.
Словом, книга «Голубиный туннель» не имеет ничего похожего, (в жанровой трактовке) ни с автобиографией сэра Дэвида Корнуэлла, ни с его мемуарами (опять же в их жанровом первородстве). Скорее эта книга — всякого рода арабески памяти. То ли от писателя Ле Карре. То ли от его «литературного альтер эго» Джорджа Смайли.
Что же до новоиспеченного «нобелиата», то сам он пережил не менее бурный скандал. Только политический. Австрийский писатель бросил булыжник в болото пресловутой «европейской толерантности», высказав свою гражданскую позицию в отношении сербов и Слободана Милошевича. В своей речи на похоронах Слободана Милошевича Хандке бросил в лицо европейскому истэблишменту: «Мир, так называемый мир, знает всё о Югославии, Сербии. Мир, так называемый мир, знает всё о Слободане Милошевиче. Так называемый мир знает правду. Вот почему так называемый мир сегодня отсутствует, и не только сегодня, и не только здесь. Я не знаю правду. Но я смотрю. Я слушаю. Я чувствую. Я помню. Вот почему сегодня я здесь, рядом с Югославией, рядом с Сербией, рядом с Слободаном Милошевичем».
«Толерантная Европа», аплодировавшая натовским бомбардировкам мирного Белграда, сначала со всей яростью принялась третировать семидесятилетнего писателя, однако мнения литературной элиты разделились. Из Хандке не стали лепить очередного «великомученика». Подсластили горькую пилюлю писательской правды нобелиатским леденцом – «за периферию и специфику человеческого опыта».
Однако, если оставить стороне дефениции высоколобого жюри и обратиться к прозе Хандке, то в только что вышедшем у нас сборнике (Петер Хандке – Женщина-левша. Нет желания – нет счастья. Дон Жуан. / Москва/ АСТ/ 2020) из трех мини-повестей, две из которых были написаны в семидесятые годы прошлого столетия, а «Дон Жуан» в миллениум, никаких гипертекстов и никакого постмодернизма мы не найдём. Проза Хандке – это скорее сплошной артхаус. Она крайне кинематографична. Сказывается опыт сценариста и драматурга. Много от Вима Вендерса, Антониони и Феллини. Много книжности и авторской «остранённости». Не той что у Маркеса или Льосы. Другой остранённости – «переферийной».
Хандке – писатель безусловно интересный, хотя есть среди коллег по цеху авторы с талантом более значительным. Но нам ли спорить с уважаемым жюри, даже после всех его закулисных скандалов.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий