slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Сборник пьес, посвящённый другу

Валерий Иванов-Таганский – один из успешных современных русских драматургов. Он автор тринадцати пьес, многие из которых идут в московских театрах и на сценах других городов. Три пьесы, вошедшие в этот сборник*: «Казус Берии», «Цена вопроса» и «Багряный разлом» — написаны в соавторстве. «Багряный разлом» – в соавторстве с известным писателем и драматургом Евгением Чебалиным, а «Казус Берии» и «Цена вопроса» – с видным экономистом, академиком РАЕН и писателем Георгием Цаголовым.
Все три пьесы являются победителями престижного Международного конкурса по современной драматургии. Четвертая пьеса «Случайная неслучайность», давшая название этому сборнику, стала финалистом 2-го Международного конкурса по современной драматургии «Время драмы», и её авторство целиком принадлежит Иванову-Таганскому.
Таким образом, к прежним индивидуальным успехам и победам этого драматурга (Международная литературная премия по драматургии «Имперская культура» за сборник пьес «Любовь со взломом», издательство ИПО «У Никитских ворот», 2017 г.) прибавились ещё и достижения в работе с коллегами по перу. Увлечённость драматургией у Иванова-Таганского далеко не случайность. Он ученик Виктора Розова, в 1973 году окончил факультет драматургии Литературного института им. Горького. А до этого периода, после окончания Щукинского театрального училище, многие годы был ведущим актёром прославленного театра на Таганке; затем – столь же известным режиссёром, ставившим самые разнообразные пьесы мирового репертуара в разных городах СССР. Кроме того, Иванов-Таганский – многолетний ведущий телевизионного цикла «Искатели» на Первом канале, талантливый прозаик, автор повестей, рассказов и многочисленных романов. По одному из них, роману «Семя отечества», режиссёром Ю. Кара снят замечательный четырехсерийный телефильм «Репортеры».
Востребованным, ярким и многогранным мастером Валерий Иванов-Таганский стал и на драматургическом поприще, где его талант достиг, как нам представляется, своего нового расцвета.
Диапазон тематики представленных в сборнике пьес исключительно широк – от исторических драм до остросоциальных пьес на современные темы.
Очевидный дар, владение широкой писательской палитрой, высокий профессионализм и к тому же умение работать в содружестве с партнёрами — это, пожалуй, наиболее примечательные черты человеческой и творческой природы Иванова-Таганского. Сочетание историзма, политической остроты, которая, в свою очередь, создаёт сценическую характерность, и интимная проникновенность – вот те отличительные характеристики, которыми сполна владеет этот драматург.
Как мы уже отметили вначале, две пьесы из вошедших в эту книгу – «Казус Берии» и «Цена вопроса» — были написаны Ивановым-Таганским в творческом содружестве с недавно ушедшим из жизни писателем, доктором экономических наук, академиком РАЕН Цаголовым.
Георгий Николаевич Цаголов многие годы был близким другом Иванова-Таганского, он являлся не только выдающимся ученым и писателем, но и сердечным, высокодуховным человеком. По своему характеру и темпераменту Цаголов представлял собой тип человека-победителя! Поэтому неслучайно, что эта книга посвящена его памяти.
Итак, все четыре пьесы, которые сейчас перед нами, представляют собой как бы сколок истории нашей страны. Каждая из четырёх пьес устремлена своими идеологическими и ценностными параметрами в будущее, строго и с дерзким вызовом осмысливая прошлое. Открывается сборник исторической драмой «Багряный разлом», которая названа в подзаголовке «хроникой советских времен без вранья». В пьесе неповторимо и ярко, вопреки десяткам известных схем, действуют: Сталин, его домашнее окружение, Молотов, его жена Полина Жемчужина, Берия, Ворошилов, Будённый, Тухачевский, Хрущёв, Троцкий, а в двух солистках Большого театра, неких Вере Александровне и Валерии Владимировне, легко угадываются знаменитая Вера Давыдова и не менее знаменитая Валерия Барсова — всё это, безусловно, создаёт облик эпохи и расцвечивает её новыми красками. С другой стороны, в пьесе остро и колоритно показаны Гитлер, Гиммлер, Риббентроп — вначале на фоне стремительно поднимающего голову Третьего рейха, а в финале — при подписание знаменитого «Пакта Молотова — Риббентропа».
Необходимо отметить одну особенность этой пьесы: в ней реалистическое начало удачно совмещается с условно театральным, игровым. Прежде всего это сцены, где действуют эпизодические персоналии. Это придаёт им характер массовок, очень своеобразных, почти кинематографических, но не перестающих при этом быть театральными. В целом пьеса Евгения Чебалина и Валерия Иванова-Таганского построена так искусно, что становится чрезвычайно увлекательной даже в чтении. Язык пьесы настолько блестящ, энергичен, отличается такой изощрённой выразительностью, что сразу осознаешь, какое помножение предстоит в сценическом воплощении.
Сцены допроса заключенных в Бутырской тюрьме написаны, не побоимся сказать, почти шекспировскими красками, как уже отметил это когда-то по поводу других пьес Иванова-Таганского кто-то из критиков, хотя это уподобление, конечно же, в значительной мере условно. Прекрасным дополнением к действию в пьесе служит и музыкальное оформление — в данном случае речь идет о музыке Рихарда Вагнера.
Пьеса «Багряный разлом», по существующим сегодня официальным оценкам этого периода истории, не только убедительно опровергает большое количество принятых установок, но и устремлена в грядущее время, когда представится возможность свободно работать с архивными документами, сбросить груз неправды, умышленного замалчивания подлинных фактов и истинных ценностей.
В пьесе «Казус Берии», где также действуют в основном реально исторические лица: Берия, Хрущёв, Булганин, Маленков, адъютант Берии Хрусталёв и другие — также изображены судьбоносные для нашей истории события. Речь идёт, по мнению авторов, скорее всего о насильственной смерти Сталина и затем убийстве в московском особняке на Малой Никитской одной из самых переосмысливаемых сегодня историками фигур этой эпохи – Лаврентия Берии. В пьесе «Казус Берии» авторы реконструируют принятые умышленно, во спасение некоторых политических деятелей того времени установки о, будто бы, естественной смерти Сталина в результате инсульта и расстреле в подвале штаба Московского военного округа Берии и дают своё, достаточное, обоснованное, а с нашей точки зрения, вполне убедительное художественное изображение и толкование этих событий. Все эти до сих пор скрываемые факты, благодаря настойчивому, исследовательскому подходу Иванова-Таганского и Георгия Цаголова, приобретают во многом совершенно новое освещение и новые, свежие, неизбитые обертоны, несмотря и вопреки навязчивой, традиционной версии, созданной «хрущёвцами» сразу после убийства Берии. Авторам, на наш взгляд, удалось сказать своё новое слово об этом периоде истории и в манере эпического театра сделать высокохудожественный драматический текст, качество и нужность которого, несомненно, будут оценены спустя определённое время, когда жизнь даст шанс наконец-то честно осмысливать прошлое и избавиться от привычных клише, навязанных предыдущими эпохами.
Публицистический элемент в этой пьесе так же, как и в предыдущей, весьма существенен: он служит ещё большему раскрытию художественных задач – показу едва ли не самых, пока ещё далеко не раскрытых и страшных событий, ушедшего века.
Заслуга авторов в том, что им удалось найти какие-то свои, только им присущие акценты и художественные средства, в которых причудливо соединяются традиционный реализм с острой театральной, почти гротескной, буффонадой, правда, зловещей и страшной, о чём мы уже говорили выше. Прямо скажем, принятые сегодня некоторые официальные оценки истории и навязанные перестроечным временем установки пьесы «Багряный разлом» и «Казус Берии» не только убедительно опровергают, но и, к общей пользе, устремляют театральное искусство в будущее, когда нашему обществу, культуре, преодолев «имперские галлюцинации», представится возможность сбросить груз неправды, умышленного замалчивания подлинных фактов и гордиться нашей историей такой, какая она есть.
В пьесе «Цена вопроса» появляются уже современные герои и современная проблематика. Политические, нравственные и частные коллизии в этой драме разрешаются, опять же, очень театрально и, мы бы добавили, ярко постановочно. Что интересно, «Цена вопроса» в определенном, опосредованном смысле продолжает проблематику предыдущих пьес, хотя лица и события, в них изображенные, казалось бы, не могут ничего иметь с ними общего. Однако в замысле предлагаемой автором книги, в последовательном развитии сюжетов представленных пьес прослеживается определенная историческая связь. В результате современные проблемы (коррупция, всеобщая страсть к наживе, охватившие наше общество) в авторском осмыслении не менее остры и трагичны, чем события уже отдаленного прошлого, ставшего историей.
Неслучайно в последней пьесе – «Случайная неслучайность», завершающей эту книгу и определившей её название, тема разложения и деградации нашего социума, развращенного до основания прагматическими, меркантильными интересами и страстями, достигает своей кульминации. Мы видим со всей отчетливостью, что теперь в наше ещё недавно «благословенное» время даже «святое искусство» является предметом торга, нечистых вожделений и даже уголовных преступлений, и потому эти явления, как в русской пословице «В семье не без урода, а из-за урода всё не в угоду», не менее страшны и опасны, чем многие известные события предвоенных и послевоенных лет.
Таким образом, можно прийти к выводу, что из этих четырех пьес Валерия Иванова-Таганского, в одном случае написанной индивидуально, а в других — в гармоничном содружестве с сотоварищами, вырисовывается определённая чёткая линия, своего рода парадигма.
Она прочерчивается в историческом контексте: от борьбы с троцкизмом, ликвидации «заговора генералов», преследований НКВД до мощного, несмотря на противостояние, индустриального подъема, угрозы войны и героической Победы в ней. И, наконец, до последнего этапа — послевоенного советского периода, когда страна, пройдя годы успешного становления, вдруг волею предательского руководства и внешнего воздействия, развернувшись на сто восемьдесят градусов, пришла к «перестройке» и распаду, не только экономическому, но, главное, гуманитарно-нравственному. В этом, как нам представляется, основной идейно-художественный смысл сборника и стержень пьес, вошедших в эту книгу. Заканчивая, хочется заметить следующее: сегодня книжное литературное слово дрейфует к электронному варианту, незаметно теряя своё влияние, драматургия напротив – талантливо воплощенная на подмостках, становится хоть ныне и дорогим, но востребованном искусством, где наряду с привычным либеральным «агитпропом» появляются постановки, определяющие театр завтрашнего дня. «Большое видится на расстоянье» — эта известная есенинская строчка как нельзя более подходит к драматургическому творчеству Иванова-Таганского, которое, скорее всего, в полной мере предстоит оценить ещё только в будущем.
 
Александр Руднев
 
*Валерий Иванов-Таганский. Случайная неслучайность. Сборник пьес., — М., ИПО «У Никитских ворот», 2019 г.
 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: