Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
19.04.2019
«С каждым годом я к России ближе…» 82-летие со дня рождения Владимира Фирсова
Глубочайшая по своему содержанию книга, посвященная России, начинается, как следовало предположить, с обретения поэтом пути. «Я сам на горе иль на радость / Дорогу выбрал до конца», а далее следует парадоксальная концовка, заставляющая крепко призадуматься: «Чтобы любить, не зная счастья, / И быть счастливым без любви…» Искушенный читатель нисколько не смутится, поскольку сразу же увидит здесь отсылку ко всем «страдающим философам» Отечества, коих не представляется возможным перечислить. Тютчев, Лермонтов, Блок, Есенин, Корнилов – каждый прошёл свой путь, столкнувшись с неразрешимыми вопросами бытия. Каждый пытался наполнить мир любовью, страстью, пыланием, ведь такова природа искусства – абсолютная самоотдача. А где же Твардовский, ставший для Фирсова наставником и проводником в литературу? Будьте спокойны, дорогие друзья, Александр Трифонович далее – везде и всюду.
Благодаря постоянному присутствию мэтра Фирсов обрел внутреннюю силу, что, в свою очередь, позволило ему сделать свою поэзию мужественной, ответственной, лишенной всякого пустословия. Здесь, как сказали бы в народе, всё по делу; с другой стороны, когда поэту необходимо создать тонкое лирическое стихотворение, он подолгу ищет и чаще всего находит художественный образ. Владимир Фирсов из категории поэтов, испытавших «чувство Родины» (читаем и понимаем – патриотизм!) искренне и глубоко…
«Малая Родина» — Смоленщина. «Изба на взгорье, баня возле речки, / Палатки пионерских лагерей» — поэт вспоминает всё до мельчайших подробностей, увековечивает трудовой народ, хлебнувший горя с излишком. Даже в священный для Советского Союза День Победы на глазах поэта внезапно «погорело полсела»! Передавая боль, поэт благодарит всех, кого может. Деда, который «отстраивал деревню и, представь себе, успел»; первого учителя, лишившегося руки; тетю Клаву, которая «вот уж сколько годов как на свете одна». Уникальное, ни с чем не сравнимое явление – усилиями российских поэтов создается коллективный мемориал. Ольга Берггольц, Михаил Дудин, Егор Исаев, Маргарита Алигер… Даже с Урала слышится голос поэтессы Людмилы Татьяничевой, выбравшей впоследствии Москву и стоявшей у истоков альманаха «День поэзии». Владимир Фирсов в этой цепи — звено важнейшее. Процитирую известного литературоведа Льва Аннинского: «Понять у Фирсова смысл его борьбы с «недругами», почувствовать тот озноб, который охватывает его при слове «чужой», можно только в том случае, если знаешь тот мир, где он «свой», — тот мир, который он потерял. Ибо если есть в поколении детей войны настоящий поэт потерянного рая, то это Владимир Фирсов».
Тут нам предстоит увидеть еще один парадокс, основанный на невозвратности жизни и невозвратности самого человека в привычную для него среду обитания: «Матери теряют сыновей, / Родина героев обретает». Трагический возвышенный переход вряд ли может быть понят и принят с покорностью – раны болят долго и мучительно. Поэт, говоря о заслуженном солдатами бессмертии, пытается донести простую мысль: Родине были нужны не жертвы, а защитники! Увы, масштабы Великой Отечественной войны таковы, что ни пятьдесят лет назад, ни даже сегодня невозможно вспомнить всех поименно.
Поэзия Владимира Фирсова прозрачна и доступна. Она не утяжелена причудливым изыскательством ни в форме, ни в содержании. «С каждым годом я к России ближе» — фундаментальные строки написаны поэтом задолго до 90-х годов, когда станет модно быть от России как можно дальше. Одно из последствий произошедших разрушительных процессов – отказ от родной поэзии, её незнание, игнорирование. Именно поэтому читать Владимира Фирсова нужно обязательно, хотя бы для того, чтобы ни при каких условиях не разрывать связей с Отчизной, чтобы внести посильный вклад в её процветание…
Санкт-Петербург.
Комментарии:
Статьи по теме:
Потери Министерства обороны по состоянию на 26.07.2024: 1.Министр обороны генерал армии Сергей ...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий