Комментариев пока нет
Рубрика: Круг чтения
16.02.2018
Русская Атлантида: «белые русские» из Белой Церкви
«Хотел устроить русский уголок, так как понял, что забывается то, что происходило в Белой Церкви», — говорит Кастелянов, инженер-строитель на пенсии, чей отец с белогвардейской армией преодолел долгий путь от Владикавказа до этого банатского городка (Банат — историческая область в Центральной Европе, разделённая между Сербией, Румынией и Венгрией. — Ред.).
Рассказ о частице русского мира, которую волны Октябрьской революции прибили к Белой Церкви, он начинает с кладбища, где похоронены около 650 русских, от княгинь и государственных советников до сенатора и 19 увенчанных боевой славой генералов. В наши дни кладбище часто посещают русские с разных концов света в поисках своих предков, а в «Кадетской мемориальной комнате» Кастелянова на Партизанской улице пытаются на пожелтевших фотографиях найти лица своих дедушек и бабушек. Ведь в Белую Церковь в двадцатых годах прошлого века перебрались около 2500 «белых русских», у которых были здесь свой Кадетский корпус, школа для кадетов, а также Мариинский донской институт благородных девиц и церковь. С 1920 по 1924 год здесь находилось Николаевское кавалерийское училище, а с 1920 по 1929 год – Крымский кадетский корпус, который, когда к нему присоединились представители других корпусов, стал Первым русским кадетским корпусом великого князя Константина Константиновича.
Этот корпус просуществовал вплоть до 26 сентября 1944 года, когда и был окончательно расформирован. После этого, рассказывает Кастелянов, последние имевшие к нему отношение люди рассеялись по свету и в дальнейшем встречались только на съездах, проводившихся в разных частях планеты, от Каракаса и Сан-Франциско до Парижа. Последний и, как было сказано, завершающий сбор состоялся в 2010 году в Белой Церкви, вспоминает наш хозяин, показывая уже цветные фотографии бывших кадетов. Проведен он был в торжественном зале здания времен Марии Терезии, в котором когда-то находилась Кадетская школа. Этот комплекс сейчас принадлежит сербским военным, так как после Второй мировой войны и до недавнего времени использовался в качестве казармы. Меньше повезло зданию с видом на городской парк. В этом здании находился Институт благородных девиц, а сейчас оно запущено, с выбитыми окнами, ждет нового владельца и лучшей доли.
Совсем рядом с храмом, который сейчас в ведении Сербской православной церкви, стоит памятник красноармейцам, павшим при освобождении Белой Церкви. Вот так «красные» и «белые» и помирились в этом сербском городке. Ежегодно 9 Мая, рассказывает Кастелянов, к памятнику возлагают венки представители Посольства России в Сербии…
Пока Валентина показывает фотографии внуков, Владимир Николаевич перебирает архивные документы. Из одного из них следует, что офицер Кастелянов, его прапрадед, участвовал в Бородинской битве. Как диковинку показывает он трость деда своей жены с вырезанными на ней названиями мест, через которые тот проходил, от Полтавы в 1919-м через Владикавказ, Севастополь и так до Белой Церкви. Говорит, что эта трость особенно заинтересовала российских телевизионщиков и журналистов, приезжавших сюда за материалами о «белых русских». И благодаря одному из их очерков Кастелянов нашел родственников в России.
До этого он десятилетиями безуспешно пытался разыскать их по официальным и неофициальным каналам. Но после появления в журнале «Кадетский вестник» статьи о здешней русской церкви позвонил ему журналист и поинтересовался, можно ли дать номер его телефона женщине, которая обратилась в редакцию. Было это в 2012 году, а эта женщина оказалась дочерью сестры его отца. «Живет в Твери, и с тех пор она с сыном приезжала в Белую Церковь, и мы ездили к ним в гости», — вспоминает он.
И все-таки самый дорогой для него экспонат – это кинжал, который отец привез из Владикавказа. Здесь же под флагом царской России и портретами царя Николая Второго и сербского короля Александра находятся карты с указаниями направлений эвакуации кадетских корпусов, акварели с изображением тех мест, через которые проходила эвакуация, фотографии, учебники, по которым учились кадеты. На стене – завещание великого князя Николая Николаевича, оставленное соотечественникам перед смертью в 1928 году, в котором, в частности, говорится: «Молю Господа о том, чтобы увидеть Отечество наше свободным, а в нем – триумф мира, любви и порядка».
Таня ТРИКИЧ.
Перевод с сербского
Владимира НАУМОВА.
Комментарии:
Статьи по теме:
Потери Министерства обороны по состоянию на 26.07.2024: 1.Министр обороны генерал армии Сергей ...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий