Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
25.11.2011
Россия в Святой Земле
В Институте истории РАН недавно состоялась Международная конференция на тему «Императорское Православное Палестинское общество в Святой Земле. К 130-летию со дня основания».
С основным докладом выступил председатель Совета ИППО С.В. Степашин, д.ю.н., председатель Счётной палаты Российской Федерации. Приветствия в адрес конференции направили патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр иностранных дел С.В. Лавров, мэр г. Москвы С.С. Собянин, посольства Палестины и Сирии и др.
Профессор О. Пересыпкин, член Общественного совета нашей газеты, возглавлявший Совет ИППО в течение двенадцати лет, рассказывает об этом уникальном культурно-историческом феномене нашей истории.
Российское государство все-гда интересовалось Ближ-ним Востоком по причине географической близости и заинтересованности в развитии политических и торговых отношений со своими южными соседями. К этим причинам в X веке прибавилась ещё одна — в 988 году киевский великий князь Владимир принял крещение, сделав христианство государственной религией.
Православие пришло к нам из Византийской империи, а крестили князя Владимира, его семью и жителей Киева греческие священники, прибывшие с Ближнего Востока. Первым митрополитом Киева был Михаил Сирин, то есть сириец, ученик Антиохийского патриарха Иоанна.
Православие оказало определяющее влияние на формирование российской цивилизации. Поэтому в русской душе Палестина и Иерусалим заняли важное сакральное место. Ещё одним свидетельством наших духовных связей с Палестиной, именуемой у нас Святой Землей, является то обстоятельство, что старейшая из сохранившихся славянских рукописей — «Киевские глаголические листки» X века — найдена в одном из древлехранилищ Святого града архимандритом Антонином Капустиным, ставшим в 1865 году руководителем Русской духовной миссии в Иерусалиме.
Русский христианский философ Иван Ильин писал: «Православие воспитывало в русском народе тот дух жертвенности, служения, терпения и верности, без которых Россия никогда не состоялась бы от своих врагов и не построила бы своего земного жилища. Русские люди в течение всей своей истории учились строить Россию «целованием Креста и черпать нравственную силу в молитве»…
В церковной практике православия есть одно важное правило, сложившееся ещё в XI в. — посещение мест, связанных с жизнью и деятельностью выдающихся церковных деятелей. Естественно на первом месте в этом списке стоят памятники христианства в Палестине и прежде всего Иерусалим с храмом Гроба Господня и Вифлеем с храмом Рождества Христова.
Посещение Палестины в раннем Средневековье было делом довольно трудным и опасным. Поездка из Москвы в Иерусалим занимала полтора года. Поэтому каждый христианский паломник, посетивший Иерусалим, оставлял записи своего героического «хождения», которые в рукописных списках развозились по городам и деревням, а также исполнялись на ярмарках и перед церквами в христианские праздники бродячими рассказчиками. Поэтому со времени принятия православия паломничество в Иерусалим рассматривалось как духовно-очистительный подвиг, который по возможности должен совершить каждый человек, ибо «он одержим многими грехами».
29 мая 1453 года Царьград-Константинополь пал под ударами турок-османов, и последний император Византии Константин XI, человек незаурядной энергии и большой личной храбрости, сражавшийся как простой солдат на стенах своей столицы, был убит в схватке с турками. Его брат Фома Палеолог, ставший законным наследником византийского престола, отправился в Рим в качестве почётного беженца. С ним были два его сына Андрей и Мануил и дочь — царевна Зоя.
Разгром Константинополя и Византийской империи, одного из древнейших государств античной цивилизации, ознаменовал падение главного духовного центра восточного христианства, что с большой тревогой и озабоченностью было воспринято Русской Православной Церковью.
Русская церковь, возглавляемая митрополитом Иовом, стала фактически независимой от Константинопольского патриарха после получения статуса автокефальной церкви в 1448 году. Российское государство значительно окрепло, чему способствовала ликвидация удельных княжеств и включение в состав России Казанского и Астраханского ханств. Церковь российская должна была соответствовать уровню российского государства и возвеличивать престол российского самодержавного царя. Уже сто лет не было Византийской империи и императора, который по византийской церковной доктрине должен быть «помазан елеем» и отправлен во власть только патриархом. Иными словами, патриарх может быть только при царе или императоре и «быть помазан» патриархом.
Сын Ивана Грозного, благочестивый и «тишайший» царь Федор принял решение поднять российского митрополита до сана патриарха. О своём желании он рассказал Антиохийскому патриарху Иоакиму V, приезжавшему в Москву в 1586 году за материальной помощью, и тот обещал переговорить с другими православными патриархами. Хлопоты патриарха Иоакима сыграли свою роль, и через два года в 1588 году в Москву прибыл Константинопольский патриарх Иеремия с соборным определением об открытии патриаршества в России.
Укрепление российского государства и учреждение патриаршества оживили интерес к Палестине и её христианским святыням.
Поездки видных государственных и церковных деятелей в Палестину и Иерусалим, естественно, находили отражение на страницах печати, в книгах и документах. Паломничество простых крестьян и жителей городов также росло и стало одним из заметных явлений общественной и церковной жизни России, чему способствовала разработка специальных положений о защите паломников на территории Османской империи, в состав которой входила Палестина. Пётр I, принявший в 1721 году титул императора, впервые обозначил в международном договоре права русских паломников.
К середине XIX века царская Россия накопила достаточный опыт общения с восточными патриархами и Османской империей, а рост числа русских паломников требовал создания специального учреждения, которое занималось бы их обустройством и защитой их интересов.
Император Николай I своим указом 11 февраля 1847 года основал Русскую духовную миссию в Иерусалиме, причём эта акция была государственной инициативой, а назначенный её руководителем архимандрит Порфирий Успенский находился в двойном подчинении Св. Синода, заменившего в Российской империи по указу Петра I Патриарха Московского и всея Руси, и Министерства иностранных дел. Такое двойное подчинение при скудном финансировании не способствовало успешной работе миссии, которая не смогла выполнить поставленные перед ней задачи — наблюдение за политической и церковной ситуацией в Палестине, противодействие пропаганде католиков, униатов и протестантов и оказание помощи российским паломникам.
Российская империя не смогла победить в Крымской войне 1853—1856 гг. своих противников — Турцию, Англию, Францию и Сардинское королевство. Причинами этой кровопролитной войны были острые противоречия на Балканах и Ближнем Востоке и неизбежный раздел наследства слабеющей Османской империи. Однако поводом для начала войны послужило решение турецких властей под давлением Франции передать католикам ключи от главных ворот храма Рождества Христова в Вифлееме. Эти ключи находились у православных греков Иерусалимского патриархата, и подобные действия турецких властей были расценены в Российской империи, считавшей себя наследницей Византии и в этом качестве защитником православных христиан, как нарушение её законных прав. Война продолжалась три года и была закончена в марте 1856 года подписанием Парижского мирного договора, по которому России запрещалось держать военный флот на Чёрном море, а «право защищать христиан» получили вместе с Россией её европейские победители.
В таких сложных условиях после Крымской войны необходимо было предпринять большие усилия по восстановлению влияния в Палестине и в первую очередь в Иерусалиме, который, по словам министра иностранных дел князя А.Горчакова, стал «центральным пунктом не только всего Востока, но и Запада и на который устремлено внимание всей Европы».
И Россия начала действовать. В 1857 году было создано Российское общество пароходства и торговли, за которым стояли члены правящей семьи, а именно великий князь Константин Романов.
После поражения в Крымской войне в Российской империи начался процесс обновления государственной, общественной и церковной жизни, рост национального самосознания и православной солидарности. И, разумеется, центром приложения усилий правительства, иерархов Русской Православной Церкви и общественности стала Палестина, где, по оценке русской дипломатии, отмечался рост национальных настроений и стремлении православных арабов к духовному просвещению и самобытности. Князь А.Горчаков в докладе императору Александру II писал: «Доселе мы смотрели на церковь в Сирии и Палестине больше через призму греческую, потому что вся её внешняя иерархия состоит из греков, хотя весь народный элемент есть чисто арабский в двух патриархатах — Иерусалимском и Антиохийском и даже отчасти в Александрийском, ибо вне обителей и главных городов богослужение совершается там только на языке арабском».
Все действия Российской империи в Святой Земле, особенно после Крымской войны, носили характер государственных инициатив. При этом следует подчеркнуть, что для русских императоров все действия на Ближнем Востоке, где находились древние православные церкви, определялись не только государственными интересами, но и личным духовным устремлением. Это характерно для всех членов императорской семьи Романовых, и поэтому не случайно Устав созданного Православного Палестинского общества утвердил 8 мая 1882 года лично император Александр III, а его брат великий князь Сергей Романов, посетивший Иерусалим в 1881 году, стал президентом этого Общества. Созданное Православное Палестинское общество было общественной неправительственной организацией, которая пользовалось моральной и материальной поддержкой государства. Особенно это стало ясно в 1889 году, когда была ликвидирована Палестинская комиссия при МИД и к названию общества было добавлено определение «Императорское». Казна выделяла ежегодно Императорскому Православному Палестинскому обществу (ИППО) многотысячную субсидию в золотых рублях, многие члены императорской семьи, видные политики и церковные деятели считали за честь внести свой вклад в финансирование деятельности этого общества в Святой земле. Однако основные поступления ИППО складывались из кружечного сбора в русских храмах в день Входа Господня в Иерусалим, отмечаемый за неделю до Пасхи. По православной традиции, Иисус Христос за неделю до своей жертвенной смерти въехал на осле в Иерусалим через Золотые ворота старого города. Толпы поклонников приветствовали его пальмовыми ветвями. В России пальмы не растут, и поэтому православные христиане в этот день поздравляют и дарят друг другу букетики вербы. Вот почему этот день в России называется Вербным воскресеньем.
Согласно Уставу, ИППО было призвано осуществлять обустройство русских паломников путём создания гостиниц и подворий при том понимании, что духовным окормлением паломников будет заниматься Русская духовная миссия, которую с 1865 года возглавлял легендарный архимандрит Антонин Капустин, проработавший в Иерусалиме 29 лет, умерший и похороненный в русском монастыре на Елеонской горе. Им было куплено 18 земельных участков, часть из которых и сегодня принадлежат России. Вторая задача ИППО сводилась к оказанию благотворительной помощи и просветительской работы среди православных арабов путём строительства школ и больниц. И третья задача, также вытекающая из Устава ИППО, обозначалась как организация изучения библейской истории, проведение археологических раскопок и публикация их результатов.
К началу XX века в Палестине сформировался комплекс сооружений — гостиниц, подворий, монастырей, школ и медицинских учреждений, которые получили название «Русской Палестины». К этому времени уже были построены на площади Москобия в Западном Иерусалиме Сергеевское, Елизаветинское и Николаевское подворье, здание Русской духовной миссии, Троицкий кафедральный собор и больница. Близ храма Гроба Господня было построено Александровское подворье для состоятельных паломников, где в ходе археологических раскопок был открыт порог Судных врат, через которые Иисус Христос шёл на место своей казни. На Елеонской горе был создан комплекс Спасо-Вознесенского женского монастыря с высокой колокольней, называемой «Русская свеча». Здесь же была построена часовня на месте, где лежала голова Иоанна Крестителя. В главном храме монастыря находится могила архимандрита Антонина Капустина. На территории монастыря построено здание Духовной миссии Русской Православной Церковью за рубежом. Чуть ниже на склоне Елеонской горы расположена пятиглавая церковь равноапостольной Марии Магдалены.
В окрестностях старого Иерусалима есть другой российский монастырский комплекс — Горний Свято-Казанский женский монастырь у источника в местечке Айн-Керем, где праведная Елизавета сообщила Богоматери о будущем рождении младенца Иисуса. На обширной территории находится несколько храмов, сельскохозяйственные угодья и кладбища, где нашли свой вечный покой монахини и паломники в Святой Земле. На территории монастыря, основанного в 1871 году архимандритом Антонином, хранится икона Казанской Божьей Матери.
В Палестине, а также Сирии и Ливане, которые входят в библейский ареал Святой Земли, ИППО построило 101 школу для детей православных и мусульманских семей, которые в 1908 году были признаны официально властями Османской империи. В пригороде Вифлеема, в деревне Бейт Джала был создан педагогический колледж, который готовил преподавателей для школ ИППО. Большей частью преподавателей этих школ были православные арабы, но часть преподавателей приезжала из России, в основном это были выпускники восточного факультета Санкт-Петербургского университета. Среди подвижников «Русской Палестины» можно назвать Марию Александровну Черкасову, которая 25 лет проработала в Бейруте в качестве инспектора школ ИППО. В Бейруте есть улица Мама, названная в честь Марии Александровны, а в школе, где она работала, сегодня находится посольство Российской Федерации.
По официальной статистике, в 1913 году Святую Землю и Иерусалим посетило около 20 тысяч паломников из России. На самом деле наших паломников было значительно больше, поскольку некоторые из них добирались не прямым морским путём Одесса — Яффа, а через Сирию, Ливан, Турцию и Египет. В начале XX века в богатых палестинских семьях были няньки из числа русских женщин – паломниц, которые решили задержаться в Святой Земле. Не случайно, русский язык стал в Палестине вторым иностранным языком после турецкого, на котором общались не только православные арабы, но и жители мусульманского, иудейского и армянского кварталов Восточного Иерусалима.
Октябрьская революция 1917 года и установление советской власти ознаменовали новый этап отношений нашей страны с Палестиной. В Советском Союзе в условиях, когда атеизм стал официальной идеологией правящей Коммунистической партии, ИППО было переименовано в Российское Палестинское общество при Академии наук СССР, и его деятельность свелась к изучению древней и средневековой истории Ближнего Востока. Имущество ИППО в России и за рубежом было национализировано, прекратили свою работу школы и оказание благотворительной помощи. В 1964 году часть имущества ИППО в Палестине было продано Израилю в результате так называемой «апельсиновой сделки».
Распад Советского Союза, перестройка политической системы и начало демократических преобразований в России отразилось на деятельности общественных организаций, связанных традиционно с арабскими странами и Палестиной, в частности. 25 мая 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял Постановление, в котором — цитирую по тексту «Российской газеты» от 26 мая 1992 года — «поддержал просьбу Совета Российского Палестинского общества при АН СССР о его переходе под юрисдикцию Российской Федерации как международной общественной организации, способствующей развитию научных, духовных, дипломатических и культурно-просветительских связей с народами Ближнего Востока и Средиземноморья, восстановив его историческое название — Императорское Православное Палестинское Общество».
С 1989 года до 2001 года я был председателем Совета сначала Российского Палестинского общества при АН СССР, а с мая 1992 года — председателем Совета ИППО, и поэтому проблемы наших отношений с Израилем, Организацией освобождения Палестины, Организацией паломничества и культурных связей всегда были постоянной темой двусторонних бесед и контактов. В 2002 году после моего ухода с поста председателя Совета ИППО на этот пост был избран Алексей Чистяков, Чрезвычайный и Полномочный посол, представитель России при Палестинской национальной администрации. В 2003 году в связи с отъездом Чистякова на работу за границу председателем Совета был избран член-корреспондент АН России, известный специалист по истории России и Русской Православной Церкви Ярослав Щапов. Этот пост он занимал три года, а в июне 2007 года председателем Совета ИППО был избран Сергей Степашин, доктор юридических наук и руководитель Счётной палаты Российской Федерации, обладающий определёнными административными ресурсами, которых всем нам явно не хватало.
Сергей Степашин, его заместители и Совет ИППО в результате активной работы в России и за рубежом добились значительных успехов. Одним из важнейших итогов этой работы и поистине прорывных моментов в деятельности ИППО следует считать урегулирование исключительно сложных вопросов о возвращении некогда утраченной исторической собственности России. После длительных переговоров с правительством Израиля в конце 2008 года состоялась передача России исторического здания Сергиевского подворья в Иерусалиме, построенного на средства ИППО.
Вопросы обустройства и дальнейшего использования Сергиевского подворья неоднократно рассматривались в Администрации Президента и Правительстве России, которые выделили средства на реставрацию этого исторического объекта, составление каталога обнаруженных книг и восстановление расчищенных фресок.
Возвращение Сергиевского подворья дало возможность начать использовать помещения этого подворья для проведения различных мероприятий и церемоний. Так, в день рождения великого князя Сергея Александровича 12 мая 2009 года впервые на угловой башне Сергиевского подворья был поднят флаг ИППО. Эта традиция существовала до начала Первой мировой войны. Спустя 95 лет традиция подъема флага ИППО была возобновлена и, по-видимому, будет продолжаться, поскольку расценивается нашим народом как символ возвращения России в Святую Землю. В январе 2010 года в Паломническом центре Московского патриархата в Москве состоялась научная конференция «Русский флаг над Иерусалимом». В приветствии Сергея Степашина говорилось, что Сергиевское подворье «призвано служить укреплению православного присутствия на Ближнем Востоке, обеспечивать многовекторные интересы России в сфере гуманитарных, культурных и межконфессиональных контактов».
5 мая 2010 года в Сергиевском подворье в Иерусалиме состоялся международный научный семинар на тему «Христианские добродетели и их роль в социализации современной российской молодежи». Семинар был организован Нижегородским и Иерусалимским отделениями ИППО при поддержке Российского культурного центра в Тель-Авиве и Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Этот семинар показал, что научные мероприятия в Иерусалиме на базе Сергиевского подворья собирают учёных из различных уголков России и активным образом содействуют сохранению христианских добродетелей, столь важных для молодёжи всех стран в условиях глобализации.
В древнейшем палестинском городе Иерихон, который в октябре 2010 года отмечал своё 10-тысячелетие, создан большой музейно-парковый комплекс на российские средства и на участке, принадлежащем России. В процессе строительства были проведены раскопки и обнаружены ценные археологические находки. На этом участке находится священное дерево смоковница, почитаемое как место встречи мытаря Закхея с Иисусом Христом. Из Москвы были направлены известные российские учёные и специалисты, которые провели агросанацию и лечение святого дерева, живого свидетеля земной жизни Иисуса Христа.
В мае 2008 года глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас вручил Сергею Степашину пакет документов о передаче в собственность ИППО земельного участка, находящегося в исторической части Вифлеема. 11 июня 2011 года Сергей Степашин принял участие в церемонии закладки первого камня Культурно-делового центра ИППО, который будет построен в течение года на средства российской стороны.
В Москве с большим вниманием отслеживают любые предложения, направленные на нормализацию обстановки в Палестине и судьбы Иерусалима.
Официальная позиция Российской Федерации по Иерусалиму хорошо известна и неоднократно подтверждалась на различных уровнях. 18 января 2011 года президент Дмитрий Медведев в рамках своего ближневосточного турне посетил палестинские территории. Этот визит был назван историческим не только по своему политическому значению, но ещё и потому, что Президент России прибыл из Иордании в Иерихон, где его встречал председатель Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас. «Мы поддерживали и будем поддерживать неотъемлемое право палестинского народа на создание собственного государства — независимого, территориально единого, жизнеспособного со столицей в Восточном Иерусалиме», — заявил Дмитрий Медведев. Он подчеркнул, что для возобновления ближневосточного мирного процесса Израиль должен прекратить поселенческую активность на западном берегу р. Иордан и в восточной части Иерусалима.
Последние чёткие определения позиции России по Иерусалиму сделал министр иностранных дел Сергей Лавров. Выступая по радио «Эхо Москвы» 5 июня 2011 года, министр заявил, что решение вопроса о статусе Иерусалима может быть только с учётом религиозной составляющей. «Когда кто-либо, будь то Израиль или Палестина, говорит: «Иерусалим будет моим», это никогда не будет работать» — сказал Лавров. — Работать будет только отражение в межгосударственном формате того, что уже существует в межконфессиональной форме. Это должно быть частью общего урегулирования, когда Палестина и Израиль договорятся о границах с обязательными разменами… Никто не ожидает, что Израиль разрушит и уведёт за собой крупные поселения, но палестинцы должны получить взамен что-то близкое к тому, что заберет себе Израиль». Далее российский министр заявил: «В этом контексте не обойтись без решения по Иерусалиму. Его не будет без территориального размежевания и без решения проблемы беженцев. Мы это видим так: западный Иерусалим – израильский, восточный Иерусалим – палестинский, а святые места, наверное, могут быть только под международным управлением, будь то ООН или ЮНЕСКО». Чёткая позиция России по Иерусалиму с пониманием воспринята в палестинском руководстве и весьма настороженно в государстве Израиль.
Россия поддержала обращение руководства Палестины в ООН с просьбой о признании палестинского государства и принятии ПНА в ООН в качестве члена этой международной организации. Реализация наших инициатив может привести к установлению справедливого мира и спокойствия в этой дорогой для сердца каждого россиянина части нашей планеты. Восточный Иерусалим — колыбель трёх мировых религий — иудаизма, христианства и ислама, — поклонники которых заинтересованы в межконфессиональном сотрудничестве и взаимопонимании.
На флаге и эмблеме ИППО начертаны слова из Книги пророка Исайи: «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник». Прав Сергей Лавров, который считает, что в основу межгосударственного формата следует положить то, что уже существует в межконфессиональной форме.
Профессор Олег ПЕРЕСЫПКИН
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий