slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Россия и ответственность

За сильный политический полюс
В марте 2014 года площадь Российской Федерации увеличилась на 78000 квадратных километров. Из них 52000 квадратных километров — это площадь континентального шельфа Охотского моря, расположенного на Дальнем Востоке вблизи Японии и не принадлежащего никакому другому государству (присоединение этого шельфа (или внутреннего моря) к России было утверждено решением действующей при ООН Комиссии по границам континентального шельфа). Другая территория, площадь которой 26000 квадратных километров, — это полуостров Крым, отошедший Российской Федерации после всенародного референдума, состоявшегося 16 марта 2014 года. 1 233 002 избирателя, или 96,7 процентов участников референдума, голосовали в пользу вхождения полуострова Крым в состав российского государства. Благодаря поддержке 83,1 процента от общего числа избирателей Россия согласилась признать сначала независимость Крыма, а затем приняла решение о включении его в свой состав.
Председатель Совета министров СССР Никита Хрущёв, родом из украинских крестьян, самовольно присоединил или «передал» Крым Украине в 1954 году, ещё в советское время, когда Украина была частью Союза. В речи по случаю подписания договора о присоединении Крыма и Севастополя к России президент Владимир Путин сказал о тех событиях, что решение о передаче Крыма было принято по инициативе тогдашнего советского лидера Хрущёва и причины такого решения должны исследовать историки. В этой связи Путин заметил, что решение о передаче Крыма Украине противоречило действовавшим тогда конституционным нормам.

Население полуострова Крым по состоянию на 1 января 2014 года составляет 959 тысяч человек. Крым имеет для России стратегическое значение в качестве выхода к Чёрному морю. С одной стороны, полуостров расположен недалеко от проливов Босфор и Дарданеллы, соединяющих Чёрное море со Средиземным. С другой стороны, Крым обеспечивает связь с Кавказом, в частности, с северной его частью, являющейся регионом России.
С 1475 года Крым был частью Османской империи, а в 1771 году был завоёван Россией в ходе войны с крымскими татарами — союзниками османов. Это случилось в правление императрицы Екатерины, которую русские назвали Великой. Крымом стала владеть царская Россия, и страна несколько раз вела на полуострове войны, из которых наиболее известна так называемая Крымская война, продолжавшаяся в 1853—1856 годах в правление султана Абдул-Меджида Первого, когда в сражении при Синопе русский флот одержал победу над флотом Османской империи. Эта война, в которой участвовали коалиции, преследовавшие свои интересы, завершилась Парижской конференцией 30 марта 1856 года. В Крыму также проходили жестокие, с участием большого количества людей, бои во время Второй мировой войны в 1942 году, когда врагом была Германия и когда сражения стоили огромных человеческих жертв, не говоря о разрушениях.
В 1921 году Крым стал советской территорией, Иосиф Сталин выселил из Крыма татар, по крайней мере, большую их часть. В 1954-м, как мы уже упоминали, Хрущёв самовольно подчинил Крым Украине. 21 марта 2014 года Президент России Владимир Путин подписал Указ о присоединении Крыма и города Севастополя к Российской Федерации. Это значительное событие глубоко потрясло США и Европу. Западные страны, разыгрывавшие украинскую карту, призвали к введению санкций против России. Однако вскоре между ними произошёл раскол, и они один за другим отступили от своей позиции, следуя своим расчётам и интересам, а, возможно, и под влиянием Барака Обамы, сказавшего в какой-то момент кризиса абсолютно точные слова, ссылаясь на историю и современность: Россия не откажется от Крыма. Россия, присоединив Крым, начала собирать силы на границе с Украиной; фоном служили призывы к сдерживанию и требования части украинских и европейских радикалов к обузданию ради прекращения кризиса.
Во время встречи министров Лаврова и Керри в Париже 30 марта 2014 года Россия выступила с заявлением по поводу событий, породивших беспокойство в Европе и США, — о присоединении Крыма. Заявление было решительным и предельно ясным, а именно — Россия не будет проявлять слабость и поддаваться давлению тех, кто требует от неё безусловной легитимации государственного переворота на Украине, и не аннулирует недавнее присоединение Крыма, одобренное жителями полуострова, большинство из которых — русские.
Целью моего предыдущего пассажа было указать на главный итог. Российская Федерация несколько раз проявила смелость в защите своей позиции, причём самый яркий пример — Крым, и своими действиями твёрдо, не оставляя почвы для сомнений, провозглашает: эпоха однополярного мира в международных отношениях закончилась; контроль США за принятием решений в политике ушел в прошлое; Россия, её друзья и союзники на постсоветском пространстве снова представляют собой политический полюс, и предпочтительный вариант для неё — не дуализм, а многополярность. Она обладает силой, мощью, возможностями, у неё есть партнёры, страна участвует в решении международных проблем, что позволяет ей занять равное с США и их союзниками место в качестве самостоятельного субъекта, чей принцип — «сказано-сделано». Её позиция полностью соответствует нормам международного права, основывается на нём и находится под его защитой. Это можно было сказать и о взглядах России на сирийский кризис, и о проявленной Сирией во время войны твёрдости, и о мощи сирийской арабской армии, ответившей на вызов, брошенный террористами и их многочисленными пособниками, и о демонстрируемой государством жёсткости, последовательности в действиях, несмотря на масштаб сложившейся против Сирии коалиции. Главный фактор — не предпосылки для появления второго политического полюса, ясно обозначившегося в России, но воля к открытым действиям, способствующим его формированию и предполагающим использование силы, решимость противостоять, непоколебимость и наступательность, осознание роли и места.
Убеждён, что русские не уступят в вопросе о Крыме, это даже не подлежит обсуждению. Когда они отправили военные соединения к украинской границе, кто-то поверил, что это начало серьёзной миссии и движение вспять невозможно, ибо суть — в реальной угрозе русскому дому. Эта миссия подразумевала цели и требования, обязательные к выполнению — заинтересованные стороны должны забыть о Крыме без русских (а им представлялось именно такое будущее региона), решение, принятое Россией по Крыму, — окончательное. Среди других требований и целей — обязательная федерализация или конфедерализация Украины с проведением как минимум в трёх областях на востоке страны референдума об образовании независимых государств или о вхождении регионов в состав других государств. Бесспорно, это было своеобразное послание тем «горячим головам» на Украине и за её пределами, которые были одержимы мыслью изолировать русского медведя в морозной Сибири. Запад понял содержание послания и стал отступать, ослабляя напряжение, а в ответ на отказ Запада прибегать к угрозам и запугиваниям Россия приступила к отводу войск от границы.
Здесь не имеет смысла рассуждать о причинах всего этого (переплетении жизненных интересов, торговом обмене, взаимозависимости заинтересованных сторон в вопросе о Крыме и многом другом). Не входит в мою задачу и определение, насколько Россия с её ресурсами, силой, связями, союзническими обязательствами способна противостоять изнурительным санкциям со стороны США. Я также не хочу оценивать степень влияния России на Украину, чей долг России за газ достиг 11 миллиардов долларов, причём потребности Украины в газе не уменьшились даже после установления Россией 1 апреля 2014 года рыночной цены, а не льготной, как ранее. На чём действительно необходимо сосредоточиться, так это на достижении Россией сформулированных целей. Россия — это крупный игрок в международной политике, равнозначный Америке. Отягощенная планами и заговорами, расширяющая вмешательство в дела государств и жизнь народов, Америка избрала гегемонистский стиль, проявляющийся и в мыслях, и в высокомерном поведении, всё чаще поступает опрометчиво, ввергает себя и других в опасность — начиная с Афганистана и Ирака и заканчивая войной против Сирии, опасно влияющей на регион в целом. В силу всех этих причин Америка изнемогает под тяжёлым бременем, особенно экономически, а экономика, как говорят знающие, — это нерв политики.
Очевидно, что двое «бодающихся» — Россия и Америка — предпочитают вести мирный диалог по проблемам, разрешение которых регулируется договорами о сотрудничестве в соответствующих областях, в частности, это относится к кризису в Сирии. Ни одна из сторон не отказалась от мирного, ненасильственного разрешения кризиса. Америка не спешила заявить о своем намерении вооружить боевиков в Сирии, включая так называемых умеренных, переносными комплексами, предназначенными для поражения воздушных целей, ибо она, как утверждалось, опасается, что это оружие окажется в распоряжении тех групп, чьё усиление для Америки и Европы нежелательно. Такие поставки оружия и другие виды евро-американо-арабской поддержки стали одним из вопросов в ходе диалога Барака Обамы с королём Саудовской Аравии в ходе визита президента США в Эр-Рияд. Главным смыслом визита, как выяснилось, было требование оказать давление на Палестину, чтобы она согласилась продлить паузу в переговорах, не вступала в международные организации и преподнесла на золотом блюде всё, что требует от неё Израиль и что полито палестинской кровью. 30 апреля в Париже Керри в беседе с Лавровым изложил позицию США по поставкам оружия в рассматриваемом контексте. Я абсолютно не верю американцам и считаю, что в большинстве случаев их слова, позиция, политика — обман и ловушка. Но я приведу высказывание Лаврова по данной теме после встречи с Керри, обусловленное укреплением позиций России, её ощутимыми успехами, усилением её влияния в международной политике, что отразилось на двусторонних отношениях как с Европой, так и с США. Лавров, в частности, сказал, что на столе переговоров оказалась переданная СМИ информация о затронутой Бараком Обамой во время визита в Эр-Рияд теме поставок сирийской оппозиции наземных средств поражения. Керри ясно дал понять, что Вашингтон против таких планов. Несогласие Вашингтона министр иностранных дел Лавров истолковал как шаг, полностью соответствующий российско-американскому договору о запрете экспорта систем противовоздушной обороны в «горячие точки».
Аналитики в СМИ, затуманивая истину и пуская пыль в глаза, говорят, что Россия пойдёт на уступки Америке в вопросе о Сирии в обмен на присоединение Крыма. Такие разговоры были популярны в начале крымского кризиса, но мы не нашли ни малейших признаков, позволяющих воспринимать их всерьёз. По моим оценкам, Россия не торгуется из-за Сирии и не будет делать этого; Россия, пережив заметный подъём, будет сильнее отстаивать занятую ей позицию, о чём она неоднократно повторяла: Россия заявляла, что в Сирии она защищает не конкретного человека и правительство, а прежде всего международное право, устав ОНН и возражает тем, кто считает себя вправе вмешиваться во внутренние дела государств и народов, навязать им правителя по своему усмотрению или свергнуть неугодный режим. Россия не желает повторения ливийского варианта в Сирии и других странах, где вероломство Запада было явным и разрушительным. Россия, так или иначе, защищает себя, свои границы, интересы и общество от всего, что представляет собой в глазах России приближающуюся террористическую опасность, от западной «атлантистской» экспансии, часть которой — размещение ракетных комплексов, угрожающих безопасности России. Россия выступает против планов Запада по постепенному отрыву от России её соседей с последующим созданием опасной ситуации внутри страны. По моему мнению, Россия, вместе с реальными и потенциальными союзниками создающая политический полюс, альтернативный американскому, не будет нарушать принципы и нормы, провозглашаемые ею, не будет нарушать ни международное право, ни Устав ООН, статьи которого она обязалась соблюдать и уважать, не предаст своих союзников и тех, кто ждёт от России помощи. Россия не будет попирать моральные нормы в политике, которые, на её взгляд, должны соблюдаться, чтобы были реальностью международное право, международное гуманитарное право, международные организации, чтобы народы и государства были заинтересованы в безопасности и стремились к миру через международные организации и структуры, созданные на их основе. Необходимо использовать инструменты, защищающие эти юридические и политические инстанции, а также гуманитарные и нравственные нормы. Надеюсь, что я прав в своих взглядах на ответственность за необходимый альтернативный политический полюс.
 
Али Окля Орсан
Перевод Кирилла Шмата.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: