slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Россия и Беларусь. При чём здесь Ганапольский?

Недавно обозреватель «Эха Москвы» Матвей Ганапольский заявил: «В Беларуси большинство обожает Путина (и не говорите, что нет), российские телеканалы на первых кнопках в домах, а белорусский язык на ничтожном уровне. И не удивительно — если сам Лукашенко (президент!) говорит по телевидению и на совещаниях по-русски, то что говорить об остальных. Беларусь может быть захвачена в одну секунду любым способом без всяких возражений населения, ибо белорусы, как кажется, не осознают себя отдельным от России государством и пока не создали отдельной политической нации.
Конечно, есть небольшая национальная элита, пекущаяся о языке и традициях, но она ничего не решает. А это имеет обратную сторону, ибо если Лукашенко все же решит создать национальное государство, то поддержать его будет некому».
На вопрос корреспондента «Слова» — насколько правомерны утверждения господина Ганапольского и какая на самом деле обстановка в дружественном нам государстве — отвечает ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений РАН, кандидат исторических наук Александр Дмитриевич ГРОНСКИЙ:
— Ганапольский отчасти прав. В Белоруссии многие относятся к Путину лучше, чем к Лукашенко. Отношение к России также в массе положительное. Что такое «политическая нация», с точки зрения Ганапольского, сложно сказать. Поэтому непонятно, создали её белорусы или нет. Формально создали, фактически можно говорить и о наличии, и об отсутствии — смотря какие критерии применять. То, что за российской повесткой белорусы следят активно, — это факт. То, что подавляющее большинство рассматривает Крым как Россию, тоже факт. По Ганапольскому, национальное государство — это обязательно присутствие национализма антирусского толка.
«Если, — пишет Ганапольский, — Лукашенко все же решит создать национальное государство», — а разве сейчас его нет? Тогда что из себя представляет нынешняя Белоруссия? Паспортная нация в Белоруссии имеется. В большинстве общества имеется согласие во взглядах на определённые процессы. Но для националистов проблема в том, что это согласие базируется на антинационалистических установках. То, что сейчас происходит — это попытка навязать национализм как норму.
Что такое «небольшая национальная элита», которая печётся о языке и традициях? Судя по всему, Ганапольский путает её с националистическими активистами, желающими присвоить себе выработку идеологических смыслов. На белорусском языке, действительно, практически никто не говорит. Навязывание его лишь отделяет власть от народа. А о традициях вообще странно говорить. О каких традициях печётся эта якобы элита? Русофобия? Так такой традиции нет. Есть лишь небольшая группа, которая стремится сейчас навязать своё мнение, как мнение белорусов. Стремление на Запад? Так туда тоже далеко не все хотят. Развитие родного языка? Так надо понимать, что родной язык для большинства — это русский. Именно на нём думают, общаются в быту и учат в детстве в качестве первого разговорного. Просто белорусские националисты подменяют понятие родного и этнического языка. Вышиванки? Так такого слова не было в белорусском лексиконе. Оно появилось только после 2014 г.
В общем, под традициями понимается размытое нечто. А телевидению российскому, по опросам, белорусы больше верят, чем белорусскому. Это так. Можно сказать, что российское телевидение больше соответствует ожиданиям или менталитету белорусов, чем белорусское. А тем более польское, которое выдают за «белорусское независимое телевидение» (канал «Белсат»). Сейчас собираются включать ещё украинский канал. Но его ждёт такая же судьба, что и «Белсат». Зрителями этих каналов останутся националисты, остальных такая подача материала не интересует».

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: