Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
19.07.2019
Российские С-400 в Турции: Залп по гегемонии США
С-400 принят на вооружение ещё в 2007 году, но и сегодня этот ЗРК в целом как минимум не уступает лучшим зарубежным аналогам и ещё долго будет находиться на боевом дежурстве в сложном интегрированном комплексе ПВО с прежними и будущими системами. За рубеж – в Китай, Турцию, а далее и в другие страны — С-400 поставляются или будут поставляться (Индия, Саудовская Аравия, Марокко, Ирак) в экспортном варианте «Триумф», который по идее должен учитывать интересы российской безопасности. То же касается и локализации, т.е. производства элементов системы в странах-импортёрах. В любом случае это, разумеется, не игра в одни ворота: в случае с Турцией российские установки оказываются на территории одной из стран НАТО и могут радиоэлектронным образом непосредственно, так сказать, «пощупать за вымя» всю авиацию альянса, в том числе новейшие F-35, если Турция их всё же получит. К тому же, напомним, прежнее поколение российских ЗРК, С-300, находится на вооружении таких стран НАТО, как Греция (которой они достались от изначального покупателя, Кипра), а также Болгария и Словакия.
История с поставками С-400 Турции началась задолго до заключения контракта в 2017 году и до 2016 года, когда Москва и Анкара начали об этом переговоры. Турция, до сих пор не имеющая современной интегрированной системы ПВО, пыталась ещё с конца 90-х годов купить американские ЗРК «Патриот», но Вашингтон делиться технологиями не пожелал. Затем была попытка приобрести американо-израильские комплексы «Эрроу-2», но и тут сделка не состоялась, как говорят, по политическим мотивам: американцы заявляли, что они, мол, с дорогой душой, да израильтяне возражают, а Тель-Авив говорил, что он бы рад, да Вашингтон что-то без энтузиазма... Таким образом и прежнее, и нынешнее руководство Турции мурыжили долгие годы, пока наконец Эрдоган не обратился к России.
Нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вышел на первые роли в турецкой политике ещё в 2003 году, став тогда премьером, и, несмотря на исламские корни его политической базы (в связи с чем он несколько месяцев даже пробыл в тюремном заключении), поначалу ориентировался целенаправленно и преимущественно на развитие полнокровных отношений мусульманского мира с Западом. Это касалось не только членства в НАТО и военного сотрудничества, но и планов вступления Турции в Евросоюз: заявку о вступлении Турция подала ещё в 1987 году, а Соглашение об ассоциации заключило аж в 1964-м (это Киеву для справки). Но, по всей видимости, для передачи военных технологий Турцию всё же сочли недостаточно благонадёжной, а для Евросоюза – недостаточно демократической и слишком мусульманской, и уязвленная Анкара стала всё чаще поглядывать в сторону других потенциальных партнёров.
История отношений Турции с Россией (во всех ипостасях), как мы помним, весьма непроста. Однако, по известному выражению британского премьера Палмерстона, у всякой страны «нет ни вечных союзников, ни постоянных врагов, но постоянны и вечны интересы». Исходя из этих интересов Анкара и повернулась к северному соседу. Турция, конечно, поддерживает самые тесные отношения с близлежащими мусульманскими странами, но также является страной-партнёром в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Некоторые наблюдатели поговаривают даже, что, если дела у Турции действительно дойдут до разрыва с НАТО, страна может обратить взоры к Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ). Так или иначе, Турция претендует на роль перворазрядной региональной державы, её экономическая и военная мощь этому статусу соответствуют, а приобретение современной системы ПВО должно его только укрепить.
Впрочем, помимо чисто прагматического, есть, наверное, в этом шаге Анкары и существенный эмоциональный и даже личный момент. Отношения Анкары с США и Евросоюзом резко ухудшились по следам неудавшегося путча 2016 года, когда часть военных решила взять власть в ответ на попытки Эрдогана отдалить от политической верхушки армейское руководство, ещё со времён Ататюрка традиционно имевшее в стране большой политический вес. Хотя и Брюссель, и Вашингтон выступили с осуждением путчистов и в поддержку официальной Анкары, Эрдоган обвинил США в укрывательстве проживающего в США писателя, общественного деятеля и бывшего проповедника Фетхуллы Гюлена, которого он считает духовным вдохновителем мятежа и выдачи которого он безуспешно добивается уже три года. (К слову, некоторые книги Гюлена отнесены в России к разряду экстремистских.)
Напомним, что в ходе путча в ряде крупнейших городов страны были использованы авиация и бронетехника, бомбардировке подверглось здание парламента в Анкаре. Эрдоган был на грани поражения, но сумел призвать на помощь верные части армии и население, путчисты были вынуждены отступить. А затем последовали массовые чистки и в обществе, и в вооруженных силах: с тех пор тысячи военных, в том числе более 700 только пилотов турецких ВВС были отданы под суд. Так что, возможно, есть и некоторые основания для разговоров о том, что «Триумфы» могут понадобиться Эрдогану для отражения атак со стороны собственных ВВС.
Нельзя исключить – хотя это не более чем допущение с нашей стороны, — что некоторую роль в сделке сыграло и стремление Эрдогана наладить отношения с Кремлём после кризиса со сбитым российским бомбардировщиком Су-24 в ноябре 2015 года. (Кстати, по заявлению тогдашнего мэра Анкары Мелиха Гекчека, пилот, сбивший российский Су-24, был одним из участников путча.) Эрдоган, безусловно, понимает, что сделка по С-400 – как минимум успешный ход для Путина в геополитических шахматах, где Кремль не имеет особенно сильных фигур. С точки зрения амбициозной Анкары это имеет смысл – утереть нос заокеанскому гегемону, укрепить собственный статус важной региональной державы и одновременно «починить» отношения с Кремлём. Для Москвы этот шаг также выходит за рамки чисто коммерческой сделки: любые партнёрские отношения важны, особенно в период, когда союзников немного, во-вторых, Кремль довольно крутит ус, поскольку вызывает как минимум раздражение в рядах НАТО, ну а в-третьих, отношения с Анкарой важны для успешного продолжения экономических отношений, например, по газу, а также для российских операций в Сирии, где с Турцией, кажется, достигнут некий баланс интересов.
Общий же смысл поставок российских ЗРК Турции, как представляется, выходит далеко за коммерческие и военно-технические рамки. Это лишь ещё одно свидетельство того, что геополитический расклад в мире меняется на наших глазах: неприступная стена однополярного мира даёт трещину за трещиной, ещё недавно непререкаемый гегемон терпит одну неудачу за другой. Здесь не только очевидный откат в Сирии, не только явное проседание в Венесуэле, но и неспособность заставить европейцев отказаться от «Северного потока», и стремление европейцев к большей независимости, и лопнувший пузырь сланцевой нефти и газа, и другие сложности на энергетическом фронте. Добавим к этому списку китайскую экспансию в Африке и Латинской Америке, и торговую «ни мира, ни войны» с Китаем, где США напоминают стареющего сторожевого пса: мощный рык ещё остался, а с зубами беда и нещадно ломит суставы. И доллар утрачивает господствующие высоты. (Кстати, на половину суммы за С-400 Россия даёт Турции кредит – причём не в долларах, а в рублях.) Разумеется, Соединённые Штаты ещё долго будут мощнейшей державой мира, и с этим надо считаться. Но и им придётся считаться с тем, что мир необратимо меняется.
Комментарии:
Статьи по теме:
Потери Министерства обороны по состоянию на 26.07.2024: 1.Министр обороны генерал армии Сергей ...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий