Комментариев пока нет
Рубрика: Политика
17.10.2014
«Расплёснутое время»
Так называется один из рассказов Бориса Пильняка, написанный в 1924 году. 10 октября текущего года исполняется 120 лет со дня рождения писателя, настоящая фамилия которого Вогау, — он происходил из саратовских немцевколонистов. Его 44 летняя жизнь и активная литературная деятельность вместили в себя именно «расплёснутое время» — небольшой отрезок предреволюционной эпохи, которую он впитал в себя и наполнил её реалиями в своём творчестве, затем революционные потрясения и два первых советских десятилетия. В 1920х годах Пильняк выдвинулся в ряд самых знаменитых и значительных писателей — он был на одном уровне с А. Толстым, В. Вересаевым, И. Новиковым, К. Фединым, Вс. Ивановым, Л. Леоновым, С.
В 2010 году сотрудниками ИМЛИ был подготовлен и издан увесистый двухтомник, куда вошло всё сохранившееся эпистолярное наследие Б. Пильняка, своего рода «почтовая проза», по известному выражению писателя В.Я. Лакшина. Из писем очень выразительно и колоритно вырисовывается и эпоха, в которую он жил, его литературные и политические связи, симпатии и антипатии, а также житейсколичные отношения и коллизии.
Б. Пильняку выдалась трагическая судьба — осенью 1937 года он был арестован на своей переделкинской даче и вскоре расстрелян, и имя писателя, пользовавшегося некогда огромной известностью, выпустившего при жизни не одно собрание своих сочинений, многие десятилетия находилось как бы вне истории литературы.
И лишь в последние 25 с небольшим лет Пильняка очень много переиздавали. Стали достоянием читателей и исследователей многие его произведения, наиболее крупные и значительные из которых — роман «Голый год» (на тему о революционных потрясениях в провинциальном городе Ордынине, в котором угадываются черты подмосковной Коломны, где некоторое время жил писатель), другие его крупные произведения — «Волга впадает в Каспийское море», «Соляной амбар», «Красное дерево», «Повесть непогашенной луны», многочисленные рассказы, во многих из которых явно просматривается влияние Бунина.
«Повесть непогашенной луны» — одно из самых известных и одновременно, мы бы сказали, политически одиозных произведений Бориса Пильняка. История о том, как якобы по приказу Сталина был насильственно умерщвлен на операционном столе наркомвоенмор Н.В. Фрунзе, является, всетаки, наветом на Сталина. В этом смысле Пильняк сближался с троцкистами, что в определенной мере обусловило его дальнейшую судьбу в 1937 году. Писатель после опубликования этой повести все более и более попадал в опалу, и это стало определенным козырем в руках современных либералов, склонных во всем видеть злодеяния вождя – даже там где их не было.
Но в связи с этим возникает и один вопрос, отнюдь не риторический и не праздный: является ли в самом деле Борис Пильняк писателем для широкого круга или его творчество, наполненное всевозможным формалистическими изысками и экспериментаторством, всё же адресовано избранным читателям, достаточно образованным и искушённым в литературе?
Нам представляется, что второе ближе к истине. Самые разнообразные вещи Пильняка с их провинциальными барышнями, поющими дурными голосами «жестокие» романсы наподобие «Дышала ночь восторгом сладострастья», пропахшие нафталином уездные поповны, почти умалишённые поэты, чиновники акцизного ведомства, земские доктора с обязательными пенсне и бородками, подмосковные мелкие купцы и огородники или комиссары в кожаных куртках и с наганами, вагонытеплушки, под которыми всегда были зловонные нечистоты, — всё это, наверное, больше принадлежит своему времени и является во многом фактом истории литературы, а не живой на все времена отечественной словесности, как, например, книги Алексея Толстого, большинство которых и сейчас не наскучивает читать буквально с любой страницы.
Для нас не подлежит сомнению, что талантливый и интересный писатель Б. Пильняк был всё же в значительной мере эпигоном, во многом подражателем А.М. Ремизова, А. Белого, которых он считал своими учителями. Хотя мы не станем отрицать и того, что Пильняку всё же удалось сказать свое слово в литературе, иначе он был бы давно и прочно забыт. Всё, конечно, обстоит не столь однозначно и просто. Надо заметить и то, что Пильнякухудожнику органически не удавалось построение сюжета, на что указывал в одной из своих литературнокритических заметок его хороший знакомый С. Есенин, да и не только — об этом писали в то время и В. Шкловский, и К. Чуковский, и многие другие. Поэтому чтение его во многом импрессионистических произведений со всевозможными словесными выкрутасами — дело вкуса, и чтение, скажем так, нелёгкое и всётаки не предназначенное массовому читателю.
А в самом его облике и жизненном поведении было чтото неистребимо провинциальное — недаром художник Ю.П. Анненков, познакомившийся с Пильняком в Берлине в начале 1920х годов, находил его похожим на провинциального фельдшера. Но живя в подмосковных городах (в Коломне, в Богородске (Ногинске), Пильняк, по свидетельству его знавших, выделялся из толпы даже своей колоритной наружностью — высоким ростом, огненно рыжим цветом волос, громогласностью и довольно экстравагантными и «эпатажными», как теперь иногда говорят, выходками. Так, в возрасте 20 с небольшим лет он мог, например, ездить на велосипеде вокруг Коломенской женской гимназии в то время, когда гимназистки расходились по домам после уроков, и во всю глотку распевать самые разухабистые матерные частушки, скандализируя благонамеренное общество провинциальных обывателей. Об этом автору этой статьи когдато рассказывали в уже достаточно далёкие времена современники и знакомые писателя, старые коломенские аборигены. Многим он запомнился именно таким.
Однако, находясь в зените своей известности и популярности, Пильняк был также и в определённой мере политически ангажированной фигурой — он беспрестанно и беспрепятственно ездил в разные страны, объехав таким образом весь свет — от Японии, Китая, Берлина, Парижа, Лондона, Барселоны до Америки и Канады. Всё это находило отражение в его творчестве, в частности, в прекрасно написанных книгах очерков «О’Кэй» и «Корни японского солнца». Кроме того, Пильняк любил рассказывать родным и знакомым о своих заграничных путешествиях, подчас прихвастывая и привирая, — поэтому, по свидетельству одного из современников, он сам иногда называл себя «рыжим вруном».
Случалось иной раз Пильняку попадать и в очень неловкие и двусмысленные положения. Так, автору этой статьи когдато рассказывал секретарь комиссии по литературному наследию В.В. Вересаева, его родственник Е.А. Зайончковский за чашкой чая на Николиной горе, на бывшей даче Вересаева, об одном случае, произошедшем однажды с Пильняком и который мог закончится для него очень плачевно. Вернувшись из поездки в Японию, Пильняк привёз оттуда кимоно и решительно не знал, что с ним делать, — держал его дома в сундуке. Но както раз в японском посольстве (с 1924 года Пильняк жил постоянно в Москве) должен был проходить какойто приём, куда были приглашены некоторые представители художественной интеллигенции, в их числе и Пильняк. И вот кимоното и сыграло с ним злую шутку. Надев его и ни о чём не подозревая, Пильняк прибыл на своём личном автомобиле в посольство и сразу же почувствовал чтото неладное. Дамы его сторонились, мужчины показывали на него глазами, пожимая плечами, переглядываясь и ехидно пересмеиваясь. Наконец к оскандалившемуся писателю подошёл ктото из сотрудников посольства и строго сказал ему: «Немедленно уезжайте отсюда». Оказалось, что Пильняк надел кимоно, в котором в Японии обычно бывают в публичных домах. Скандал мог выйти нешуточный.
Но всё это, однако, уже «дела давно минувших дней». Теперь же по поводу 120летней годовщины Пильняка в Институте мировой литературы совместно с Коломенским педвузом был проведена солидная научная конференция с участием литературоведов из разных городов, а также и иностранных учёных.
Творческое наследие Б. Пильняка, несмотря на все свои издержки, о чём мы уже сказали, давно стало объектом пристального научного изучения — как в обеих столицах, в провинции (в частности, в Саратове и Коломне), а также и за рубежом. Разумеется, это прямое свидетельство значительного места Пильняка в истории литературы XX века.
Александр Руднев.
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий