Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
23.05.2008
"Имя - Россия". Телевизионный конкурс.
Телеканал «Россия», как говорится, в нелёгкой спортивной борьбе продолжает плодотворные поиски новых путей и форм по приданию информации подлинной духовности, помогая своим телезрителям не погрязнуть в трясине низкопробной, а иногда и откровенно разрушительно действующей на их умы медийной продукции. В праздничные победные дни «вторая кнопка» представила безукоризненный по форме и философски осмысленный по содержанию фильм «Мы из будущего».
Давно я не испытывал чувства благодарности к создателям телевизионного произведения, где бы так достоверно, без психопатического надрыва и искажения исторической правды были показаны Вторая мировая и воздействие её последствий на нынешнее молодое поколение.
И вот теперь ВГТРК приступает к мегаигре «Имя – Россия», которая продлится до конца года. Казалось бы, какое мне – историку искусства, художнику-реставратору, прошедшему школу у лучших русских профессоров, дело до напоминающего лотерею проекта, когда из 500 отобранных кем-то имён надо выделить самый главный персонаж отечественной истории. Мы с коллегами какой уж год не можем доказать чиновникам от культуры, что Н.В.Гоголь, чей 200-летний юбилей уже «на носу», достоин хотя бы одного музея, издания полного собрания сочинений и восстановления первоначального облика порушенной в советские годы его христианской могилы. И всё же я приветствую кажущуюся на первый взгляд абсурдной затею команды Добродеева.
За двадцать с лишним лет сначала перестроечных, а потом псевдодемократических реформ «властители умов» в основном из отряда самоназначенной элиты сумели наломать столько дров на ниве историко-культурного и духовного наследия, что расставлять точки над «i» придётся не один десяток лет. Заглотив «соросовскую» денежно-грантовую наживку, закрыв глаза на то, что благотворитель сей официально числится по разряду мировых спекулянтов, его российские представители наиздавали огромное количество учебников, пособий, заполонили теле- и киноэкраны только им понятной продукцией, когда просто неприлично белое называть белым, а чёрное — чёрным. Начиная от пересмотра истории военных событий 1939—1945 годов, когда детям внушалось, что вовсе не первоклассные военачальники, подобные Чуйкову, Рокоссовскому, Шапошникову, Жукову, Черняховскому и их не менее одарённым коллегам, вместе с бесстрашными солдатами и офицерами сломали хребет нацистской машине. Главная причина майской Победы 1945-го над Германией и последовавшей за ней капитуляции Японии, оказывается, кроется в американской тушёнке, лендлизовской военной технике и столь мучительно и долго готовившемся Втором фронте. А какую разнузданность и непотребство позволяли себе так называемые педагоги, психологи, медики, на глазах разлагая молодое поколение, откровенно советуя ему не думать о прочных основах семейного лада и продолжения рода. Вот и приходится теперь государству за каждого второго ребёнка платить аж 270 000 рублей.
Только возвращение к многовековым русским традициям, когда историю Отечества числят не с петровских времён, а от равноапостольных князей киевских, псковских, новгородских и суздальских, чьи дочери, становившиеся королевами западных держав, учили своих мужей писать и читать, ибо они этого делать не умели. Вот поэтому проект «Имя – Россия» заставит наших телезрителей вспомнить о тех великих зодчих, художниках, церковных подвижниках и просветителях, музыкантах, учёных, писателях, строителях, полководцах, императорах, медиках и спортсменах, чьи имена давно пользуются мировой славой.
Поскольку большая часть завлекательной игры придётся на летнее время, позволю себе сегодня, пользуясь предоставленной газетой «Слово» возможностью, высказать свой взгляд на предложенный список и задать некоторые вопросы его составителям. Думаю, что таким же способом будут отбирать близких им российских корифеев и другие участники необычной программы.
Первое, что мне хотелось бы подсказать отвечающим за конечный результат игры «Имя – Россия», — это найти возможность систематизировать представленные на голосование кандидатуры общего списка. Расположение по алфавиту, когда имя императора или псевдоним писателя соседствуют с фамилией врача или футболиста, вносит оттенок хаоса и неразберихи и затрудняет спокойное и взвешенное осмысление исторической роли, сыгранной каждым отдельным фигурантом.
У меня накопилось немало вопросов к составителям списка «пятисот». Позволю себе высказать здесь кажущиеся мне наиболее необоснованными включения и исключения из него знаковых персонажей отечественной истории.
Буквально резануло меня по сердцу отсутствие в списке фамилии Аксаковых. Книги Сергея Тимофеевича воспитали не одно поколение русских гимназистов и школьников. Но это лишь малая часть вклада аксаковской семьи в историческую копилку России. Блестящие представители просвещённого, глубоко интернационального славянофильства – его сыновья Иван и Константин – вместе с такими соратниками и единомышленниками, как Хомяков, Леонтьев, Киреевский, чьих имён нет в списке, право же, имеют на их присутствие гораздо большее право, чем писатель Бабель или режиссёр Герасимов. А чем не угодили составителям два великих русских художника Дионисий и Александр Иванов. Видимо, о Рублёве и Феофане Греке они узнали из фильма Тарковского, а Дионисий, чьи ферапонтовские фрески постоянно обсуждаются при отборе «Семи чудес России» и попадают в первый десяток, забыт учёными мужами незаслуженно, равно как и великий автор «Явления Мессии», совершивший подвиг во имя прекрасного, стоивший ему жизни.
Фигура Власа Дорошевича, человека противоречивого и далёкого от идеала просветителя, высветилась среди 500, а вот его современник – честнейший, высокообразованный, глубоко патриотичный писатель и публицист Михаил Меньшиков, в течение многих лет питавший умы людей России блестящими статьями и книгами, за что и расстрелянный по личному приказу Ленина на глазах у жены и детей, забыт, хотя каждое его сочинение, переиздаваемое в наши дни, не утеряло актуальности и может быть таким же действенным подспорьем в возрождении России, как труды недавно ушедшего из жизни философа Александра Панарина, разделившего забвение со своим великим предшественником.
Если отважились «селекционеры» упомянуть имя Саввы Мамонтова – мецената и благотворителя, то становится неудобно перед памятью Саввы Морозова, не уступавшего своему тёзке в благородной деятельности.
Люблю я артиста Николая Крючкова и с удовольствием пересматриваю всякий раз фильмы с его участием. Спасибо, что не забыт он составителями, но разве его великие современники и коллеги Николай Симонов, Пётр Алейников, Николай Черкасов или Борис Андреев могут быть обойдены вниманием? У них, кроме блестящего профессионализма, и моральные качества заставляют по сей день восхищаться благородством поступков. Вспомните, как Борис Андреев позвонил в Моссовет, когда умер не отмеченный наградами и званиями Пётр Алейников, и попросил похоронить его на Новодевичьем кладбище, в могиле, на которую сам имел документ.
Игорь Моисеев – величайший хореограф, прославивший отечественную танцевальную школу во всём мире. Но, справедливо отводя ему заслуженную строчку в мемориале великих, стоило бы вспомнить о его учителе Касьяне Голейзовском, чьё имя в любой мировой балетной энциклопедии сопровождается словами «Основоположник современного балета». А другой гигант балетной режиссуры Баланчин всегда вспоминал об огромной роли в его творческой судьбе, сыгранной Касьяном Голейзовским.
Особенно большое разочарование вызвало у меня отсутствие рядом с именами поэтов – Бродского, Галича и Высоцкого – одной из величайших муз ХХ века Татьяны Глушковой. Ни слова не сказано о ней ни с экранов телевизора, ни со страниц демократических газет и журналов. Скорее всего потому, что не могут простить ей классический цикл «Когда не стало Родины моей», родившийся при виде сотен невинно гибнущих людей у стен Белого Дома позорным октябрём 1993-го. Позволю себе в конце процитировать несколько четверостиший из того траурного собрания стихов:
«Флоренцией казалась мне
Москва –
Коварной, воровской, средневековой.
В садах шуршала ржавая трава,
И мнился раной каждый лист
кленовый…
…Но поутру, когда упал солдат
Последний наш, и вроде –
взятки гладки,
Под окнами прошёл крылатый Дант
В пропахшей адским чадом
плащ-палатке…
…Когда не стало Родины моей,
В ворота ада я тогда стучала:
Возьми меня! А только бы восстала
Страна моя из немощи своей…
…Когда не стало Родины моей,
Тот, кто явился к нам из Назарета,
Осиротел не менее поэта
Последних сроков Родины моей».
Желаю удачи и успеха интересному проекту телеканала «Россия», который, я уверен, поможет вспомнить многие забытые имена славных созидателей нашей истории и культуры.
Савва ЯМЩИКОВ.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий