slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Как сделать много малыми силами

Игумен Алексий (Горлычев)

Один из старейших в России Николо-Пешношский монастырь ведёт летоисчисление с 1361-го года, когда в подмосковных лесах, неподалёку от Дмитрова поселился ученик Сергия Радонежского — инок Мефодий, заложивший первый камень в его основание. Монастырь знавал времена благоденствия и почитания царственными особами. Совершали сюда паломничество Иван Грозный и Пётр I. В начале XIX века «Пешношу» называли «второй Лаврой», и на его устав равнялись столичные Сретенский, Покровский, дмитровский Борисоглебский, коломенский Голутвин и другие монастыри. Теперь это величественно красивая, но не очень населённая обитель. О том, чем дышит она во «дни сомнений и горестных раздумий», наш разговор с настоятелем монастыря игуменом АЛЕКСИЕМ (Горлычевым).

— Отец Алексий, кто сегодня идёт в монахи? Третьему тысячелетию не особо присуще уединение, которого искал основатель вашего монастыря св. Мефодий…

Обрести уединение сегодня трудно, но тому, кто посвящает себя служению Богу, монастырские стены его дают. Есть паломники, приезжающие к нам на несколько дней. Трудники, выполняющие послушания, не связывая себя монашескими обетами. А для кого-то монашеский путь — цель жизни. Он уходит в монастырь от суеты, мирских несовершенств и страстей. Всецело отдаётся Господу и исполнению христовых заповедей, покинув мир с его искушениями. Причины такого выбора разные. Я это сделал в 18 лет, после первого курса Московского приборостроительного института. Строго говоря, это Промысл Божий — призвание свыше, которому всегда следовали немногие. Тем более мало таких людей сейчас, когда мы не столь духовно сильны как наши благочестивые предки. Ближайший ученик преподобного Сергия святой Мефодий подвизался отшельником среди дремучих лесов и болот, километрах в 30-ти от Дмитрова. Потом вокруг стали собираться люди, тоже желавшие монашеского жития. Сергий Радонежский, навещая келью Мефодия, указал ему то самое место на берегу реки Яхромы, где и расположен ныне монастырь. На строительство первой церкви в честь Николая Чудотворца св. Мефодий лично носил брёвнышки через речку, передвигаясь по воде аки по суху. Отсюда — от «пеши нося» и название «пешноша».

— Это удивительное слово звучит только в названии вашего монастыря?

— Да. Прежде имелось несколько его вариаций, но закрепилось ласково тёплое и наиболее часто употребляемое.

С Николо-Пешношским монастырём связывают и институт старчества – монахов, достигших высот духовной жизни и смирения, способных исцелять и утешать…

— Это связано с одним из самых ярких настоятелей нашего монастыря Макарием (Брюшковым), который был учеником преподобного Феодора Санаксарского — дяди праведного Фёдора Ушакова — знаменитого адмирала, командовавшего Черноморской флотилией. Архимандрит Макарий бывал также в пустыни духоносного старца Клеопы (Введенского), воспитывавшегося на Афоне, и все почерпнутые в этом духовном общении традиции преумножил в нашей обители. Двадцать четыре его ученика возглавили русские монастыри, а Авраамий-«огородник», взяв с собой двенадцать иноков был направлен для возрождения Оптиной пустыни. При нём там построили колокольню, Казанский и Владимирский храмы, одновременно он осуществлял труды душепопечительства, предвосхитив знаменитых оптинских старцев Льва, Макария, Амвросия.

— В Оптину, прозванную костром, у которого грелась вся Россия, ехали лечить душу и простолюдины, и выдающиеся личности. Где сегодня человеку искать спасения?

— В Боге, в храме Божьем, в таинствах исповеди и причастия. Хорошо иметь духовного наставника, самому изучать Писание, молиться, читать святых отцов, вникая в их мудрость, делиться переживаниями с единомышленниками в миру. Помимо Оптиной духовными центрами России были Троице-Сергиева и Киево-Печерская лавры, Валаам, Глинская пустынь с её богомудрыми старцами. После пленения татаро-монголами, когда Русь даже святых в течение 150-ти лет не рождала (хотя наверняка были подвижники, ведомые не нам, а Богу), преподобный Сергий силой своего духа формировал почву для национального возрождения. Его сподвижники и сомолитвенники расходились по русской земле до крайнего севера, создавая десятки святых обителей, неся тамошним жителям свет православной веры. Теперь у старцев подобных Серафиму Саровскому, Александру Свирскому или Амвросию Оптинскому можно поучиться лишь по книгам. Но роль обители как тихого пристанища в раздираемом пороками мире остаётся. И живое окормление в храмах продолжается и традиции передаются. Пусть не в былой степени, потому что искоренять легко, а созидать тяжеловато.

— На территории вашего монастыря размещался психоневрологический интернат?

— Да, наше место потихонечку приходит в себя, очищается. Минуло всего 10 лет, как интернат отсюда окончательно съехал в новые, выстроенные поблизости корпуса. Нам здания передавали постепенно — с 2007-го по 2014-й год. В Никольском соборе, где на стенах древние росписи, работал пищеблок. В Сергиевской церкви была котельня… Сейчас у нас всего 7 монахов на большое хозяйство с шестью старинными храмами, девятью престолами, крепостными стенами, дозорными башнями и другими памятниками архитектуры, где только отапливаемых помещений более 10 тыс. кв. метров…

— Как со всем управляетесь?

Для такой маленькой братии непросто. У нас ведь ещё коровы, козочки, хрюшки, пруды, где водится рыба и плавают лебеди, собаки, приют для животных с альпаками, ламами, пони. Кошек нерадивые дачники подбрасывают… Но с Божьей помощью малыми силами многое делаем. Монашеское братство живёт не по принципу: руководитель и персонал, который наняли и приказом отправляют на исполнение задач, а как семья. Начинаем день с молитвы и молитвой заканчиваем. А когда помолишься, приходят верные решения, и помощники находятся, и дело спорится. В этом весь секрет. Иногда, конечно, надо немножко потерпеть. Но в целом дни проходят с пользой, глубиной, без потерянного времени. Есть мудрое изречение: если Бог на первом месте, всё остальное будет на своём месте.

— Окормляете интернат?

— Социальный дом «Луговой» — теперь он так назван — регулярно навещаем, исповедуем и причащаем больных, дарим подарки на праздники. Там 260 сотрудников и 840 проживающих пациентов, среди них немало талантливых художников, писателей, инженеров, работавших на крупных заводах. Те, кто не на строгом режиме, посещают время от времени наши богослужения. В области свыше 30-ти такого рода лечебниц, принадлежащих столице (с советских времён они располагались за чертой города). Москва щедра к этим учреждениям, средств не жалеет, условия содержания там хорошие.

— С какими чаяниями к вам приходят люди?

— Философско-богословскими вопросами в наши дни озабочены немногие. У всех обычные житейские проблемы, болезни и скорби, понуждающие задуматься о главном, о смысле жизни, о бытии. Через это человек потихоньку приходит к Богу. Обращаются родители с просьбой помочь в воспитании и вразумлении чада. У нас молодые люди несут различные послушания, даже коров пасут. Читают книги вместо разглядывания пустых картинок в смартфонах. И пожив вдали от гаджетов и прочих соблазнов, уезжают преображёнными. Родные благодарят за добрые перемены, что пелена спала с глаз.

— А вы сами пользуетесь смартфонами? Откуда черпаете информацию?

— Минимально монастырь в современное информационное пространство, конечно, включён. У нас работает сайт и странички в соцсетях. Семинаристов обучают навыкам поиска нужной информации и тому, как не утонуть, напоровшись на опасные рифы, в мутных водах Интернета. Но впереди информационных технологий мы не бежим. И то, что находишься в стороне от информационных потоков, позволяет более объективно смотреть на происходящее. Имея довольно широкий круг общения, я вольно-невольно, зачастую из первых рук, получаю новости, в том числе с фронта.

— Они тревожны… Как вы считаете, почему начинаются войны? Кто виноват: время, политики, дипломаты, мировое правительство, мы все?

— Война – плод греха, следствие несовершенности человеческого мира. Это зло, горе, слёзы, кровь. Война заставляет действовать крайне жёстко, уничтожать противника вопреки заповеди «не убий». Что есть мера вынужденная, без которой не защитишь тех, кто за твоей спиной — женщин, детей, стариков, святыни, которые воин спасает ценой своей жизни. Как сказал Христос на прощальной беседе со своими учениками: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13). Ныне происходящее — это проецирование духовной битвы, идущей между Добром и Злом, между дьяволом и Богом. Дьявол восстаёт на Бога и настаёт миг, когда поле брани нисходит на землю, вовлекая людей. Наши святые всегда благословляли войско на защиту Отечества, молясь за героев, зная, что выигрывается схватка не столько оружием, сколько состоянием духа.

В «Житии Александра Невского» сказано, что при сражении на Неве 1240-го года на другом берегу Ижоры тоже нашли множество поверженных врагов. Кто это совершил? Небесные силы. Было и видение прославленных мучеников Бориса и Глеба, помогающих сроднику своему Александру. Заступничество свыше приходит через соборную молитву, если полностью выкладываешься, делаешь всё от тебя зависящее. Побеждает тот, за кого Господь. Как говорил Суворов: «Молись Богу, от Него Победа». Но и самим нельзя плошать. И на линии фронта, и в тылу. Сегодня как никогда мы должны быть сплочёнными. Только в едином порыве выиграем войну за будущее России.

— Нас столкнули с братским славянским народом. Как разобраться в этой трагедии?

— Вспомните, первое убийство в мире: старший сын Адама и Евы убил младшего. Они были братьями по плоти, но не по духу. Пастух овец Авель — невиновный праведник, а Каина обуяла зависть, заставив поднять руку на брата. Гражданские войны — самые страшные, и сейчас нам послано такое испытание. Идёт духовное сражение на уровне человека, в которого посеяли рознь и сумели взрастить и поджечь эту вражду. Целое поколение украинцев выросло на семенах ненависти к России. Но когда будет одержана победа, я надеюсь, всё осознается и уврачуется. Не быстро. Но так будет. С самым непримиримым народам это удавалось. Пока, в военном в пылу и тумане, эмоции крайне горячи и болезненны.

— Мы были всегда сильны духом. По Вашим наблюдениям, каков сейчас русский характер?

Были и остаёмся сильны. Таков архетип русского народа, наша основа, фундамент, заложенный многими поколениями. Народная мудрость гласит: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Но в момент серьёзных испытаний, когда сталкиваемся с очередным цивилизационным вызовом, наносное уходит на второй план, а сила духа проявляется в массовых подвигах и героях, которые были, есть и будут на русской земле.

— В чём радость монашеской жизни? Христос сказал: «Радуйтесь!» Как быть радостным в нынешней ситуации?

— Радость монаха, она всегда рядышком, она в Боге. Господь утешает, вдохновляет, просвещает и даёт силы. Духовное Солнышко, конечно, не каждый день. Иногда бывают тучи и дождик или морозец. Но они необходимы и полезны для души. И это радость, это и счастье. А для ободрения читателей вашей газеты напомню пророчество начала ХХ века преподобного Анатолия Оптинского, предсказавшего России шторм, в котором русский корабль будет разбит. Но бояться не надо. Бог не оставит уповающих на Него и явит великое чудо. Волею Божией воссоздастся русский корабль во всей своей красе и пойдёт путём Богом же предназначенным.

Беседовала Татьяна КОВАЛЁВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: