Комментариев пока нет
Слово о «Слове»
Специально для «Слова»
Николай Иванов
Беседа с председателем правления Союза писателей России, председателем жюри Национальной премии «Слово» Николаем ИВАНОВЫМ
Взгляд на карту нашей страны по-прежнему завораживает: пусть уже не «шестая часть земли», как писал наш гениальный С. Есенин (потом седьмая, а теперь уже и восьмая), но всё равно необъятная и неодолимая. Писателю нужно «проездиться» по России, — советовал отечественным литераторам Н.В. Гоголь, прекрасно понимавший настоятельную необходимость истинного знания и понимания своей страны для всякого русского художника слова.
И все шесть лет напряжённейшего труда на посту руководителя крупнейшего СП России Николай Фёдорович Иванов свято следует гоголевскому завету. Не только он сам бывает в отдалённых отделениях нашего Союза, но и своих многочисленных заместителей просит делать тоже самое. В итоге нынешнее руководство постоянно в разъездах, вечно в гуще семинаров, конференций, совещаний, встречах с писателями и читателями.
Давно не доводилось видеть столь легких на подъём руководителей, готовых взять на себя трудные дела: расшевелить слегка закосневших и утвердившихся в собственной непогрешимости избранников или укротить притязания местной фронды, умерить пыл разыгравшихся амбиций. Не забывают посланцы Николая Иванова и живо откликнуться на обещающие новые имена.
Председатель правления — человек с яркой биографией. Уроженец Суземского района Брянской области. После окончания Суворовского училища поступает на факультет военной журналистики Львовского высшего военно-политического училища. Энергичный, подвижный, с блестящей реакцией и прекрасным чувством юмора, с жаждой овладеть азами избранной профессии. Журналист дивизионной газеты ВДВ, он ходит на стрельбы, прыгает с парашютом (на его счету более 60 прыжков).
В 1981 году направлен в Кабул в состав ограниченного контингента советских войск в Афганистане. В 1992 году назначен главным редактором журнала «Советский воин». На следующий год был снят после отказа публиковать материалы в поддержку обстрела Белого дома.
Автор 58 книг. Названия многих из них говорят сами за себя: «Я дрался в Новороссии!», «Департамент налоговой полиции», «Шторм» начать раньше…», «Контрольный выстрел», «Московский излом». Захватывающие сюжеты, напряжённый ритм, судьбы людей на изломе, героизм и глубокое знание жизни – вот отличительные черты увлекательной прозы Николая Иванова. «Свои книги я добываю, поэтому и пишу их медленно: выстраиваю характеры и судьбы, — говорит писатель. — А ещё, мне кажется, каждое по-настоящему стоящее произведение должно быть информационно насыщено».
В 2018 году избран председателем Правления СП России. Через пять лет переизбран на этот пост подавляющим числом голосов.
Пользуясь случаем, хотел бы от имени читателей газеты «Слово» задать Вам несколько вопросов.
— Николай Фёдорович, завершился приём заявок на премию Союза писателей России «Слово»…
— Давайте говорить, на Национальную премию «Слово». С первого дня, как СП России и Российский книжный союз во главе с С.В. Степашиным получили грант от Президентского фонда культурных инициатив, мы стали подчёркивать – это премия всей России, всего литературного сообщества.
Мы вышли за рамки Союза писателей. Более того, мы пригласили к участию в премии всех, кто имеет имя в литературе (кроме иноагентов и их последователей, естественно). И вы знаете, то ли время консолидировало людей, то ли мы и впрямь сумели донести до литераторов, что будем рассматривать итоги конкурса как литературный процесс в стране в целом, но к нам пришли практически все — кто в руководящие органы премии (Попечительский Совет, жюри, эксперты), кто подался на номинации. Рад, что в составе рабочих органов «Слова» представители Союза российских писателей…
— То есть премия, еще не начав, собственно, работать, уже выполнила свою объединительную функцию?
— Да. И мы рады этому.
— Чем ещё отличается «Слово» от других премий?
— Для нас сама премия — она где-то вдали, в глубине и даже не является главным действующим лицом процесса. Стало более важным образовать вокруг премии силовое поле, магнит, который бы притягивал к себе как людей, так и мероприятия самого разного масштаба и направления.
Так родилась конференция критиков и литературоведов «Большой стиль» — в Москву приехало и собрались более ста специалистов, которые вырабатывали смыслы и давали оценку литературным процессам. Сегодня, когда я пишу эти строки, более 50 молодых поэтов, которые опять же подались на премию «Слово», выезжают с мастерами на «Тавриду», где пройдёт своеобразная поэтическая смена. Запланированы и готовятся массы новых проектов — и все вокруг «Слова». То есть классический вариант — объявление премии, подача заявок, работа жюри и награждение — это у нас просто в сухом остатке. Мы стали объемнее, шире.
— Вы можете назвать уже какие-то имена из числа участников…
— Имена назовёт жюри. Я могу только сообщить, что из жюри вышли А. Проханов, Ю. Поляков, З. Прилепин, О. Рой. Вышли по причине того, что они сами подали свои произведения на суд экспертов и не хотят экивоков в свою сторону: сами судят, сами себя и награждают. А вот Дмитрий Артис наоборот, отозвал свою поэтическую подборку, решив остаться в членах жюри по номинации «Поэзия».
— Благородно и честно. Попечительский Совет возглавила советник Президента РФ по культуре Е.А. Ямпольская…
— Да, и это тоже своя высота, своя ответственность. Прошло заседание Совета, на котором мы утвердили руководящие органы премии. Задача Совета — выработка стратегии премиального сезона, необходимость заглянуть в будущее и предложить варианты усиления премии на новый сезон, который, мне хочется верить, состоится.
Елена Александровна предложила уточнить название премии — «Русское слово». Возник вопрос о дополнительных лауреатских званиях. А. Проханов предложил в канун 80-летия Победы учредить спецпремию имени Юрия Бондарева, что было всеми поддержано. Фонд «Своих не бросаем» (Д. Воробьёв) обещает подумать о символе этой номинации. Шёл разговор о будущей номинации книг для детей и юношества, лучшему иллюстратору книг. Руководитель издательства «ЭКСМО» готов вложиться в гран-при премии. Общество «Знание» предложило писателям несколько поездок по стране с просветительскими целями — в том числе в литературе.
Премия отличается от других ещё и тем, что мы сделали номинацию художественного перевода с языков народов России. Если уж мы говорим о национальном статусе конкурса, то и готовы говорить на всех языках России.
— Что говорит эта номинация?
— Премия вообще дала очень много аналитики, и мы её потом обнародуем. Но прозу переводят значительно меньше, чем поэзию. Перевод не стал улицей с двусторонним движением — как правило, поэты национальных республик просят перевести их произведения на русский язык, но почти нет обратного процесса — чтобы национальные поэты переводили на свои языки современных русских авторов. Будем надеяться, что премия будет сглаживать этот перекос…
— Какие временные сроки есть у премии?
— 15 сентября закончился приём заявок. Их оказалось 3032. Рекорд, который, мне кажется не будет побит еще долго. Даже нами. Впервые рукописей оказалось больше, чем самих книг…*
— Почему пошли на это?
— Глубину премии мы определили границей 2022 года. Да, с момента начала СВО, пусть это кого-то, наверное, и покоробило. Мы своей премией говорим о новейшей истории России. И потому понимали, что не все успели издать книги, написанные после начала СВО, у многих они ещё на кончике пера, в рукописях. Мы пошли на это — работать с неизданными пока текстами.
— Что говорит о таком большом количестве заявок?
— Это говорит, как о том, что Россия остаётся читающей страной (и пишущей), так и о том, что у литераторов проявилось доверие к премии, что награды получат не только те, кто был в узком кругу номинированных из года в год. Конечно, премия — это всегда состязательность, и тягаться с тяжеловесами в литературе будет сложно. Но очень хорошо, что премия рассчитана на развитие, и уж в номинации «Поэзия. Молодой автор» и в «Проза. Молодой автор» никто из «старичков» не вмешается в распределение мест своим мастерством. Но жюри будет трудно. Очень трудно. Но в любом случае выиграет читатель, который узнает и новые имена, и новые книги.
Благо, в грант мы заложили издание более десяти книг, и здесь мы надеемся на опыт наших друзей — издательство «Вече», которое все эти годы держало марку патриотического издания.
— Мы не договорили о сроках премиального сезона…
— В середине марта эксперты, а их около тридцати, предложат длинный список номинантов. После этого к работе подключится жюри. 15 декабря, исходя их требований гранта, мы объявим победителей. Но на этом опять же «Слово» не закончится. Мы заложили более 100 поездок по стране и встреч с читателями лауреатов и финалистов, в том числе на освобожденные территории. Премия будет ещё себя и пропагандировать, что крайне важно.
— Редакция газеты «Слово» желает премии «Слово», как родственной душе, только успехов во благо нашей отечественной словесности.
— Да будет так.
— Хочу поблагодарить Вас за обстоятельные и интересные ответы.
Беседовал Виктор ЛИННИК.
* Всего заявок 3023: 72% рукописей и 28% изданных книг. По номинациям: Проза. Мастер — 42% (победитель получит 3 млн рублей); Поэзия. Мастер — 35% (3 млн рублей); Проза. Молодой автор — 8% (1 млн рублей за первое место); Поэзия. Молодой автор — 12% (1 млн рублей); Перевод 3% — 27 языков (2 млн рублей победителю); Поданы заявки из 87 регионов России, а также из других стран: Беларусь, Казахстан, Германия, Азербайджан, Грузия, Израиль, Молдавия, Сербия, Словакия, Украина, Узбекистан, Латвия, Франция.
Комментарии:
Статьи по теме:
На днях было публично объявлено о появлении в России Национальной литературной премии «Слово&r...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий