slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Горечь войны и радость победы

Наши рецензии

«Если бы я пожил в Абхазии хотя бы месяц, то, думаю, написал бы с полсотни обольстительных сказок.  Из каждого кустика, со всех теней и полутеней на горах, с моря и с неба глядят тысячи сюжетов»

А.П. Чехов.

Хорошо помню то время, когда я первый раз побывал в Абхазии. Было это в 1969 году, летом. Меня, шестнадцатилетнего юношу, только что перешедшему в десятый класс, отец отправил на каникулы в Сухуми к своему фронтовому другу, также, как и он, следователю военной прокуратуры. Звали его Пётр Стоянов, он был болгарин по национальности. Но в этой благословенной, солнечной стране людей не различали по расам. А уж к гостям относились так гостеприимно, что меня сразу все окружили заботой и почётом…

И вот на эту землю в 1992 году пришла война. А я всегда себе задавал в связи с этим вопрос: как могло такое случиться? Я жадно искал причины. А полный скрупулезный ответ нашел только сейчас, когда мой друг Михаил Федоров прислал мне свою новую книгу «Абхазия в огне. 1992–1993» (Михаил Федоров. — М.: Вече, 2024, — 448 с.: илл.). Вышла она совсем недавно и посвящена именно тем драматическим кровавым событиям и героям грузино-абхазской войны. Живым и мертвым.

Это медсестра Наталья, которую абхазы звали на свой лад Натарья, и которая вынесла на своих хрупких плечах неженские невзгоды и тяготы. Судьба её поразительна. Полурусская, полуабхазка, она учила детей под Воронежем, но волею рока оказалась в Гудауте. И когда прозвучал набат над Абхазией, она, не раздумывая, взяла сумку медсестры и ушла на фронт.

Глубоко символично, что книга вышла в свет именно в патриотическом издательстве «Вече». За это надо выразить глубокую благодарность всем его сотрудникам, а в первую очередь, главному редактору Сергею Дмитриеву, выпускающему редактору Н.М. Смирнову, а также корректору И.Т. Белугиной, художнику обложки Д.В. Грушину, мастеру верстки М.Г. Хабибуллову. А уж необходимые фотографии, иллюстрирующие текст, были представлены самим автором и Патико Аланом.

Захватывают страницы о народном вече в Гудауте.

«Перед входом в санаторий в массе людей утопал грузовик. Вот в кузов машины взобрался подтянутый, крепкий шатен с широким, открытым лицом. Скулы подчеркивали его горское происхождение, а высокий лоб – ум.

В толпе пролетело:

— Владислав Ардзимба…

За ним в кузов взобралось еще несколько человек в гражданской и камуфляжной одежде.

Владислав оглядел собравшихся, и поднял руку. Все стихло.

— Абхазы!! Уважаемый мой народ!! — зазвучал его голос.

Видно было, как он волнуется, и вместе с тем — как тверд.

— Вы знаете, что произошло. Грузинские танки утюжат улицы Сухума. Абхазия снова в опасности, — проговорил он, вздернув головой. — У меня к вам единственный вопрос: будем воевать или нет? Я должен знать волю народа! Как вы скажете, так и будет. Я подчинюсь любому вашему решению…

Казалось, его голос вылетел за пределы санатория и преодолел не одну сотню километров от Гагр до Очамчиры, от Гудауты до перевалов Большого Кавказского хребта, и разлетелся по Черноморью.

С эхом взлетело над площадью:

— А-ей! А-ей!

Кричали «да» по-абхазски.

— Хай ба шет!

«Будем воевать».

Сливалось с голосом тех, кто, взметнув вверх кулаки, кричал по-русски, по-кабардински, по-чеченски, по-осетински, по-армянски, по-гречески.

— Будем…

— Воевать…

Владислав снова поднял руку:

— Я понял, — сказал, потом наклонил голову и произнес:

— И да сложу я голову за вас.

Эти слова доставали до глубины души…»

Такие слова произнёс вождь абхазского народа, который поднял людей на священную войну. И в этом потоке боев, схваток, поражений, отступлений, в гуще кровавых событий Наталья вытаскивала с поля боя бойцов, сама попадала в страшные переплеты. За ней охотился танк, её срывало потоками бурной Гумисты при форсировании реки абхазской армией. Она лезла в горы при походе абхазов в обход врага через Каман, закончившийся освобождением Сухума.

Она, больная, без сил, все равно правдами и неправдами рвалась в свой батальон. А её брат с женой, оставившие своих детей на попечение близких в Харькове, тоже были на передовой. Он на штурме Гудауты, откуда выбивали грузин. И те с позором бежали за реку Псоу. Вспомнился мне тут мой любимый и прозорливый, попросту гениальный Лермонтов с его строчками из «Демона»: «Недолго продолжался бой, бежали робкие грузины!» Почти двести лет прошло с написания этой поэмы, а цитата в точку.

Тогда уж процитирую еще одно высказывание, которое принадлежит нашему современнику другу профессора Патико Алана: «Абхазский народ — самый прорусский народ в Мире! Я — самый прорусский человек… Грузины обломали зубы об Абхазию».

Обломают зубы и западники о Россию.

Патико Алан и его сын Ролан также героически защищали свободу своей Родины. Сын сражался в абхазской армии, а отец доставлял помощь близких абхазам народов.

А что же Наталья, её брат и его жена? Они штурмуют Ахбюк. В боях за Шрому, это последний укрепрайон врага перед Сухумом. Подружка Натальи медсестра Лиана не может усидеть дома, она тоже в первых рядах своего батальона. И даже подвергшись страшному насилию подонков, она перебарывает себя и находит силы снова вернуться в строй.

Рядом Нелли Борисовна, мама Наташи, которая вяжет носки бойцам, передает продукты – как сейчас наши матери, жены и сестры шьют маскхалаты, масксети для бойцов на СВО. Преемственность героических и верных женщин во все времена. Так повелось в России со всем её многонациональным составом. Весь он – русский по духу. Он может говорить на разных языках, но как хорошо сказал Расул Гамзатов: «В Дагестане я – лак, в России – дагестанец, а в мире – я русский».

Рядом с Натарьей Василий Забетович, боец, который не знает страха, и его сын Хасик, приехавший из Москвы в Абхазию, когда узнал, какая случилась с его народом беда. Здесь и Руслан Гожба. Это хранитель ценностей абхазской культуры, спасший архив от разгрома грузин, встречавший далеко в горах отряды кабардинцев, чеченцев, спешащих на помощь абхазам и спускающий их с гор. Почти все герои этой книги реальные, хотя, конечно, присутствует художественный вымысел, но он ни на шаг не отрывает нас от реалий тех сражений на абхазской земле. В книге звучат гнусные слова командующего грузинскими войсками Каркарашвили: «Если из общей численности погибнет 100 тысяч грузин, то из ваших погибнут все 97 тысяч», то есть будет уничтожен весь абхазский народ. Но они не сбылись.

В августе 2008 года грузины пошли на Южную Осетию. Абхазская армия была поднята по тревоге. Наташа снова в боевом строю. Войска движутся по Кодорскому ущелью в занятую грузинами Аджару. Грузины, как всегда, бегут. А 30 сентября 2008 года на параде в Сухуме идет Наташа в колонне медсестер. Рядом шагает Василий Забетович, опираясь на палку. Едет на БТРе его сын Хасик. Интересный штрих: Михаил Федоров рассказывал мне, что стоило ему в Абхазии заговорить о медсестре Наталье, как двери любого дома перед ним открывались. Её знают и старые, и молодые. А уж чтут, как свою легенду войны, как чтут победительницу.

Можно и нужно перечислить дальше всех тех, кто отображен в книге талантливого документалиста и по-настоящему большого писателя Михаила Федорова. Многие из них говорят сами за себя, от первого лица. Это комбат Адлейба, бывший милиционер и директор консервного завода, удачливый бизнесмен и смелый находчивый командир. За ним охотились грузины, как за раненым волком, а он от них постоянно ускользал.

Это Отар Харчилава, его отец, родные и близкие, друзья и соседи, знакомые и незнакомые, что говорит о том, что практически весь народ поднялся и встал на защиту своей земли. Отар выручил из плена своего отца. После войны он несет службу, едет в Галл, где как он сказал «грузины снова борзеют».

Это художник Виталий Киут, которого знает вся Абхазия. Он отслужил в советской армии, участвовал во вводе войск в Чехословакию. И вот, собираясь на похороны родственника, оказывается отрезанным от Сухума (так исторически назывался этот город, с твердым «м» на конце, а не с мягким «и» по-грузински). А город уже захватили грузины, в основном, выпущенные горбачевским выкормышем Шеварднадзе из тюрем – уголовники. Киуту надо вернуться, но как? Стоит только назваться абхазом, как тебя ждет неминуемая смерть.

Но давайте по порядку, следуя за главами. Повесть про Ролана «Ролан – отважный сын Апсны» заслуживает отдельной книги. Мальчишка из семьи профессора Патико Алана, как только началась война, сбежал из дома на фронт и оказался в самом пекле боев. Отец, узнав, куда сын попал, пытался его уговорить оставить фронт, но сын был неумолим. Воевал на неудавшихся штурмах Сухума. Город пытались взять в лоб, и абхазская армия понесла ощутимые потери. Он должен лететь на Ахбюк. Там абхазский вертолет с бойцами попадет в засаду. Но судьба отводит его от смерти. Он все равно оказывается на Ахбюке, когда его штурмуют абхазы. Ролан делает вылазки в родной город Сухум, где знает каждую улицу и это спасает его от захвата грузинами. Он достал абхазский флаг, чтобы водрузить его на Доме правительства. Но при штурме получает ранение, и флаг водружают его однополчане.

Читаем про отца Ролана – Патико, который являет собой яркий пример настоящего патриота. Еще мальчонкой, когда шла грузиннизация абхазских школ, он прорывается к министру просвещения в Тбилиси (тогда Абхазия была частью Грузии) и добивается, чтобы ему разрешили окончить русскую школу. А после окончания учится в Москве, потом в Ленинграде, защищает диссертацию, возглавляет в Абхазии передовые хозяйства и даже тепличный комбинат на термальных водах, а когда начинается война, он занимается эвакуацией абхазов, везет гуманитарную помощь в Абхазию, следит за перемещением грузов на таможне. И все последующие годы преподает, учит подрастающую молодежь. Именно ему, познакомившийся с ним у стен абхазского театра, Михаил Федоров обязан глубинным знакомством с Абхазией.

Читаем про однополчан Ролана. Это Томас Джикирба, с которым Алан штурмовал Ахбюк, брал Сухум. Это Беслан Шамба. С ним Ролан участвовал в неудачном наступлении на Сухум, был на Ахбюке. Это Ира Авидзба, примкнувшая к Ролану и ребятам. Она устанавливала флаг на Доме правительства. Это Зураб Жанава – командир Ролана. Это Олег Шамба, друг профессора Патико. Он восстанавливал Абхазский университет. Это Тото Аджапуа – певец, рвавшийся на фронт, а после войны открывший музыкальную школу. Это Вианор Ашба, Нугзар Зарандия, Руслан Адлейба, Георгий Аджинджал, Наталья Санчулия… У каждого своя судьба и своя борьба, но единая со всеми за свободу Отечества.

Время идет, река жизни течет, а я в этом потоке часто прибиваюсь к пирсу, чтобы остановиться и прочитать новую книгу Михаила Федорова о грузино-абхазской войне 1992–1994 годов, после которой прошло уже тридцать лет. Господи, как быстро течет время! Но в мире мало что меняется, только еще больше сгущаются тучи. Книга Михаила Федорова «Абхазия в огне» насчитывает почти пятьсот страниц. Много фотографий. Кажется, автору ещё есть много чего рассказать. Может быть, в запасе ещё тысячи историй.

Помнится, как на помощь абхазам хлынули добровольцы со всех уголков бывшего Советского Союза, у которых сохранилась, пусть и поруганная с развалом Великой Державы, совесть. Можно прямо сказать, здесь, на этом маленьком клочке огромной Земли столкнулись не только люди, но честь с подлостью, героизм с трусостью, бескорыстие с продажностью, которые несмотря на все усилия прозападных элит в тогдашних кремлевских кабинетах, сохранились в сердцах и душах истинных защитников Отечества.

Вывод и впечатление от этих страниц такое. Если хотите узнать Абхазию, прочтите эту книгу и проникнитесь не только ее красотой, но и глубокой силой духа, героической историей этого сказочного края, которые таятся в клетках каждого абхаза.

И последнее. Сейчас Россия снова отстаивает себя, свой Русский мир. И опять, как при Гитлере, против нас весь европейский Запад… И вся эта бесовская нечисть, вурдалаки в третьем поколении снова точит клыки на Россию. На Абхазию грузины тоже скалили зубы, и им их обломали. Вот и Россия, при надобности, вышибет зубы Западу. Так всегда было, есть и будет. И книга Михаила Федорова – лучшее наставление тем, кто борется с оголтелым Западом в этой экзистенциальной битве.

Александр ТРАПЕЗНИКОВ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: