Комментариев пока нет
Скобелев и другие
Этот обзор книжных новинок издательства «Вече» начну с представления пятой книги военного историка и писателя Алексея Шишова из цикла «Полководцы эпохи…». В своих прошлых обзорах я рассказывал о книгах «Полководцы Петра Великого», «Полководцы эпохи Екатерины Великой», «Полководцы эпохи Александра I», «Полководцы эпохи Николая I». Десятки славных имен победителей шведов, турок, персов, наполеоновской многонациональной рати. Россия явила миру блестящий парад ратной славы Отечества. И вот перед нами продолжение этой славной портретной галереи в новой книге Шишова «Полководцы эпохи Александра II».
Среди побед русского оружия, представленных в этой книге, – героическая оборона Шипки и взятие крепости Плевна, сражение у Шейново и взятие Ардаганской крепости, защита Баязета и взятие крепостного Карса, форсирование Дуная и прорыв зимой через Балканский хребет, освобождение Софии и бой под Горным Дубняком, штурм Гуниба и Авлияр-Аладжинское сражение…
Названные виктории и конечные успехи войн и походов творила целая плеяда военных вождей, отмечает Алексей Шишов. Одни стали большими военачальниками ещё в более долгое царствование Николая I, не знавшее ни одного мирного года, другие стали полководцами его сына-наследника Александра Освободителя.
Свои имена в ратную славу российского Отечества той эпохи на века вписали: главнокомандующий великий князь Николай Николаевич Старший из Романовых, генерал-фельдмаршалы: князь из Рюриковичей «победитель Шамиля Барятинский, великий военный реформатор граф Милютин и «освободитель Софии» Гурко (Ромейко-Гурко), генералы от инфантерии: «белый генерал» Скобелев, «герой Шипки» Радецкий и «герой Туркестанских походов» Колпаковский, генерал от кавалерии «герой Ардагана» граф Лорис-Меликов, инженер-генерал «герой обороны Севастополя и взятия Плевны» граф Тотлебен.
Каждый из этих военачальников достоин отдельной книги, но более известен среди них Михаил Дмитриевич Скобелев, легендарный «белый генерал (Ак Паша)», который был в полушаге от Стамбула. Ему посвящены десятки книг. Это и беллетристика (в издательстве «Вече» выходил исторический роман Бориса Васильева «Генерал Скобелев»), и мемуарная литература, и биографические исследования. Жизнь его полная блестящих побед была короткой, генерал умер в 38 лет при загадочных обстоятельствах. И кто знает, проживи он дольше, может по-иному сложился бы ход несчастливой для нас русско-японской войны. Но история сослагательного наклонения не имеет…
А мы с нетерпением будем ждать новых книг цикла «Полководцы эпохи…». Тем более, что время династии Романовых катилось к своему закату.
* * *
Итогом Первой мировой войны стало крушение четырёх империй и появление более десятка новых государств на геополитической карте Европы. Одним из таких государств стала Польша, чья государственность претерпела в конце ХVIII столетия два раздела между Россией, Пруссией и Габсбургской монархией. Разумеется, поляки не могли с этим смириться и практически весь девятнадцатый век прошел под знаком мятежей против, главным образом, русской короны.
После более чем столетнего раздела Австро-Венгрией, Германской и Российской империями, независимость Польши была подтверждена державами-победительницами Версальским мирным договором от июня 1919 года, и большая часть её территории была завоевана в серии пограничных войн, которые велись с 1918 по 1921 год. Одной из них стала советско-польская война 1919–1920 годов, более известная в советской историографии как «война с белополяками», ставшая одним из фрагментов гражданской войны в России.
Характеристика Польши как «гиены Европы», приписываемая якобы Уинстону Черчиллю, как нельзя точнее проявилась во вмешательстве в ход гражданской войны Красной армии против «Белого движения».
25 апреля 1920 года польские войска под командованием маршала Юзефа Пилсудского, имея почти пятикратное превосходство над Красной армией, перешли в наступление в полосе от Припяти до Днепра. В течение трех дней поляки захватили Житомир, Жмеринку и Винницу. Так началась советско-польская война. Причиной войны стали великодержавные устремления руководства Польши, которое хотело восстановить Речь Посполитую в границах «от моря до моря», то есть от Балтики до Чёрного моря.
Советская историография в силу ряда причин старалась не затрагивать тему того конфликта. Все-таки после Второй мировой войны Польша оказалась в лагере стран социализма. Так к чему бередить прошлое… Да и в советской литературе эта война отражена наиболее заметно лишь в повести Исаака Бабеля «Конармия». Однако реалии сегодняшнего дня таковы, что Польша, в стремлении чего бы то не стоило сохранить нынешний киевский режим, по уши увязла в опасном, пока еще «холодном противостоянии» с Россией.
Так что пришла пора напомнить общественности сущность польского шовинизма. В издательстве «Вече» в серии «Военные тайны ХХ века» вышло фундаментальное военно-историческое исследование «1920. Война с белополяками» в двух частях. Первую часть авторы посвятили «походу Пилсудского на Украину», вторая – повествует о «походе Красной армии на Вислу». Впервые эти книги были изданы в 1925 году и с тех пор оставались чудом сохранившимся книжным раритетом, поскольку авторы Николай Какурин и Владимир Меликов были в разное время репрессированы и умерли в советских тюрьмах.
Между тем актуальность данного исследования заключается в том, что вопрос о причинах и последствиях советско-польской войны 1920 года являлся и тогда, и сейчас крайне неудобным для Варшавы. Впрочем, и для нас так называемое «чудо на Висле», когда Красная армия потерпела поражение – это один из уроков, которые не следует забывать.
* * *
Александра Осиповна Смирнова-Россет, фрейлина русского императорского двора, привлекала многих талантливых людей самых разных характеров и жизненных позиций. Частая собеседница Жуковского, Пушкина, Гоголя, она оставила воспоминания, в которых рассказала о встречах и отношениях со многими своими знаменитыми современниками.
Князь Пётр Андреевич Вяземский восторженно писал о ней: «Все мы, более или менее, были военнопленными красавицы; кто более или менее уязвленный, но все были задеты и тронуты. Жуковский, который часто любит облекать поэтическую мысль выражением шуточным и удачно-пошлым, прозвал её «небесным дьяволёнком». Кто хвалил её чёрные глаза, иногда улыбающиеся, иногда огнестрельные; кто — стройное и маленькое ушко, эту аристократическую женскую примету, как ручка и как ножка; кто любовался её красивою и своеобразною миловидностью. Иной готов был, глядя на неё, вспомнить старые, вовсе незвучные, стихи Востокова и воскликнуть: «О, какая гармония / В редкий сей ансамбль влита!»
Александре Смирновой-Россет в культурной жизни XIX века отведена особая роль: муза, подруга, собеседник большого количества великих умов и высоких чинов. В очаровательную «донну Соль», «деву-розу», «черноокую Россети» влюблялись все без исключения. Невероятно успешная в свете, окруженная поклонниками и почитателями, друзьями и подругами, она не была ни богатой, ни счастливой в любви, ни близкой собственным детям, словно цель и смысл её жизни сводились к тому, чтобы быть северной мадам Рекамье.
«Записки 1825—1845 гг.» Смирновой-Россет составили очередной том серии «Пушкинская библиотека», вышедший под названием «Неизвестный Пушкин».
* * *
Вальтер Скотт, при своём слабом здоровье, имел феноменальную работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, а также исторических трудов.
В этом отношении француз Александр Дюма-отец оставил литературное наследие в разы большее. Но на Дюма при его легендарной работоспособности трудились «литературные негры», в то время как английский романист творил, можно сказать, не покладая пера. Следует также отметить, что свои исторические романы Вальтер Скотт представил на суд читателей уже в солидном возрасте, после сорока.
После продолжительных поисков Вальтер Скотт создал универсальную структуру исторического романа, за что его вполне справедливо считают основоположником жанра исторического романа.
Отдавая должное творчеству британского литератора, Дюма отмечал, что у Скотта слишком затянута завязка сюжета. Темпераментному французу длинные вступления Скотта казались скучными и неинтересными. О том насколько справедлива эта критика можно поспорить. Вальтер Скотт работал на ниве исторического романа, в то время как для Дюма по его признанию, история была всего лишь вертелом, на который он нанизывал авантюры своих бессмертных героев плаща и шпаги.
Возможно поэтому, представленные в этом обзоре романы Вальтера Скотта «Монастырь», «Пират» и «Черный карлик» по части авантюрного развития сюжета значительно уступают его наиболее ярким произведениям, как «Айвенго» или «Квентин Дорвард». Но они также хороши, как и другие исторические романы писателя.
Как говорил великий мудрец Вольфганг Гёте: «В них (романах Вальтера Скотта) всё великолепно — материал, сюжет, характеры, изложение, не говоря уж о бесконечном усердии в подготовке к роману и великой правде каждой детали. Да, тут мы видим, что такое английская история и что значит, когда подлинному писателю она достаётся в наследство».
* * *
Произведения, включенные в книгу «Повелитель блох» немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана, открывают читателю мистическую сторону его творческой фантазии. Как писал русский поэт и философ Владимир Соловьёв: «Существенный характер поэзии Гофмана… состоит в постоянной внутренней связи и взаимном проникновении фантастического и реального элементов, причем фантастические образы, несмотря на всю свою причудливость, являются не как привидения из иного, чуждого мира, а как другая сторона той же самой действительности, того же самого реального мира, в котором действуют и страдают живые лица, выводимые поэтом. …В фантастических рассказах Гофмана все лица живут двойною жизнью, попеременно выступая то в фантастическом, то в реальном мире».
Этот сборник лучших произведений немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана открывает новый проект издательства «Вече» — «Иллюстрированная классика», в котором знаковые произведения мировой литературы сопровождаются работами лучших мастеров книжной иллюстрации.
Ещё одна книга этой новой серии — «Калиф-аист» Вильгельма Гауфа возвращает память к сказкам нашего детства о калифе-аисте, Карлике Носе и Маленьком Муке. Современник Гофмана, Вильгельм Гауф прославился как автор всемирно известных волшебных сказок, которые, несмотря на очень недолгую жизнь писателя, сделали его выдающимся представителем немецкой романтической словесности.
При жизни Гауфа его сказки печатались отдельными сборниками, называемыми «Альманахи сказок», в которых каждая история имела своё продолжение и хитрым образом переплеталась с остальными. Самые известные сказки прославились в качестве отдельных, независимых произведений, однако читать их следует, конечно, согласно замыслу автора.
В сборник «Калиф-аист» полностью вошли все три Альманаха сказок Гауфа, представляющих странный мир, полный тайн, чудес и удивительных приключений.
Виктор ПРИТУЛА
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий