Комментариев пока нет
Рубрика: Общество
Дух имени Базилиуса Валентинуса
Из исторических хроник
Та самая медаль
Латинское слово spiritus означает душа или дух. Звучит величественно, но кто же не узнает в русском переводе столь знакомый нам «спирт»?
Неизвестную летучую, легко воспламеняющуюся жидкость со своеобразным запахом и сильно выраженными опьяняющими свойствами первым сумел получить в 1404 году монах-бенедектинец Базилиус Валентинус, выгнавший первую партию почти безводного спирта. В разбавленном виде продукт получил название aqva vitae – «эликсир жизни», и его стали применять как лекарство, причём от всех болезней. Хотя, думается, наверняка нашлись любознательные люди, которые не удержались от искуса провести эксперимент с целью изучения воздействия «эликсира жизни» на человеческий организм при приёме его внутрь сверх количества, предписанного лекарями.
На Русь «аква вита» была завезена в XIV веке генуэзскими купцами. Поначалу она показалась русским людям, привыкшим к медовым винам, браге и пиву, напитком слишком экзотическим. Но ничего, привыкли. Впрочем, родная медовуха уступала лишь по крепости новому питию, но никак не по воздействию на организм.
Довольно скоро в нашем родном отечестве начала складываться своя история продукта Базилиуса Валентинуса. В 1429 году купцы в погоне за прибылями доставили в Московию так много «аква виты», что великий князь московский Василий II Тёмный был вынужден наложить запрет на ввоз вредного зелья. Репрессия, тут же вызвала дефицит импортного товара, возбудив в народе недовольство, и чтобы не довести страну до бунта, в государстве Московском стали открывать собственные винокурни и гнать спирт из отечественного ржаного сырья. А поскольку народ русский всегда отличался сметливостью и талантливостью, собственная «аква вита» по качеству оказалась куда шибче, да и по себестоимости ниже заморской. Напиток назвали хлебным вином и стали продавать в корчмах, бывших как питейными заведениями, так и центрами общественной жизни.
Видя немалые прибытки корчмарей, государство ввело на производство и продажу хлебного вина монополию, заодно включив в список «казённого добра» мёд и пиво, которые раньше налогами не облагались. Это произошло в 1474 году. Корчемство отныне было объявлено вне закона и наказывалось как уголовное преступление. Наказания включали штрафы, порку кнутом, конфискацию имущества, ссылку и даже пытки. Но ни риск оказаться на дыбе, ни осуждение церковью, объявившей торговлю пьяными напитками позорным делом, недостойным православного человека, широкого распространения корчемства на Руси не останавливали. По городам и весям открывались всё новые питейные заведения, в которых любому желающему нальют хлебного вина за деньги, а то и под залог старенькой свитки.
В XVI столетии русское хлебное вино начало победное шествие по земле под своим знаменитым именем «водка». Как вспоминал австрийский барон Сигизмунд фон Герберштейн, побывавший с дипломатической миссией в Москве в 1517 и 1526 годах, этим напитком щедро потчевали в Кремле послов иностранных государств, как проявляя русское гостеприимство, так и преследуя скрытые цели: подвыпивший гость из Европы мог проговориться о том, что ему было приказано держать в уме.
В 1552 году в Москве появились первые кабаки. Вернувший из похода на Казань, Иван Грозный, в числе прочих государственных дел, позаботился, чтобы на Балчугской топи был выстроен первый в Москве особый дом, названный на татарский манер кабаком. Нововведение прижилось, подобные заведения стали открываться и в других уголках Москвы, сразу же становясь любимыми местами для досуга. Вино в кабаках продавали специально выбираемые люди, которых заставляли присягать и целовать крест, отчитываясь за расход кабацких денег, за что они получили престижное звание царских целовальников.
Пить в московских кабаках, однако, разрешалось только крестьянам и посадским, представители других сословий должны были заниматься этим делом дома. А вот писарям и другим людям «творческого труда», по решению Стоглавого Собора, прошедшего в 1551 году с личным участием Ивана Грозного, пить было запрещено вовсе.
Пока кабаки открывали в златоглавой, всё было хорошо, но, когда из Москвы в другие города Руси пошли предписания заводить государственные учреждения казённой или откупной продажи спиртных напитков на местах, восстало духовенство. Вопрос о кабаках был даже поставлен на повестку дня Православного Собора 1652 г., утвердившего грамоту, по которой на широкую продажу спиртного вводились ограничения. Вмешательство церкви в государственные дела в Кремле не одобрили, грамоту признали документом не легитимным и приняли предписание «питухов с кружечных дворов не отгонять». А ещё говорят, что правители России не радели за народ! Не для себя же старался государь Алексей Михайлович! Тем более что, в отличие от сына — Петра I, способностью к поглощению огромного количества спиртного он не отличался. Сразу следует сказать, что Пётр Великий «шёл в ногу со временем» — по свидетельству историка В.О. Ключевского, в тот век в Европе везде пили очень много.
В торговых ведомостях водка, обычно, именовалась «столовым вином» или «самогоном», как и в просторечии. Официально же слово «водка» впервые было упомянуто лишь в именном указе Ивана V и Петра I от 4 августа 1683 года «О взыскании пошлин с вывозимых из-за моря разных вин и водок ефимками, а с сахару деньгами, по прежним указам».
Согласно воспоминаниям современников, Пётр Алексеевич учредил из своих соратников и собутыльников так называемую «коллегию пьянства» или «Сумасброднейший, всешутейнеший и всепьянейший собор», а на пирах пускал в ход придуманный им «Кубок Великого Орла» — большой ковш с хмельным, который должен был выпить залпом провинившийся в чём-нибудь участник застолья. И хотя застолья «коллегии» были частыми, пьяных, вопреки сложившемуся стереотипу, царь не любил, считая, что «пить должно умеренно и честно в веселие и отраду, а не в пагубу своей души».
Принимались и меры против распространения пьянства среди простого народа — в законах появились специальные «винные статьи» по «кабацкой части». Кабацким головам и целовальникам было велено смотреть, чтобы «никто через силу не пил, и от безмерного питья до смерти не опился». Если же такое случалось, то кабацкого старосту пороли кнутом и наказывали большим штрафом в пользу жены и детей питуха. Злостным пьяницам также грозило битьё батогами, сидение в яме и большие штрафы. Если же кто-то напивался (а что греха таить, такое случалось не так уж редко), его раздевали догола и укладывали в особый чулан, чтобы проспался. Более того, для имеющих пагубную привычку, Петром I была учреждена специальная «Медаль за пьянство». Она отливалась из чугуна, имела вес 17 фунтов (6,8 кг) и вешалась виновному на шею.
В «награждённых» недостатка не было ещё и по причине «неправильности» водки в то время — концентрация спирта в ней оценивалась на глазок, весьма приблизительно. В появлении сорокоградусной определённую роль сыграла докторская диссертация великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева «О соединении спирта с водою», в которой исследовалось взаимодействие этилового спирта при его смешивании с водой и последствия этого взаимодействия. А вот предложение 40 объёмных процентов (градусов) сделать нормой исходило от министра финансов Российской империи М.Х. Рейтерна, который с появлением спиртометров предложил округлить получавшуюся отжигом крепость водно-спиртовой смеси с 38,3% до цифры 40. Произошло это в 1866 году. Справедливости ради, следует сказать, что 40-градусную водку выпускали также в Голландии, Германии и Австрии, где, вопреки, слухам о пьяной России, потребление спиртных напитков во все периоды истории было выше.
Однако и наше отечество не лыком шито. Когда к середине XIX века нужный градус был обозначен, количество питейных заведений и их посетителей столь возросло по всей России, что в Костроме, как писал великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский, даже казус случился: отпилили и пропили бронзовую руку Ивана Сусанина. Ту самую, которой он указывал неверный путь врагам.
Татьяна СОЛОВЬЁВАКомментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий