Комментариев пока нет
Генералиссимус Победы
И.В. Сталин в исторической памяти народа
И.В. Сталин
Патриотизм – это не просто любовь к месту, где ты родился и почувствовал себя личностью, к народу, тебя воспитавшему, это идущий от природы способ выживания народа. Именно поэтому Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчёркивает, что патриотизм – это естественное чувство, без которого не может функционировать не только государство, но и такая этническая общность людей, как народ.
Патриотизм воплощается в конкретных деяниях личности. Он изменит нашу повседневную жизнь к лучшему, сделает достижимыми духовные идеалы каждого человека, если люди смогут иметь опору в лице нравственного государства. Не случайно великий государствовед М.М. Сперанский подчёркивал, что действие силы бывает физическим или нравственным. Нравственное действие силы есть гроза с одной стороны, и страх страданий и разрушения жизни душевной или телесной – с другой. Легитимная власть действует нравственною силой, а когда власть неограниченна, она, по мнению М.М. Сперанского, есть просто нравственная сила. Не устану повторять, что нравственное государство предполагает объединение внутренних усилий человека и созданных им механизмов социального управления ради обуздания зла в человеческой природе, ради опоры современного общества на личные и общие добродетели. Отсюда естественное стремление русского человека к правде.
Отсюда принципиальность вопроса о И.В. Сталине.
Со времен ХХ съезда КПСС усилиями вернувшегося к мироощущению троцкизма Н.С. Хрущева в советское общество вбили представления о Сталине как злодее, руководителе кровавого террора, символе ошибок и злоупотреблений. Введённое в общественное сознание понятие «культ личности Сталина» сделали основой оценки и понимания советской истории ХХ века. Утверждением, что культ личности нанес серьёзный ущерб Коммунистической партии, советскому народу и обществу, и ограничивалась оценка роли Сталина. Как утверждалось, выдающиеся победы социализма были достигнуты благодаря громадной организаторской и воспитательной работе только самой партии и её местных организаций.
Совершенно сюрреалистично Постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» от 30 июня 1956 г., которое при изображении Великой Отечественной войны провозгласило, что «в годы войны единоличные действия Сталина резко ограничивались», а отрицательные последствия беззаконий, произвола и т.д. существенно ослаблялись. Потому, что именно в период войны «члены ЦК, а также выдающиеся советские военачальники взяли в свои руки определённые участки деятельности в тылу и на фронте, самостоятельно принимали решения и своей организаторской, политической, хозяйственной и военной работой, вместе с местными партийными и советскими организациями обеспечивали победу советского народа в войне. После победы отрицательные последствия культа личности вновь стали сказываться с большой силой». Получилось, что Верховного главнокомандующего И.В. Сталина просто не существовало, либо он не играл никакой существенной роли. Советский Союз победил объединенную Гитлером Европу без участия Сталина, а то и вопреки ему.
Ложь оказалась живучей. В послехрущевские времена даже укоренилось, что в период Великой Отечественной войны «вдохновляющей и направляющей силой советского народа и его армии, боевым организатором всенародной борьбы против фашистских захватчиков была Коммунистическая партия во главе с Центральным Комитетом». И – не было никакого Верховного главнокомандующего ВС СССР, Председателя Совета народных комиссаров СССР, Председателя Государственного комитета обороны, наркома обороны СССР и секретаря ЦК ВКП(б)!
Именно на этой страусиной позиции либеральные круги российского руководства пытаются удерживать отечественных историков до сих пор.
Мнение народа было и остается иным. Его, пожалуй, и отразил в своей книге «Генералиссимус» В.В. Карпов, попавший на фронт после тюрьмы и лагерей, через штрафной батальон, ставший легендарным фронтовым разведчиком и Героем Советского Союза. Со знанием дела он написал: «Во всех стратегических вопросах, касающихся хода войны, принятия решений на проведение крупнейших операций — всюду роль Сталина как Верховного Главнокомандующего была первостепенной. Правильны или ошибочны были его решения — другой вопрос, но то, что его мнение и приказы являлись определяющими, — это однозначно».
15 августа 2023 г. мне довелось быть одним из организаторов открытия в гор. Великие Луки монумента Генералиссимусу Победы И.В. Сталину. За этим знаковым событием последовала либеральная истерия, захлестнувшая Германию и сегодняшнюю Украину, прокатившаяся по части российского общества, однако в проведённом торопливом телевизионном опросе граждан РФ, к изумлению организаторов опроса, 62 % одобрили открытие монумента. Ведь историческая память является основой самосознания каждого народа, частью его цивилизационной самоидентичности. Лишить народ исторической памяти, либо эту память деформировать в нужном направлении — это обязательное условие покорения любого народа.
Россия конституционной реформой 2020 г. начала своё возвращение на свой собственный цивилизационный путь развития, опирающийся на традиционные духовно-нравственные ценности нашего многонационального народа, на историческую преемственность от Советского Союза и предшествовавших ему государственно-правовых форм. Не случайно С.А. Авакьян подчёркивает, что конституционные поправки 2020 г. отразили исторические истоки Победы советского народа в 1945 г. Потому и важна борьба против фальсификаций отечественной истории, борьба за правду как духовную ценность. Пора вспомнить, что, например, в той же диктатуре пролетариата помимо элементов насилия присутствовали, как указывал Сталин, и элементы созидания.
Для того, чтобы оставаться в благодарной народной памяти Генералиссимусом Победы у И.В. Сталина есть все основания.
Сталин был реальным военно-политическим руководителем Советского Союза в период Второй мировой войны. Только его воля смогла стать основой духа Победы, воплотившись 3 июля 1941 г. в слова: «Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!.. Войну с фашистской Германией нельзя считать войной обычной. Она является не только войной между двумя армиями. Она является вместе с тем войной всего советского народа против немецко-фашистских войск». Позиция Сталина, призвавшего в том выступлении к всенародной Отечественной войне против фашизма, определила многое.
Не партия большевиков, не её ЦК, а лично Сталин как Нарком обороны СССР издал 28 июля 1942 г. приказ № 227, названный приказом «Ни шагу назад!». Жестокий приказ. Беспощадный приказ, гласивший: «Паникеры и трусы должны истребляться на месте». Сталин взял на себя ответственность за эту жестокость и беспощадность. Он не прятался за маршалов и ЦК партии, он просто сказал: приказываю!
Кстати, крайне злободневно звучат сегодня слова того приказа: «После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн населения, более 80 млн пудов хлеба в год и более 10 млн тонн металла в год… Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину». Задумаемся ныне о подлинном смысле СВО, о важности и формах сегодняшней мобилизации российской экономики и общества.
Именно Сталин, а не ЦК ВКП(б), в момент наивысшего напряжения сил начала войны преодолел традиционное большевистское богоборчество и принял поддержку и помощь Русской Православной Церкви, а в 1943 г. восстановил патриаршество.
В 1941–1945 гг. Сталин брал на себя ответственность за организацию борьбы с врагом ежедневно и ежечасно. Отрицать личный вклад И.В. Сталина в Великую Победу могут лишь циничные недруги России да манкурты, родства не помнящие.
Отвечая на письма Ф. Рузвельта и У. Черчилля в декабре 1942 с предложением о личной встрече, Сталин идею тройственной встречи поддержал, но сообщил, что в настоящее время не может уехать из Советского Союза: «Должен сказать, что время теперь такое горячее, что даже на один день мне нельзя отлучиться. Теперь как раз развертываются серьёзные военные операции нашей зимней кампании, и в январе они не будут ослаблен. Более того, что будет наоборот. Как под Сталинградом, так и на Центральном фронте бои развиваются».
В мае 1943 г. Сталин, отвечая на новые настойчивые предложения западных союзников о личной встрече, писал: «Возможно, ещё в июне месяце следует ожидать начала нового крупного наступления гитлеровцев на советско-германском фронте… Летние месяцы будут исключительно ответственными для советских армий». А 8 сентября 1943 г. Сталин сообщил: «Ваше предложение о времени встречи мне представляется приемлемым… Однако я считаю необходимым сказать, что придётся еще дополнительно уточнить момент встречи, считаясь с обстановкой на советско-германском фронте, где втянуто в войну с обеих сторон свыше 500 дивизий и где контроль со стороны Верховного Командования СССР требуется почти каждодневно».
На момент начала Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав на советско-германском фронте, как сообщил 28 ноября 1943 г. её участникам Сталин, гитлеровцы имели 260 дивизий, из них до 10 венгерских, до 20 финских, до 16 или 18 румынских. Даже для простой координации борьбы против такой вражеской армады требовался лидер, принимающий окончательное решение. Отсутствие единоначалия в боевой обстановке губительно во все времена, в том числе сегодня.
Без воли на то Сталина была бы невозможна Декларация трех держав, подписанная 1 декабря 1943 г. Рузвельтом, Сталиным и Черчиллем, определившая не только согласованность дальнейших военных действий, но наметившая контуры послевоенного мира. «Мы пришли к полному соглашению относительно масштабов и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга, – записали тогда лидеры антинацистского мира. – Мы будем стремиться к сотрудничеству и активному участию всех стран, больших и малых, народы которых сердцем и разумом посвятили себя, подобно нашим народам, задаче устранения тирании, рабства, угнетения и нетерпимости».
Тематически наша конференция ограничена 1943 годом. Характеризуя 1943 г. как год коренного перелома в ходе войны, И.В. Сталин подчеркнул, что после мощного удара под Сталинградом и на Кавказе, начиная со сражений 1943 г. у Великих Лук, под Ленинградом, Ржевом и Вязьмой, Красная Армия уже не выпускала инициативы из своих рук.
Миссия Генералиссимуса Победы включает в себя не только военную стратегию, но внимание к материально-техническому обеспечению фронта, меры по консолидации усилий всего общества ради Победы.
Особенно значимы были усилия по мобилизации народного хозяйства страны. Выступая в качестве кандидата в депутаты Верховного Совета СССР на первом после войны предвыборном собрании избирателей, И.В. Сталин счел нужным особо подчеркнуть эту часть своей деятельности. Сравнивая подготовку к войне в 1913 и 1940 гг., он отметил колоссальные успехи советской экономики за предвоенный период. Сталин напомнил, что в течение 1940 г. в СССР было произведено: 15 млн т чугуна (почти в 4 раза больше, чем в 1913), 18 млн 300 тыс. тонн стали (в 4,5 раза больше), 166 млн т угля (в 5,5 раза больше), 31 млн т нефти (в 3,5 раза больше), 38 млн. 300 тыс. т товарного зерна (на 17 млн т больше), 2 млн 700 тыс. т хлопка-сырца (в 3,5 раза больше, чем в 1913 г.). Такова была созданная под руководством Сталина экономическая база, обеспечившая Победу.
В истории ХХ в. ещё много «белых пятен». Засекречены до сих пор, например, любые материалы, способные пролить свет на убийства И.В. Сталина и Л.П. Берия. Давайте начнём с малого – восстановим правду о Сталине как Генералиссимусе Победы. Этого требует не только уважение к прошлому, ко всем без исключения воинам – победителям гитлеровского нацизма, но этого требует и забота о будущем, которое без правды истории не будет безоблачным и надёжным.
Сергей БАБУРИН, доктор юридических наук, профессор
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий