Комментариев пока нет
Рубрика: Точка зрения
Ответ Прометея XIX века
Слово молодым
Ф.М. Достоевский
Вызовы современной культурной политики
Я в старой Библии гадал,
И только жаждал и вздыхал,
Чтоб вышла мне по воле рока
И жизнь, и скорбь, и смерть пророка…
Из поэмы Н.П. Огарева «Тюрьма»
Культурная политика – это столп социальной сферы, она должна побуждать людей к пониманию и знанию своей истории, литературы и т.д. Сегодня её задача противостоять антикультуре, приходящей с Запада, выраженной не духовными высотами, а потребительством. Наша окружающая реальность, пострадавшая от агрессивного либерального слова, обязательно восстановится с помощью православной веры, традиционного воспитания, когда прививается любовь к Родине, мыслительный труд, а именно чтение отечественной классики и современных авторов, продолжающих эти традиции.
Но кто же, как не русские мыслители наиболее точно отвечает на вызовы и нужды современной культурной политики. Возникает вопрос: а почему Прометей XIX века? Великий титан, защитник людей от гнева Зевеса. Он нёс огонь-спасение, любил и отдал себя ради будущего человечества! Так и величайший писатель Ф.М. Достоевский, титан русской классической литературы, несёт сквозь свои гениальные произведения патетическую, благотворную русскую мысль в умы будущих поколений.
Сегодня о жизни и творчестве Ф.М. Достоевского полемизируют как о культурном достоянии. Среди же его современников и вовсе шла острая идеологическая борьба. Идейные взгляды Ф.М. Достоевского наглядно можно рассмотреть не только в его произведениях, но и в письмах к известным адресатам, таким как А.Н. Майков, И.С. Тургенев.
Мы можем заметить переход от «Любезный» до «Милостивый Государь» в письмах Ивана Сергеевича к своему адресату. Ведь в XIX веке такая смена обращения сообщала то, что отношения между людьми, ведущими переписку, определённо испортились. Достоевский в письме к Тургеневу от 1863 г. из Петербурга ясно выражает и сейчас актуальную мысль о том, что не стоит сомневаться по отношению к России и её народу: «Не знаю, будет ли война, но вся Россия, войска, общество и даже весь народ настроены патриотически, как в 12-м году! Это без преувеличения говорю. Движение начинается великое. Что бы ни было, а Европа не знает нас хорошо».
Важен один из известных эпизодов противостояния двух писателей, где полемика заключается в различии их идеалов. Ведь И.С. Тургенев – во многом западник, а Ф.М. Достоевский – славянофил и верующий человек. Здесь в полной мере раскрывается мировоззрение Фёдора Михайловича, где он не принимает позиции Ивана Сергеевича, выраженной следующими словами: «В России я родился, это верно, но разве ж это Родина?» Писатель ясно выражает свою патриотическую, славянофильскую позицию: «Не-ет, уж, даже я до такого либерализма не доходил, даже когда пребывал на каторге. Пусть и ненавидел я тех, кто сослал меня от дома, но всё же не радовался успехам противника! Я ощущал себя русским…».
В письме к А.Н. Майкову 1868 г. из Женевы Достоевский признаётся: «Если б Вы знали, друг мой, с каким счастьем я перечитываю по несколько раз каждое письмо Ваше!», а далее пишет о самом сокровенном и выражает мысль, что русская культура и те, кто готов постоять за неё, всегда под угрозой: «Славянство и стремления славянские, должно быть, вызывают у нас целую тьму врагов из русских либералов…». Он также порицает умаление культурной индивидуальности нашей страны: «…всё, что есть в России чуть-чуть самобытного, им ненавистно, так что они его отрицают и тотчас же с наслаждением обращают в карикатуру…».
Немного раньше в письме 1867 г. из Женевы писатель упоминал роман «Дым» И.С. Тургенева. Основная суть этого произведения, по мнению его автора, состоит в мысли: «Если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве». Напротив, в произведениях Фёдора Михайловича часто можно услышать такое родное и пронзительное «Родина», а затем сразу же «Россия».
А ведь изреченное слово способно или изменить историю, духовно переродить этот мир, или дать ход разрушению умов и душ людей. Всё зависит от того, каков посыл этого слова, кому оно принадлежит, и какова чистота и правдивость сказанного. Где честь, там и правда. Как писал сам Фёдор Михайлович, «нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести».
Достоевский цитировал Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа… И никогда ещё ни один русский писатель, ни прежде, ни после его, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин…». Не это ли восхищение одного великого художника другим является его видением идеала человека и творца. А идеал этот есть – стремление к тому «пушкинскому» патриотизму и всеобъемлющей любви к простому русскому человеку. Это уже связывает творчество двух гениев, их взгляды, идеалы.
А чего стоит апология Фёдора Михайловича по случаю открытия памятника Пушкину в Москве, которая даёт убедительную оценку значения поэта и его наследия. Эта речь с громадной силой сплотила сердца соотечественников. «Победишь себя… и поймёшь, наконец, народ свой и святую правду его». Эта мысль, как и в далёком 1840-м, способна исцелить в российском обществе атрофию любви к культуре и к своей Родине.
Близкая, задушевная связь с народом и оплот религиозных ценностей – это уже очень многое, что заставляет ретироваться авторов язвительных высказываний! Это касается как некоторых литераторов XIX века, так и иных нынешних исследователей творчества Достоевского, а также журналистов, чуждых русскому мировоззрению. А благотворная русская мысль Фёдора Достоевского и сегодня помогает нам утверждаться в любви к Отечеству.
Анастасия ВАСЕЧКО, студентка факультета журналистики КубГУ
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий