Комментариев пока нет
«Твердыня, избранная славой»
Наши рецензии
Так назвал Н.А. Некрасов, современник Крымской войны, в стихотворении «Тишина», Севастополь — город русской славы. Казалось бы, на тему героической обороны Севастополя 1855 года написано бесконечно много как научно-исторических трудов и исследований, так и художественных произведений, среди которых одно из наиболее заметных мест принадлежит роману-эпопее замечательного русского писателя С.Н. Сергеева-Ценского «Севастопольсая страда», создававшемуся в 1930-х годах.
По всей видимости, эта тема, казалось бы изученная вдоль и поперёк, не может быть исчерпана и, несмотря на прошествие длительного времени, не потеряла своей актуальности. Многое, что сегодня происходит на наших глазах, так же как и непростая историческая судьба Крыма, не может не вызывать определённых исторических ассоциаций.
И вот петербургский писатель Сергей Шаповалов, автор исторических романов о Павле I («Император»), где убедительно показывается позитивные стороны кратковременного правления этого русского царя, его тяжёлая судьба и трагический конец; о событиях 1812 годе под заглавием «И умереть мы обещали» и других, взялся за эту тему. Перед нами — огромный 800-страничный роман «Русский город Севастополь» («ЛитРес», 2021—2022), посвящённый событиям Крымской войны, где действуют как известные исторические персонажи — главнокомандующий армии Меньшиков, адмирал Нахимов, Корнилов, Тотлебен, Остен-Сакен, знаменитый хирург Пирогов, матрос Кошка и многие другие, так и вымышленные герои — братья Кречены, выходцы из родовитой петербургской дворянской семьи с военными традициями. Через их судьбы показана одна из важнейших страниц нашей истории. В романе изображены не только русские герои, но и персонажи из вражеского стана — англичане, французы и т.д.
Следует сразу отметить, что в романе С. Шаповалова на первый план выдвигаются судьбы простых людей, волею обстоятельств попавших в эту кровавую мясорубку — на одну из самых страшных войн в истории человечества, в которой погибло около полумиллиона человек. Все они, как справедливо указывается в предисловии, — самые обычные люди, главным образом из простонародья, на которых всегда очень многое держится, с их мечтами, стремлениями, личным счастьем, которые война превратила в прах.
При чтении этого романа неотступно возникают ассоциации со ставшими классическими литературными прецедентами — прежде всего, с упомянутым романом С.Н. Сергеева-Ценского. «Ну, мне до Сергеева-Ценского далеко!» — сказал однажды в частном разговоре со мной Сергей Анатольевич Шаповалов. Однако нам представляется, что роман «Русский город Севастополь» в определённом смысле не только не уступает эпопее Сергеева-Ценского, но своей красочностью и сюжетной занимательностью даже превосходит её. Думается, что, утверждая этот тезис, мы не впадаем в преувеличение.
В романе очень объёмно, с выразительными реалистическими деталями изображены события первой обороны Севастополя — высадка десанта на побережье Крыма, битва на реке Альма, захват Балаклавы, а в последних частях — сражения на Кавказе, штурм крепости Карс, оборона Свеаборга — это также тесно связано с «Севастопольской страдой».
Автор в предисловии признаётся, что ему пришлось переработать огромное количество исторических источников, мемуарных свидетельств участников тех событий — Тотбелена, Зайончковского, Ногосского, Гюббенета, Берга и многих других, которые часто, как он замечает, противоречат друг другу, но без изучения этих свидетельств написание книги было бы невозможно. При этом автор приходит к парадоксальному выводу о том, что книга эта, несмотря на проделанную им колоссальную работу, — «не совсем его». «Я всего лишь собрал, — пишет С.А. Шаповалов, — словно лоскутное одеяло, сотканное из воспоминаний участников тех огненных лет, подобрав наиболее правдивые, на мой взгляд, гипотезы, выводы, основанные на исторических фактах». Поэтому роман «Русский город Севастополь», по мнению автора, — «художественный образ событий», связанных с русской воинской доблестью и славой. Но автор настолько владеет даром исторического романиста, что вышедшие из-под его пера события, люди, батальные эпизоды, пейзаж — выглядят живыми и убедительными. Мы, читатели, вместе с героями романа искренне скорбим по поводу гибели участников сражений, например Л.С. Нахимова, сострадаем из-за выпавших на их долю тяжелейших испытаний, радуемся их удачам и победам. Автору удалось показать беспримерный и жертвенный героизм русских людей — от именитых полководцев до простых солдат. Поэтому Севастополь навсегда останется городом русской славы — поскольку в самых жутких условиях русские люди там не теряли присутствия духа, оставались на высоте положения.
Шаповалову удалось выстроить увлекательное повествование, и он, несмотря на объёмность книги, держит читателя в напряжённым внимании от первой страницы до последней. Однако идеального на свете, наверное, ничего не бывает. Надо сказать, что среди известных исторических персонажей, которых мы встречаем на страницах романа, явно не достаёт артиллерийского подпоручика графа Льва Николаевича Толстого, воевавшего на знаменитом, наиболее опасном 4-ом севастопольском бастионе, который показал себя храбрым и мужественным офицером. А в начале первой части романа почему-то все молодые офицеры — «с пробивающимися усами» или «щёточкой усов», что повторяется несколько раз и производит несколько комическое впечатление. Это — мелкие недочёты, но на них мы сочли нужным обратить внимание.
В целом роман состоялся — получился удачным и «читабельным». От души пожелаем автору дальнейших творческих успехов на трудном поприще исторического романиста. У него для этого есть все данные. Читатель же получает, как сказал бы Ленин, — весьма «своевременную» книгу о давних и всем известных событиях, которые, благодаря талантливому перу Шаповалова, воспринимаются сегодня как актуальные и жизненно важные. Поэтому историческое повествование о проявленной русскими в середине позапрошлого века доблести может быть только полезным, поднимающим дух и чувство патриотизма, которым проникнута вся эта книга.
В качестве сравнения, нельзя не отметить того немаловажного, на наш взгляд, обстоятельства, что С.Н. Сергеев-Ценский, великолепный художник, «властелин словесных тайн», как однажды определил его А.М. Горький, очень колоритно и живо изображавший людей, обстановку, эпоху, блестящий мастер диалога, недостаточно владел сюжетом с точки зрения современного читателя. В романе «Севастопольская страда» изображение событий в осажденном Севастополем скорее напоминает хронику военных действий с участием известных русских военных деятелей той эпохи. А сцены и эпизоды мирной жизни в неохваченной войной средней России происходят совершенно параллельно событиям в Севастополе 1855 года. Как, например, в курском имении, принадлежащем чудаковатому помещику Василию Матвеевичу Хлапонину, куда к дядюшке Елизавета Михайловна Хлапонина привезла погостить своего контуженного на войне мужа Дмитрия. Здесь идёт колоритно и с юмором написанный рассказ о повседневной жизни в этой усадьбе — о разведении пиявок, о быте барских крестьян дореформенного времени. Точно так же, как, к примеру, главы, посвящённые кратковременной болезни и кончине императора Николая Павловича и т.д.
Совершенно иная картина в рассматриваемом нами романе Сергея Шаповалова, который мы отнюдь не сравниваем с монументальным произведением признанного литературного классика Сергеева-Ценского. В нём, напротив, на всём протяжении развивается напряжённый, приключенческий сюжет: мы видим здесь превратности человеческих судеб в военное лихолетье — расставания, неожиданные встречи, преодоление опасностей и т. д. Именно таковы судьбы уже упоминавшихся нами братьев Александра и Павла Креченов, один из которых попал в плен англичанам. Трогательно и проникновенно автором изображена их неожиданная встреча в конце первой книги: «— Мичман, поглядите туда, — указал капитан Бутаков в сторону берега. – Вам знаком этот сумасшедший англичанин?
На пристани, к которой они подходили, среди снующего народа стояли два англичанина в красных мундирах. Один из них, офицер с эполетами неистово размахивал руками и кричал что есть силы: «Сашка!»
Слезы навернулись на глазах у Александра.
— Так это же Павел, — воскликнул он. Надрывая горло, заорал: «Пашка!»
Столь же выразительно обрисована глубокая скорбь обычных рядовых людей, участников войны, по поводу трагической гибели одного из главных героев Севастополя — Павла Степановича Нахимова. Всё это представляет собой стройное и последовательное повествование с напряженным сюжетом.
А заключительная сцена, показывающая приезд майора Виктора Кречена в лежащей в руинах Севастополь подводит логический и художественный итог произведению. В центре этого эпизода — отказ младшего брата Павла Кречена возвращаться в Петербург, поступать в академию. Он объясняет это тем, что его место именно здесь, в Севастополе, где столько было пережито, где он обрёл своё жизненное назначение и личное счастье.
Не будет преувеличением сказать, что С.А. Шаповалову удалось создать многоголосное, полифоническое произведение, показать массу живых и запоминающихся героев, интересно рассказать об известных исторических событиях — и если перейти на язык музыкальный, то все инструменты в этом огромном оркестре играют слаженно и гармонично.
Александр РУДНЕВ
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий