Комментариев пока нет
Край, пахнущий Русью и яблоками
Лебедянь. Казанский собор
Край, пахнущий Русью и яблоками
«На зелёном взгорье Дона церкви высоки,
Здесь стоит старинный город у святой реки».
Алексей Смоляков.
Наверняка вы пробовали или уж точно слышали об ароматных сочных яблоках из лебедянских садов, о вкусных соках и отменной сметане, твороге, молоке — всё в яркой упаковке с изящным плывущим лебедем. А сама Лебедянь? Что это? Где это?
Кого ни спроси, пожимают плечами: мол, глухомань, о которой знать не ведаем. Тот же, кто бывал в Липецкой области и не пропустил этот старинный возникший, видимо, ещё до монгольского ига городок, вспоминает его как место живоносной силы, добавляя: непростой ларчик — сразу не откроешь.
Может разгадка в названии?
Давным-давно, когда на наши южные рубежи пришли казаки, стрельцы, пушкари и другие служилые люди, взялись они строить у Дикого поля на высоком правом берегу Дона ставшую форпостом крепость. Приглянулось это место и белоснежным сказочным птицам, выбравшим себе для обитания здешнюю речку Городянку и озёра вокруг. Жители любовались и так радовались лебединому присутствию, что нарекли свою малую родину Лебедянью, а по царскому указу, требовавшему на гербе отобразить, чем славен сей город, изобразили на нём лебедя.
Сейчас гордых птиц тут редко увидишь, хотя нынешней весной на Дону приводнилась пара занесённых в Красную книгу лебедей-шипунов. «Видео-сюжет о них стал хитом апрельских новостей в сетях и на местных каналах», — говорит краевед Юрий Первицкий. Он автор 5 книг и сотен научных статей, с упоением вгрызается в прошлое родного края. Может часами рассказывать, как лебедянцы обороняли русские границы, устраивали ярмарки, разводили лошадей — важное дело при российском бездорожье и огромных пространствах и для поддержания боеспособности армейской кавалерии. На конские ярмарки съезжалось до 20 тысяч гостей (при численности горожан 3—4 тысячи человек). В учреждённое в 1826 году Лебедянское скаковое общество вошел цвет российской аристократии, а вскоре в левобережной части города появился первый в России ипподром с регулярными бегами. Подтолкнул ярмарочный процесс и создание Лебедянского общества сельского хозяйства (1847 г.), способствовавшему развитию в регионе земледелия и аграрных технологий.
Отдельная захватывающая тема — семь чудес Лебедяни, среди которых легендарная Тяпкина гора с пещерами и сокровищами атамана Тяпки, древний Свято-Троицкий монастырь, подаренное монастырю Петром I двухпудовое Евангелие, липовые аллеи и потайные, высотой в человеческий рост облицованные плитами городские подземные ходы…
Слушаешь и думаешь: в чём же таки притягательность Лебедяни? Лучший ответ дал выдающийся лебедянец Евгений Замятин, в юности называвший её болотом, из которого надо бежать, сломя голову. А когда постранствовал, пожил в лондонах-парижах из его уст прозвучало щемящее откровение: «Москва и Петербург — это Россия, а Лебедянь и Елец — это Русь».
Англичанин из Лебедяни и другие
В «Автобиографии» Замятина читаем: «По самой середине карты кружочек: Лебедянь — та самая, о какой писали Толстой и Тургенев. В Лебедяни — родился (1884). Рос под роялем: мать – хорошая музыкантша. Детство — почти без товарищей: товарищи – книги… Гоголь — был другом». По образованию Замятин — кораблестроитель, строил ледоколы… Но славу обрёл в литературе. Когда в 1913-м в столичном журнале «Заветы» была напечатана его повесть «Уездное» с картинками и нравами патриархальной лебедянской жизни, Корней Чуковский сказал: «Родился новый Гоголь». Судьба Евгения Ивановича драматична. Знаменитая антиутопия «Мы», где предсказаны тоталитарные режимы и обезличивание человека, вышла в Нью-Йорке в 1924-м, у нас —
60 лет спустя. «Самая моя шуточная и самая серьёзная вещь», — говорил он. Этот роман — сигнал о двойной опасности, угрожающей человечеству: от гипертрофированной власти машин и гипертрофированной власти государства. Американцы много писавшие о нью-йоркском издании, не без основания увидели в нем критику фордизма. На Западе интерес к Замятину высок по сей день. Профессор Оксфорда Джули Куртис приезжала в лебедянский дом семьи Замятиных, чтобы увидеть все своими глазами, порыться в архивах. Итогом её дотошных исканий стала подробная биография писателя «Англичанин из Лебедяни» в 2020-м изданная на русском.
Лебедянцы гордятся прославившими их край столпами духа и культуры. Отсюда родом Св. преподобный Силуан Афонский. Он считал, что газеты приводят ум в смущение, и правды из них всё равно не узнаешь, а молитва очищает ум. Наставлял: «Молись просто, как дитя, и Господь услышит тебя, ибо Господь наш настолько милостивый Отец, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем…». Великий молитвенник появился на свет в селе Шовское, где часто проводил лето народный артист СССР Константин Игумнов. Выдающийся пианист и педагог никогда не расставался с пакетиком родной лебедянско-шовской земли. Он создал собственную школу исполнительского искусства под девизом: «Исполнять просто, естественно и правдиво». Лебедянцы готовятся к грядущему в следующем году 150-летию Константина Игумнова.
В Лебедяни бывал поэт Алексей Кольцов. Михаил Пришвин навещал здесь родственников — тетку и брата, работавшего в районной больнице. Закончив «Мастера и Маргариту», летом 1938-го в Лебедяни отдыхал Михаил Булгаков. По приглашению Замятина в последний год своей жизни сюда приезжал Борис Кустодиев. «К приезду для него была найдена квартира — две комнаты с балконом в белом одноэтажном домике, окнами на уличку, густо заросшую травой. Перед балконом ходил привязанный к колышку белолобый теленок, важно переваливались гуси. В базарные дни, распугивая гусей, тарахтели телеги, шли пешком пестропанёвые бабы из подгородных сел, — вспоминал Замятин. — Одним концом уличка упиралась в голубую, наклоненную, как пизанская башня, колокольню елизаветинских времен, а другим — в бескрайние поля. Это было «настоящее», это была — Русь». С балкона того дома на улице Елецкой Кустодиев написал три акварельные картины, хранящиеся в Третьяковской галерее, Русском музее и частной коллекции.
Дела музейные
Юрий Первицкий заведует историческим отделом Лебедянского краеведческого музея им. Петра Черменского. Много лет музей служит просвещению и душевному общению лебедянцев разных поколений – от школьников и студентов до садоводов-огородников, создавших при нём клуб, возрождающий традиции Лебедянского общества сельского хозяйства середины XIX века. «Живем скромно, спонсоров, как у Эрмитажа или Третьяковки у нас нет. Но марку держим, — говорит Юрий Петрович. — Писатели, художники, предприниматели заряжают творческой энергией наши вечера, выставки, презентации. Всегдашние активисты-заводилы — поэты Виктор Королёв, отслуживший 25 лет на Байконуре, и Владимир Башарин. Сейчас в музее развернута экспозиция Ольги Ждановой, расписывающей вазы, шкатулки в необычной технике. В память о Генеральном конструкторе пилотируемых космических программ Евгении Анатольевиче Микрине, который учился в школе, располагавшейся в нынешнем здании музея, устроили «космический уголок». Вдохновляемся и сотрудничеством с турфирмами разных городов. Экскурсии по Лебедяни для москвичей, воронежцев, туляков, самарцев, рязанцев всегда полны новых впечатлений».
Чем потчуют гостей
Лебедянский Бродвей — улица Мира, — бывшая Христорождественская, где стоял Христорождественский храм (до 1948 года), располагались земская управа, приходское училище, первый книжный магазин и украшающие город и сегодня торговые ряды. Вас непременно поведут к величественному с 60-метровой колокольней пятиглавому Ново-Казанскому собору — из пяти сохранившихся церквей он самый крупный. Покажут бывшую рыбную лавку купца Маслова (ТД «Щука») с осетром-флюгером на крыше, купеческие дома на улице Советской с коваными ажурными решетками на козырьках и балконах. Завершается прогулка обычно набережной Дона, благоустроенной в 2013-м на средства депутата Госдумы Николая Борцова, возглавлявшего в советское время Лебедянский консервный завод, который они вместе с сыном превратили во флагман пищевой промышленности страны. Теперь это лидер сокового рынка ОАО «Лебедянский», принадлежащий (с 2008 г.) компании PepsiCo.
В сегодняшней 20-ти тысячной Лебедяни работают ещё несколько успешных предприятий: машиностроительный завод по производству нефтяных насосов, заводы «Строймаш», «Бипласт» и выпускающий картонную тару «Бипак». Неподалёку от города расположен сахарный завод. Семьсот тонн молока перерабатывает в сутки «Лебедянь молоко». Деталь в молочную тему из прошлого века: Андрею Белому, посетившему во время свадебного путешествия в 1932-м году Лебедянь — поводом была встреча с сестрой его жены, находившейся здесь в ссылке, — понравились не только лебедянские окрестности, но и местная снедь. Вот как хвастался он в одном из писем: «Мы с Клавдией Николаевной заканчиваем наш воистину «медовый» месяц в Лебедяни, – «медовый», потому что «медовая» жизнь, «медовый» воздух (есть и «мед», но больше «творогу», который уничтожаю в огромном количестве и мог бы назвать наш месяц — «творожным»)… и решительно не желаю покидать ставшую мне милой Лебедянь… Лебедянь живописнейший изо всех мною виданных городков; он расположен высоко, над обрывом; обрыв — над Доном; Дон — тихий; Лебедянь утопает в садах; город переходит в утопающую в зелени деревню, выходящую в поле; а — там-то, а там-то!.. На десятки верст – ширь, ветер; и — заря, заря. Но мой удел полемизировать, — на этот раз с Тургеневым: и тут он сфальшивил, объявив Лебедянь неинтересным городом: я видел — Петровск, Аткарск, Орёл, Карачев, Ефремов, Спасск, Арзамас, Клин и столько ещё городишек! Но только Лебедянь — очаровательна».
Заповедные тропы
Один из любимых маршрутов Юрия Первицкого — экологическая тропа к Кураповским скалам и останкам первой в районе гидроэлектростанции на Мече-реке. Кураповская ГЭС работала на гидротурбине в 130 лошадиных сил и генераторе в 90 квт. Первый ток кураповцы получили 1 июня 1926 года. Вскоре сопровождаемая ликованием «лампочка Ильича» зажглась и в соседних селениях. Прежде-то молотили зерно цепами до поздней осени, а электрификация позволила быстро обмолотить 17000 копён. Такая невиданная производительность вызывала трудовой и эмоциональный подъём.
Не зря птица-Лебедь в русской мифологии — владелица живой воды и молодильных яблок. Природа вокруг бывшей ГЭС и сегодня на удивление вдохновенна. Утопающие в зелени поляны, уютные пляжи и главное богатство — роскошные сады. В трёх километрах отсюда полуторавековой Свято-Димитриевский Илларионовский монастырь с мощами затворника Иллариона Троекуровского. Материально же тут все держится на «Агрофирме им. 15 лет Октября» — ведущем российском производителе яблок и ягод (клубники, малины, смородины).
Когда зацветают яблоневые сады, вишня, черёмуха, сирень, все соглашаются, что в Троекурово как в раю: запахи пьянят, бело-розовые трепетные одежды деревьев завораживают. И дух во всей округе разлит волшебный.
Сейчас на древней лебедянской земле такая пора.
Татьяна СЕМЁНОВА.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий