Комментариев пока нет
Театр или балаган?
Доронина Татьяна Васильевна
Доронинский набат о судьбе русского театра (см. «Слово» № 13 / 2021 «Т. Доронина: Владимир Владимирович! Спасите русский театра! Его убивают»), наконец, разбудил общественность. Недавние скандалы, как, например, во МХАТ им. Горького в связи со спектаклем «Чудесный грузин» о молодом Иосифе Сталине, где одну из ролей сыграла Ольга Бузова, или в «Современнике», где одна из главных героинь спектакля «Первый хлеб» в исполнении Л. Ахеджаковой, в своём пресыщенным безобразным матом монологе буквально плюнула в душу всем поколениям ветеранов, лишь подтвердили тревогу великой актрисы. Соответствующее заявление главы «Офицеров России», Героя России, генерал-майора Сергея Липового было направлено в Генпрокуратуру РФ, мэрию Москвы и руководству «Современника». А руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин в связи с обращениями представителей общественности поручил изучить и дать оценку приведённым фактам.
Не остался в стороне и Общественный совет при министерстве культуры РФ. «Мы в ближайшее время будет проводить общественные слушания, общественный совет при министерстве культуры по вопросу репертуаров театров в части соответствия из недавно утверждённой Путиным стратегии национальной безопасности, в которой есть огромный раздел, касающийся сохранения ценностей духовно-нравственных, патриотических, конкретно все это прописано», — заявил председатель Совета Михаил Лермонтов. «Именно общественные структуры должны взять на себя сегодня роль общественных контролеров, не цензоров, а контролёров соответствия информационной среды тем параметрам, которые заданы теперь и в указе президента», — пояснил он.
Тут же из либеральной тусовки посыпались протесты и даже угрозы. На своей странице в LiveJournal Святослав Рыбас прокомментировал такую реакцию следующим образом: «Раздувается противостояние Министерства культуры с Общественным советом (ОС) при Министерстве культуры. Министр Ольга Любимова имела неосторожность заявить, что она и её ведомство против цензуры, за которую якобы выступает ОС, намеревающийся проверить репертуары театров.
На самом деле никто в ОС про цензуру и слова не сказал. Речь идет об исполнении Указа президента В.В. Путина № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», в котором, в частности, сказано: «93. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается путем решения следующих задач…
Поскольку влияние театрального репертуара на общественные настроения бесспорно, он воспринимается как образец высокой культуры, возникает естественный вопрос: оправдано ли государственное финансирование подобного явления? Речь не о запрете, никак не о цензуре, а государственной политике в сфере культуры, за которую отвечает ведомство Ольги Любимовой. И об исполнении Указа президента.
Те, кто понял, чем это им грозит, подняли шум о грядущей цензуре, предлагая отвлекающую тему. Министр, не разобравшись, поспешила заявить, что она против цензуры, что и требовалось встревоженным последователям Сальери. Об Указе она не сказала ни полслова.
Господа, делайте, что хотите (не нарушая, конечно, общественной морали), но только за свой счёт! Зачем вам государство в качестве «болвана» (термин в преферансе).
Сейчас ОС проводит консультации с творческой интеллигенцией, политиками, юристами и готовит обсуждения назревших вопросов с приглашением всех заинтересованных сторон, с участием СМИ.
Между прочим, Следственный комитет России выразил желание (о, ужас!) участвовать в изучении проблемы. Уверен, что Министерство культуры примет поддержку общества с благодарностью».
Тем не менее, инициатива Общественного совета встретила самую широкую поддержку и одобрение. Прекрасной иллюстрацией тому стала публикация на tsargrad.tv Владимира Хомякова, которую в сокращении приводим ниже.
Общественный совет при Министерстве культуры по предложению своего председателя Михаила Лермонтова решил провести слушания по проверке репертуара ряда театров на предмет соответствия оного утверждённой президентом «Стратегии национальной безопасности», пишет автор. Либеральная братия бьётся в истерике, зато у всех прочих появилась надежда, что непотребства, содомию и глумление над Родиной и её историей уберут, наконец, с театральных подмостков.
Поводом для проверки послужила скандальная постановка Бениамина Коца «Первый хлеб» в московском театре «Современник». В спектакле этом пресловутая «свобода творчества» развернулась во всей своей неприглядности: тут тебе и нежно лобызающиеся на сцене гомосексуалисты, и матерящаяся Лия Ахеджакова, героиня которой глумится и куражится над могилой героя Великой Отечественной войны. Правда, после начатой СКР по заявке ветеранских организаций проверки скандальный ахеджаковский монолог несколько скорректировали, но, как говорится, «осадочек остался». А главное, никуда не делась вызвавшая эту мерзость тенденция.
Очень правильно, что инициативу взял на себя именно Общественный совет, ибо начни подобную проверку само Минкультуры, обвинений в «насаждении цензуры» было бы куда больше. Ведь любимый приём либеральных «напёрсточников» – сводить любую попытку прищемить им хвост к конфликту Государства (которое – Минкульт) и Общества (которое – они и защищаемые ими «свободные художники»). На сей раз не выйдет: Общественный совет – на то и «общественный», чтобы выступать в диалоге с госструктурами от имени Общества.
Одним из инициаторов проверки стал, в частности, писатель и драматург Святослав Рыбас (автор блестящей пьесы о Столыпине, идущей на сцене МХАТ имени Горького), опубликовавший в «Литературной газете» колонку под заголовком «Толстой без защиты». Где он с возмущением сообщает, что в поставленной англичанином Грэмом Виком в знаменитой Мариинке опере Сергея Прокофьева «Война и мир» освободительную Отечественную войну представляют, как тысячи гробов; героев Льва Толстого – как не вполне нормальных (с западной точки зрения) людей. «Чего стоит трактовка Виком светлого образа Наташи Ростовой: проститутка», — написал Рыбас.
Случай далеко не единичный. Тот же Рыбас приводит скандальную, оскорбительную для верующих постановку Тимофеем Кулябиным вагнеровского «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета, балет «Анна Каренина» в постановке Джона Ноймайера в Большом театре, спектакль Константина Богомолова «Мушкетёры. Сага. Часть первая» в МХТ имени Чехова.
Сформировалось в театральной среде целое малопочтенное сообщество режиссёров, целью своей имеющих не донести до зрителя «разумное, доброе, вечное», а вызвать своей «нетрадиционной» постановкой скандал, на котором, что называется, «поймать хайп», попасть во все новости и таким образом повысить свою известность и продаваемость. Помните, как у мультяшной Шапокляк: «Хорошими делами прославиться нельзя»?! Приём, в сущности, не новый: говорят, в своё время Сальвадор Дали, чтобы поднять интерес к своей первой выставке в США, в присутствии прессы запустил камнем в витрину супермаркета на центральной улице города. Заплатил штраф, конечно, но наутро о нём и выставке написали все газеты.
Вот и эти «новаторы» ради денег и скандальной славы всё норовят запустить камень — то в Россию, то в Церковь, то в нравственные нормы. Скандальные Константин Богомолов, Кирилл Серебренников, Владимир Зайцев и прочие, заезжие англичане, а теперь ещё и поляк Бениамин Коц (режиссёр «Первого хлеба») задают у нас совершенно новые театральные стандарты, вполне соответствующие эпохе потребительства (хорошо то, за что платят) и по своей внутренней сущности мало чем отличающиеся от бесовских плясок в храме тех же «Пусси Райот».
Именно поэтому, как заявил Михаил Лермонтов, «Общественные структуры должны взять на себя сегодня роль общественных контролёров, не цензоров, а контролёров соответствия информационной среды тем параметрам, которые заданы теперь и в указе президента». А более широко – заданы в ценностях, миропонимании и нравственных нормах всей Русской цивилизации, глумиться над которыми этой узкой прослойке нравственных деградантов никто не позволял. И не позволит впредь.
Что касается массовой истерики либералов по поводу «введения цензуры», «театроведов в штатском», а в перспективе — и «казаков с нагайками», то напомним поборникам сомнительной творческой вседозволенности, что как нельзя гадить в своём доме, оскорбляя тем самым ближних, так же нельзя гадить в собственной стране, издеваясь над чувствами и нравственными нормами абсолютного большинства её народа. Нельзя в ЛЮБОЙ стране! Если некий «свободный художник» вздумает ставить в Израиле весёлую комедию о жертвах Холокоста или бродвейский мюзикл в США, бичующий чернокожих погромщиков из BLM и разнообразные секс-извращения, то его, мягко говоря, не поймут. И быстренько «закроют» – как режиссёра. А, возможно, и просто «закроют».
Что же до «казаков с нагайками», то не будем забывать, что разного рода общественные активисты включаются в процесс обеспечения демократического права большинства устанавливать нравственные нормы и «правила игры» для всех там и тогда, когда государство и его правоохранительная система не могут или не хотят сделать это по закону.
Если кто-то забыл, то в 2003 году пятеро прихожан одного из московских храмов разгромили в «Сахаровском центре»* омерзительную антиправославную выставку «Осторожно, религия!». И ведь никого из них не посадили тогда: адвокаты легко доказали, что имело место вынужденное действие, направленное на пресечение вопиющего нарушения закона (ответственности за оскорбление чувств верующих никто не отменял) организаторами данной выставки. При том, что правоохранительная и судебная системы, обязанные это пресечь, из опасений реакции «либеральной общественности» скромно стояли в стороне. Имеют же право, например, вмешаться граждане, если на их глазах маньяк насилует женщину, а стоящие рядом полицейские, отвернувшись, делают вид, что ничего не происходит!
Так что нынешняя инициатива Общественного совета призвать к порядку особо распоясавшихся любителей эпатажных провокаций — это как раз способ не допустить прихода в их театр рано или поздно каких-нибудь «казаков с нагайками», делает вывод Владимир Хомяков.
Как нынешний разговор о репертуарной политике театров, намеченный Общественным советом при министерстве культуры РФ, перекликается с беспокойством Татьяны Васильевны Дорониной о превращении МХАТ им. М. Горького, да и всего русского театра — в «хулиганский, извращённый, пошлый развлекательный эстрадно-цирковой балаган».
* Внесён в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий