Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
28.02.2014
Приватизация и деприватизация в истории России «Прошлое толкует нас…»
Парадокс в том, что всё это мы знаем, но знаемое не есть познанное! Поэтому анализ известных событий нашей истории под углом зрения современной приватизации и цивилизационнокультурного кода жизни России может обрисовать в общих чертах возможный исход и современной, четвертой в истории России приватизации; обрисовать судьбу самих приватизаторов и показать неизбежность ДЕПРИВАТИЗАЦИИ в нашей стране. Ведь всё это уже происходило в одном и том же геополитическом пространстве — в России!
Начнем с первой, княжеской «приватизации» — с дробления Русской земли и превращения уделов в частную собственность. Это изменение в их деятельности положило начало т.н. векам удельной раздробленности с последующей гибелью древнерусской цивилизации.
Следовательно, до этого акта Русь придерживалась принципа единой общенародной собственности, была развитой цивилизацией с довольно сильным центром, то есть государственностью: властью старшего князя, «сидевшего» в столице Древней Руси, в Киеве. Ему подчинялись все другие земли и правившие в них князьяродственники. В их обязанности входили управление, суд, сбор налогов и защита общенародной собственности — Русской земли. Для прекращения перемещений по землям всего рода князей и конфликта разных принципов наследования в 1097 году на съезде в Любече князья договорились и записали — «Пусть каждый держит свою землю», то есть правит постоянно своей частью Русской земли – уделом.
Из летописей, истории, «Слова о полку Игореве» мы знаем, как частная собственность на уделы изменила русских князейрыцарей интеллектуально, нравственно и духовно. Пробужденные ею «фурии частного интереса» — неуёмная жажда наживы и стягивания богатств в свой удел для своих детей — погасили высокие идеалы и стремления князей защищать Русскую землю! Князья СевероВосточной Руси осваивали и обустраивали край, копили богатство в уделах и сокращали средства на оборону всей Русской земли. Как частные собственники, они не хотели тратить свои силы и средства на оборону. Более того, они развязали борьбу за более богатые и безопасные земли, и, как свидетельствуют летописи, бывшие светозарные рыцаризащитники, став частниками, более двух веков будут истощать Русь усобицами, грабя уделы, истребляя людей и ослабляя Русь. Причину этого уже тогда понимал русский народ, как и то, что Русская земля – это высшая, великая ценность, а князья изза «малого», низкого воюют за материального богатства. В «Слове…» читаем: «Тогда при Олеге Гориславиче, … в княжеских крамолах сокращались жизни людские… Борьба против поганых прекратилась… Ибо сказал брат брату: «Это моё и то моё же». И стали князья про малое «это великое» говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую». И даже когда пришла смертельная угроза в лице организованной Орды, князья не объединились, каждый удел защищался и погибал по отдельности. Следовательно, прежде всего по вине первых «приватизаторов», князей — удельных собственников, погибла цветущая цивилизация Древней Руси. Накопленное в частных уделах богатство не послужило её развитию, досталось Орде, которая на завоевании и ограблении богатства других народов станет «Золотой». По вине князей русский народ ещё 250 лет будет работать на Орду. Цивилизация и культура русского народа придут в глубокий упадок, образование, наука, техника и искусство России на 500 лет отстанут от стран Запада.
Драматично складывалась участь и самих приватизаторов. Первую их генерацию завоевателикочевники перебили при первом разгроме Руси; их потомков ханы превратили в «служебников», почти в рабов, вынуждая гнуть «выю» и задаривать ханов, их мурз, ханш для получения ярлыка на свой же удел!
Так, перестав отдавать силы и средства на оборону Русской земли, князья будут долго кормить чужую армию, своих завоевателей!
Деприватизация княжеской собственности начнётся под влиянием объективных условий России: за 200 лет выплаты дани Орде и деления удельных земель между детьми основная масса князей обеднеет, их амбиции угаснут вместе с сокращением богатства. Обедневшие князья будут искать не усобиц, а защиты и переходить под руку возвышающейся Москвы – нового центра встававшей из пепла русской цивилизации, они превратятся в новый социальный класс — дворян. А великие московские князья, от Ивана Калиты до Ивана IV Грозного будут ещё долго осуществлять деприватизацию — скупать и собирать земли обедневших князей в государственный фонд и раздавать её тем же князьям, но уже для военной службы государству.
В свете этих процессов понятно, что Иван Грозный будет наказывать, казнить, переселять богатых аристократовсобственников за предательство и сопротивление формированию единой центральной власти и единого государства.
Параллельно, под влиянием тех же факторов – природных условий ВолгоОкского междуречья или СевероВосточной части Руси — в земледелии произойдут глубокие изменения — от свободного владения крестьяне добровольно откажутся и перейдут к общинному владению землей, то есть, чтобы не разориться, не потерять землю, передадут право собственности, право распоряжения своей пахотной землей общине. «Во всех регионах России... свободнозахватная форма собственности перешла в общинную. Только в Малороссии свободнозахватное землевладение развилось в частное… (Кауфман А.А. Русская община в процессе её зарождения и развития. М.,1908). Так великими князьями создавалась государственная собственность, а крестьянством – общинная, в целом — спасительная для России многоукладная модель собственности. В сфере ремесла и торговли сохранилась частная собственность, но когда было надо государству, права частных собственников нарушались, их подчиняли интересам государства. Все сословия были введены в служение – самоограничение и отдачу в интересах жизни и развития целого – страны, государствацивилизации России.
Следовательно, приватизация, становление частной собственности князей привели древнерусскую цивилизацию к гибели; упадок же её, трансформация в государственную и общинную, стали предпосылками возрождения России.
Вторым циклом приватизации Россия обязана Петру III, который полностью освободил дворян от службы и передал служебные земли вместе с закреплёнными на них крестьянами в их полную собственность. Так, в середине XVIII века в России было введено полурабство в отношении соотечественников!
Эта аномальная рабовладельческая приватизация изуродует общество России, проложит такую глубокую социальную и культурную пропасть между дворянами и крестьянами, превратит их в таких непримиримых врагов, что со временем одному классу придётся уйти с исторической сцены.
Этой приватизацией император Пётр подписал смертный приговор дворянству и заложил в социальный организм России предпосылки для всех дальнейших тяжелейших катаклизмов. Как хозяйствовали «благородные», «потомственные» и «наследственные» дворянеприватизаторы, хорошо показано классиками русской истории и современными исследователями. Однако нас интересует, каким был исход этой дворянской приватизации в целом? Кто осуществил деприватизацию?
Она шла трудно и заняла несколько этапов – восстание Е. Пугачева, освобождение крестьян Александром II и окончательное завершение её осуществит революция 1917 г.
Богатство же дворянсобственников, как и удельных князей, на пользу России не пошло. Воплощённое в их усадьбах с венецианскими зеркалами и залами «для великолепия» и в прочей пустопорожней роскоши, оно было вывезено дворянами в Европу, проедено и промотано там или сгинуло на заснеженных просторах огромной России, не послужив развитию русского народа.
Повторили и сами приватизаторы судьбу удельных князей. Доведённые до крайности их «хозяйствованием» и рабовладельческим «обхождением», крестьяне начнут поголовное истребление дворян в пугачёвское восстание. Окончательно эту задачу они решат в ходе Гражданской войны. К сожалению, от этой уродливой екатерининской приватизации, погубившей образованный класс дворян, большой урон понесёт и русский народ. Ведь вместе с классом дворянства уйдут из России знания, образованность, воспитание, полученные за счёт народа. Советской власти достанется полуразрушенная страна с 80% неграмотного крестьянства. Однако до советского проекта правители России ухитрятся провести ещё одну приватизацию, да такую, от которой уже ничего не останется от царскодворянской России.
Третью приватизацию провели Николай II, Витте и Столыпин. В общественном сознании до сих пор нет полной ясности. Почему, если, как упорно твердят патриотымонархисты и либералы, эти реформы дали России чудесные результаты, то завершились они таким сокрушительным разгромом собственников и института частной собственности в России? Ведь в Гражданской войне будет сметен, «сойдёт на нет весь класс имущих» (Боханов А.Н.)? Действительно же чудесный подъём России и её переход в высшую реальность начнет осуществлять советский проект, который и прекратит, остановит начатую Витте и Столыпиным тотальную приватизацию в России и разрушение кода русской цивилизации.
Вследствие того, что за сто лет своего рабовладельческого хозяйствования дворяне ничего для страны не создали, не провели никакой модернизации, капиталы проели и промотали за границей, модернизацию в России пришлось проводить на иностранный капитал. К 1916 г. в руки к иностранцам перешло: 91% добывающей промышленности, 42% — обрабатывающей и 50% — химической (А. Спундэ). К 1914 году иностранцы владели в России 3 658 598 десятинами земли».
Фактически у 90% русского народа, у трудящихся к этому времени уже никакой собственности в России не оставалось, следовательно, в 1914 г. нечего рабочим и крестьянам было и защищать, так как генерации старых и новых приватизаторов всё отняли у народа! Монархия же это допускала, а церковь равнодушно взирала и… занималась новыми канонизациями. Страна уже бурлила, мятежи сменялись мятежами, забастовки – забастовками. Чтобы остановить надвигавшуюся катастрофу монархист В.Шульгин призывал царя вернуть крестьянам хоть часть земли и защищать рабочих от хищничества западных капиталистов! Никто ничего не слышал, двор упивался балами (М. Палеолог), «помазанник» был озабочен наследником…
Тотальное внедрение частной собственности на рубеже ХIХ—ХХ вв. объясняет и истоки культа индивидуализма, разлившегося в творчестве Серебряного века. Верхние слои художественной от служения народу интеллигенции резко развернутся к пропаганде служения «искусству», «красоте», «самовыражению», то есть начнут обслуживать интересы и идеалы западной индивидуалистической буржуазии. Отсюда понятна судьба многих творцов эпохи — художников, поэтов, писателей, феномен знаменитого «философского парохода». Хотя многие тогда предчувствовали, предвидели надвигающуюся на Россию социальную катастрофу, но разрыв с народом, не знавшим грамоты, разрыв с культурной традицией России прошёл точку невозврата.
Как и многие другие русские мыслители, Н.А. Бердяев осмыслит и признает, что «трагедия, постигшая верхний, утонченный культурный слой России, была расплатой за социальное равнодушие творцов культуры», их раскол с народом.
Исход третьей приватизации известен – награбленные в России богатства западные собственники переведут за границу, сами сбегут туда же, когда запахнет революцией; созданная ими промышленность обветшает за годы разрухи, и её придется поднимать Советской власти.
В свете сказанного здесь ясно, почему произошла в 1917 г. революция и что осуществлялось сразу после неё советским проектом – проводилась ДЕПРИВАТИЗАЦИЯ, шло восстановление спасительной для России модели собственности: государственной и общинной! Частная же её форма оставила такую память народу, что ни о каких её формах вопрос не ставился все годы Советской власти.
Общие выводы из прошлых ТРЁХ приватизаций напрашиваются сами. Ясно, что все три частнособственнические реформы в истории России, разрушавшие или нарушавшие многоукладную, сложную модель собственности, неизбежно и неотвратимо завершались переходом к фазе ДЕПРИВАТИЗАЦИИ.
Словно ради сохранения России ей Свыше давались генииправители (Иван Грозный, Петр Великий, И. Сталин), интуитивно приходившие к тому, ЧТО надо делать для её спасения и возрождения. А делали они всегда одно и то же: восстанавливали государственную и общинную собственность; подчиняли частную собственность государству, нуждам страны в целом. Поэтому не в силу отсталости сознания народа или «произвола» правителей, а в силу объективных причин частная собственность так и не обретёт в России статуса «священной и неприкосновенной» (Э.С. Кульпин, Л.В. Милов и др.).
Удивительно повторялась и судьба самих частных собственников – они погибали или физически, или социокультурно (покидая Россию), в лучшем случае — трансформировались в новую социальную группу, с новыми общественными функциями.
На основе изложенного особенно очевидно, что собою представляет современная, четвертая модернизация и приватизация, начатая в 1990е годы. Её целью было сломить советскосоциалистический проект развития России. Поэтому она также началась с уничтожения государственной и общинной собственности и тотального внедрения частной собственности на все богатства, созданные руками русского народа.
Результаты разрушения грандиозны! Уничтожена промышленность и подорвана обороноспособность России. Идет полномасштабная колонизация России массами лишнего, не нужного на «земле своих предков» населения «разной» с русским народом «этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности…» — мигрантами. Бесспорно, современная приватизация запустила на полную мощь программу цивилизационнокультурного уничтожения России.
Однако, исходя из прошлого, которое «толкует нас…», было бы большим благом для России и мира, если бы современная приватизация собственности русского народа и сами приватизаторы не повторили судьбу прошлых приватизаторов, не довели страну до прошлых ДЕПРИВАТИЗАЦИЙ. Тех, которые, как мы теперь знаем, проводил Иван IV Грозный, Петр I, Е. Пугачёв с крестьянами, Гражданская война и коллективизация!
Благом для России стало бы своевременное осознание нашими приватизаторами, что частная собственность — это не их личное достояние и не награбленное богатство. Собственность, любая, всегда есть, по своей сущности, только общественно необходимый труд, работа по организации и управлению производством, по приращению богатства родной страны.
Многие русские философы хорошо поняли это, к сожалению, уже после революции. Они разработали функциональную концепцию собственности. В связи с нею С.Л. Франк писал, что «частный собственник должен осознать, что обеспечение его прав осуществляет общество, поэтому он должен также осознать себя слугою государства, отправителем служебной функции в целостном организме народной жизни». Они пришли также к выводу, что в условиях России функционирование частной собственности без государственного и общественного нравственного контроля не имеет шансов. А правовед и философ Н.Н. Алексеев даже предвидел, что «если в России на развалинах коммунизма вырастет новый капитализм, в ней неизбежно возникнет новое рабочее движение, которое, по всей вероятности, должно скоро выкинуть социалистическое знамя, то есть снова объявить войну частной собственности» («Русская философия собственности»).
Следовательно, только став организаторами и управителями общенародных богатств России, современные приватизаторы могут начать служить русскому народу, превратятся в державников, государственников и включат код возрождения России.
доктор культурологии,
член президиума СРН.
Ростовна Дону.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий