Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
19.07.2019
Правда и ложь знаменитого живописца
Картина «Бурлаки на Волге» хорошо знакома каждому из нас, и все равно останавливаешься около нее на долгое время. Перед нами непридуманная народная жизнь; не от хорошей участи впряглись эти люди в тяжелую, изнурительную лямку на весь летний сезон. Никому из них не позавидуешь. Каждого из героев художник написал с натуры, они как живые, поэтому полотно так притягательно. Полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — еще один пример того, как Илья Репин ответственно относился к своей работе, как скрупулезно изучал жизнь тех героев, которых он изображал, а также ту эпоху, в которой они жили. Запорожские казаки умели не только хорошо воевать, но и с юмором, с едкой издевкой отвечать на письмо турецкому султану, который не раз бывал свидетелем неотразимой мощи казацких атак.
Я был рад, что на выставке отсутствовало полотно «Иван Грозный убивает своего сына» (оно находилось на реставрации). Дело в том, что Репин написал эпизод, которого никогда не было и не могло быть. Царь Иоанн Грозный был глубоко верующим православным христианином, боялся греха. Автор этой грубой и страшной лжи — иезуит Антоний Поссевино, ярый враг православия и России. Жаль, что историк Николай Карамзин поверил этой клевете и рассказал о ней, а Илья Репин подхватил мрачную небылицу.
Что касается произведений на духовные темы, то тут Илья Репин хромает как на правую, так и на левую ногу. Например, картина «Крестный ход в Курской губернии». Существует сложившееся мнение, что картина изображает Крестный ход с чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери в девятую пятницу по Пасхе. На переднем плане мы видим громадную деревянную будку, внутри которой горят свечи; чуть дальше две женщины несут… пустой киот от иконы, а сама чудотворная икона находится почему-то далеко позади, и ее несет… надменная барыня, одетая скорее на званый обед, чем на далекий Крестный ход. Один из конных полицейских, охраняющий «чистую» публику от «серой», замахнулся плеткой, намереваясь огреть простолюдина...
Всё изображённое — откровенная и грубая ложь. Чудотворная икона Божией Матери всегда находится впереди Крестного хода, и её несут священнослужители. Киот от иконы в Крестном ходе не носят. Полицейские никогда и нигде не будут избивать плетками участников Крестного хода, инвалидов не отгоняют от святыни. Любой Крестный ход – это торжество духа, большая духовная радость и ликование, а в репинской картине что-то не видно ни того ни другого. Одним словом, Репин создал ехидную и злорадную карикатуру на Крестный ход. Господь дал Репину большой талант. Правильно ли он его использовал? Как видим, только отчасти.
Николай КОКУХИН.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий