slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Послекрымский консенсус

14 сентября был поставлен своего рода рекорд: ни в 1990-х, ни в 2000-х никогда не избирали сразу столько губернаторов в один день голосования — в 30 субъектах Федерации. 
Всего в губернаторских кампаниях этого года участвовали 138 кандидатов, только двое из них — самовыдвиженцы (оба в Кировской области), остальные 136 кандидатов были выдвинуты партиями. Как отмечают эксперты, партийное представительство увеличилось вдвое: в прошлом году муниципальный фильтр прошли кандидаты 12 партий, в нынешних выборах участвуют выдвиженцы 24 партий. Это, по словам экспертов, свидетельствует о реальном развитии политической конкуренции.

На первом месте по числу кандидатов партия ЛДПР: либерал-демократы участвовали в 29 из 30 губернаторских кампаний этого года. На втором месте ЕР — кандидаты от партии власти участвуют в 28 субъектах — кроме Кировской и Орловской областей. КПРФ выдвинула кандидатов в 24 регионах, а «Справедливая Россия» вышла на старт лишь в 17 губернаторских кампаниях. Из числа малых партий особенно выделились «Патриоты России», у которых семь кандидатов. «Гражданская платформа» представлена четырьмя, а «Зелёные» — тремя. Ни один кандидат РПР-ПАРНАС и партии «Яблоко» не участвовал в выборах глав субъектов. В каждом из 30 регионов на место главы субъекта претендовали в среднем 4—5 кандидатов.
Досрочными в полном смысле этого слова стали кампании лишь в Санкт-Петербурге, Волгоградской, Вологодской, Самарской и Мурманской областях, где плановые выборы глав субъектов должны были состояться только в 2016—2017 годах. В Питере с громадным отрывом победу одержал С. Полтавченко, которому газета «Ведомости» (детище «Уолл-стрит джорнэл») уже много месяцев прочит скорую отставку.
Без сенсаций
Сенсаций на выборах по большому счёту не было. Послекрымский консенсус явно довлел над умами избирателей. На фоне украинского кризиса московские выборы явно уходили на второй, а то и на третий план. Итоговая явка составила 21,04% — рекордно низкий результат за всё время проведения выборов в столице – несмотря на неоднократно сбрасываемые избирателям по мобильнику эсэмэски, обходы хворых и недвижных с досрочным вложением бюллетеней в урну. «Да ты, сынок, лучше знаешь, куды мне голосовать», — так примерно инструктировала очередная старушка пришедших к ней домой шустрых агитаторов из участковой избирательной комиссии. Но досрочное голосование не могло сколь-нибудь серьёзно повлиять на итоги выборов в Москве, ибо охватило не более 2 процентов от общего числа избирателей столицы.
Совсем недавно Мосгоризбирком утвердил новую схему избирательных округов в связи с переходом на одномандатную систему формирования городской думы. В новой нарезке, которая будет действовать 10 лет, город поделили на 45 территорий. Причём некоторые районы, в которых независимые и оппозиционные кандидаты имели высокий процент доверия, порезали границей округов буквально пополам, что не могло не сказаться на голосовании. Кстати, это – излюбленный приём в американских выборах: партия, находящаяся у власти в стране, округе или штате, регулярно, раз в несколько лет, кромсает границы, чтобы порадеть своим сторонникам и кандидатам. Называется это ужасным словом «джеримэндеринг» — от некоей весьма непривлекательной скалапендры, обретающейся в тамошних краях.
Госдума установила новый фильтр, по которому независимые кандидаты — так называемые самовыдвиженцы должны собрать 3% подписей от числа избирателей округа, чтобы получить право участвовать в выборном процессе. При этом у партийных кандидатов подобных ограничений нет. В крупнейшем округе надо было заручиться письменной поддержкой 5310 человек, а в самом маленьком — 4350.
Конечно, время учит, политическая квалификация всех участников избирательного процесса растёт, народ мудреет и набирается опыта, поэтому слишком откровенного жульничества, вроде масштабных «каруселей» и вбросов, не ждали. Но сказать, что все участники избирательного действа одномоментно стали ангелами, тоже было бы большим преувеличением. «Незаконные выступления перед профсобраниями, агитация в муниципальной прессе, искусственное создание инфоповодов, работа Департамента социальной защиты по агитации среди стариков и инвалидов, голосующих на дому, сомнительное привлечение соцработников к выборному процессу и даже подделка кандидатских дипломов — всё это останется в истории московских выборов, — отмечал один блогер.
Основная работа за избирателей была проведена на стадии отбора кандидатов. Отсев шёл жёсткий, в осадок выпали многие оппозиционеры, от которых скандального шуму в случае избрания было бы много. Например, Ольга Романова или та же Мария Гайдар, не смогли преодолеть фильтр с обязательными подписями. У правнучки замечательного уральского сказочника Бажова брак в подписях составил около 20 процентов при допустимой норме погрешности в 10.
Итоги в Москве согласно Бабурину
Вот, например, как распределились голоса в 5-м избирательном округе. Приводим рассказ выдвигавшегося по этому округу от КПРФ Сергея Бабурина, ветерана политических битв, овеянного штормами законодательных и революционных сражений последних 20 с лишним лет человека, в своё время поигравшего Ельцину всего четыре голоса в борьбе за пост главы Верховного Совета РФ:
— Из 176494 избирателей округа проголосовало 21,23% (показатель больше, чем средний по Москве — 21, 04%).
О.Сорока («Единая Россия») — 12196 чел., или 32,55%;
С.Бабурин (КПРФ, Патриотический фронт) — 9128, или 24,36%;
М.Кац (прозападная либеральная оппозиция) — 8613, или 22,99%;
Е.Морозова (ОДП «Яблоко») — 4066, или 10,85%;
В.Золочевский (ЛДПР) — 2260, или 6,03%.
Недействительные бюллетени («против всех») — 1205, или 3,2%.
Сразу скажу, соперники и их команды в целом работали достойно, исключение — завершающая стадия кампании, когда на М.Каца был обрушен компромат, а на меня — одна за другой волны чёрного пиара. То в виде якобы моей листовки, в которой я сообщаю, что не планирую работать в Мосгордуме, да и несу бредовые страшилки, то в виде броской листовки с подложным отречением от меня коммунистов. Тысячи листовок по всем трём районам округа.
Серьёзно, но не главное.
Главное — на середине избирательного марафона, увидев по замерам, что кандидат власти (Сорока) проседает, власть забыла о своих планах не вмешиваться и бросила в бой свой административный ресурс.
Помимо печати, где зарегистрированный кандидат везде «светился» рядом с заместителем мэра Хуснуллиным, его на любые мало-мальски значимые мероприятия вёл заместитель префекта. При этом усиленно распространялся слух, что «Бабурин договорился с А.Раковой», город-де ставит на него. К сожалению, не имею чести быть знакомым с этой интересной и уже легендарной женщиной, с С.Собяниным знаком, но не виделся много лет.
Социальным работникам было дано указание обзванивать 5 тысяч своих подопечных и ориентировать их на Сороку. Ориентир был дан и руководителям предприятий и учреждений. Так, встреча в Курчатовском институте была у меня сорвана, а на НПЦ им. Хруничева меня просто не пустили, сказав, что руководство «определилось», все работники объединения будут голосовать за Сороку. Попытки О.Д. Бакланова, последнего руководителя советского космоса, руководителя программы «Энергия»—«Буран», одного из моих доверенных лиц, переговорить с руководителем НПЦ по телефону успехом не увенчались. В течение недели его не соединяли и ему не перезванивали.
А голосование на дому по заявлениям, собранным вопреки закону за месяц до выборов? А то, что в день голосования на один из закрытых участков просто вообще не пустили ВСЕХ наблюдателей?
Кстати, на этом участке № 3789 за Сороку «проголосовали» 1330 чел., за меня — 78 отважных (Золочевский — 8, Кац — 16, Морозова — 17).
Это лишь некоторые штрихи к тому, что на финише честных выборов не получилось.
Примечательно главное (в чём и соль получившегося эксперимента!): даже с применением административного ресурса кандидат от «Единой России» получил лишь 32% голосов пришедших на выборы москвичей. А представители оппозиции (Бабурин, Кац, Морозова) — более 56%! Тут есть над чем думать власти!
Надо думать и патриотическим силам. Ведь людям задурили голову настолько, что, даже объединившись с левыми (КПРФ), мы получили в Москве за своего кандидата примерно столько же, сколько симпатизирующий бандеровцам соперник — около 25%. Конечно, часть патриотического избирателя дисциплинированно голосует за «ЕдРо», но это — слабое утешение.
Думаю, удовлетворены результатом «Яблоко» и ЛДПР, поскольку их кандидаты твёрдо удержали своего избирателя и в реальной борьбе обеспечили своим партиям преодоление барьера в 5%. Особенно результативны оказались труды «яблочников» (и самой Е.С. Морозовой), не зря я с 1994 года считаю их партию реально демократической. Не без либеральных завихрений, но это партия той части советской интеллигенции, что запуталась между эпохами.
Конечно, пыль осядет, и мы сообща определимся с общими выводами из прошедшей избирательной кампании. Пока лишь первые наблюдения.
Спасибо всем, кто отдал за меня свой голос! Спасибо соратникам и единомышленникам, которые помогали в этой непростой битве!
Конечно, ссылка на враждебный административный ресурс не отменяет и не оправдывает итога — сражение проиграно, поле боя за противником. Надо серьезней учитывать неизбежность властного вмешательства, да и вдумчиво проанализировать собственную работу, её недочеты и пробелы. Главное помнить: проиграно сражение, но не война. Битва за будущее России продолжается!
Московский выборный эксперимент состоялся.
Политтехнологии административного ресурса в 2014 году на выборах в Московскую городскую думу поднялись и одновременно опустились. Поднялись до новых тонкостей агитации, опустились до застарелой грязи черного пиара.
Мне грустно от одного: те скептики, которые высмеивали мои призывы поверить в возможность честных выборов, в очередной раз будут смеяться надо мной за доверчивость и будут не так уж не правы.
Но московский эксперимент состоялся. Противно ощущать себя подопытной лягушкой, но это так.
На материале нашего 5-го округа особенно интересно анализировать социально-политическую ситуацию в столице. Уроков и выводов много. Среди главных: со всем административным ресурсом партия власти набрала лишь 30% голосов явившихся избирателей, явилось 20%, итак, за власть — 6% граждан России — москвичей, имеющих право голоса.
Протестное голосование (Бабурин, Кац, Морозова) — более 60%! О тех, кто уже отрицает выборы как борьбу за справедливость и остается в день голосования дома — разговор особый!
Власти есть о чём думать.
Кому весело,
а кому-то грустно
Итоги вполне обрадовали «Единую Россию» — 38 мест из 45, КПРФ (5 мест по сравнению с 3 в прошлом созыве) и расстроили ЛДПР (1 место) и коалицию «За Москву», которая уповала на то, что уж одно-то место с Ярмольником ей точно обеспечено. Или даже два.
«Родина», которая прогремела на московских выборах с десяток лет назад вместе с Рогозиным, Глазьевым и Бабуриным, набрав тогда под 10 процентов голосов, теперь довольствовалась символическим — одним! — депутатским мандатом. Ещё одно подтверждение, как «призрачно всё в этом мире бушующем», как легки и мимолётны успехи, победы, триумфы и как быстро сходят на нет «замыслы с размахом, вначале обещавшие успех». Вот так и «вянет, как цветок, решимость наша, в бесплодье умственного тупика»...
Впрочем, коммунисты, либерал-демократы и представитель «Родины» могут составить оппозиционную коалицию, на что уже намекнул кто-то из соратников избранного с первого захода молодого Зюганова, симпатичного внука коммунистического патриарха, который ещё и сам, как Ленин, всегда молодой. Реального толку от этой коалиции, конечно, никакого, но пощекотать нервы правящему большинству и взлохматить законодательные будни она вполне способна.
Во фракции КПРФ есть такие замечательные люди, как народный артист России Николай Губенко, выдающийся актёр, руководитель театра Содружества актёров на Таганке и бывший министр культуры РФ. Человек многих достоинств, он на этот раз не без труда преодолел сопротивление многих соперников, но к удовлетворению своих сторонников вновь стал, говоря по-старому, гласным Московской городской думы. Кстати, это название русское, в отличие от мэров, префектов и прочих попугайных нововведений послесоветских лет.
Согласно принятым столичными депутатами поправкам, большинство депутатов нового созыва (35 из 45) будут работать в Мосгордуме не на профессиональной основе и бесплатно, напоминает агентство РБК. Зато они смогут совмещать законотворческую деятельность с основной работой. А число обязательных заседаний Мосгордумы сократиться до одного заседания в месяц.
Не успели, кажется, впервые провести выборы по всей стране в один день, как тут же некоторые из проигравших начали хныкать и печалиться. Раздались голоса, что неплохо бы поменять всё ещё раз, скажем, установить единый день голосования в марте. Почему? Да, дескать, потому, что в середине сентября одни ещё не вернулись с заграничного отдыха, а другие в такую погожую пору зарылись в дачных грядках и поехать в Москву голосовать никак не хотели. С. Миронов, чья «Справедливая Россия» сильно сдала свои позиции по сравнению с прошлыми выборами, как раз и был в первых рядах «реформаторов». Право, стоило бы хоть чему-то путному поучиться у тех же американцев, которые как определили первый вторник после первого понедельника ноября днём единого голосования, так и держат его без отклонений вот уже второе столетие подряд.
Любопытно, что театр Губенко очень по-своему прочёл старую и любимую поколениями юных зрителей сказку итальянского писателя Джанни Родари «Чиполлино». В постановке революции в конце сказки не происходит. Ходоки просто добираются до Его Высочества Принца Лимона и подают ему всеподданнейшую челобитную. Прочитав её, Принц отменяет все свои прежние несправедливые указы и остаётся дальше править своим волшебным королевством. Благородные фрукты остаются фруктами, а тупые овощи — овощами.
Что ж, эта постановка, кажется, по-своему предсказала рамки послекрымского консенсуса, который сложился в стране к настоящему времени. В целом выборы прошли в обстановке консолидации подавляющей части российского общества вокруг действующей власти и Президента РФ Владимира Путина.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: