Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
12.03.2010
Портрет актёра
В московском драматическом Театре на Перовской, небольшом, но уютном, который рецензенты по праву называют «актёрским театром», 15 лет служит актёр Олег Жуков. Здесь он вырос в настоящего профессионала, самобытного, яркого, интересного зрителям и критике умением перевоплотиться в самые разные образы, как правило, окрашенные мощным мужским началом. Его персонажи всегда живые, убедительные, правдивые и достоверные.
Олег Жуков сегодня является одним из ведущих актеров, тех, кто составляет ныне «костяк» театра, кто чтит его законы, на ком держится репертуар. Именно здесь, в Театре на Перовской, он обрел себя как артист многоплановый, чаще острохарактерный, здесь он состоялся, нашёл друзей и «своего» режиссёра.
Театр ставит во главу угла глу-бокое уважение к традиции, классике и поиск хорошей современной драматургии. Когда-то один из титанов театрального искусства Б. А. Покровский говорил по собственному поводу в одном из интервью: «Я — консерватор. До такой степени консерватор, что если бы меня назвали новатором, я бы обиделся». Эти слова вспоминаются, когда иные театры под видом новаторства и эксперимента, используя классику как предлог, подсовывают зрителю эффектную, но пустую зрелищность, упакованную в привлекательную обёртку. Художественный руководитель Театра на Перовской, режиссёр К.М. Панченко (заслуженный артист России и Украины, лауреат премии мэрии Москвы) строит свой театр на уважении к слову, к автору. Быть может, поэтому, характеризуя этот театр, было бы неверно употреблять такие устоявшиеся клише, как «режиссёрская манера», «тема», «лицо», «творческий почерк». И лица и темы здесь разные, а отправной точкой является Слово, материя драматургии, замысел автора, его идеи и образы. Понятно, что воплощать такие принципы театрального дела в наши коммерческие времена можно только с настоящими единомышленниками, людьми одной «группы крови», составляющими единую театральную семью. И Олег Жуков справедливо может считаться членом этой театральной семьи с 1996 года, когда он пришёл сюда, пройдя отнюдь не гладкий и не легкий путь.
Интерес к актёрству, лицедейству проявился у будущего артиста ещё в детстве. Семья жила в городке Гайсин Винницкой области. Подросток интересовался театром, но на семейном совете было решено, что Олег поедет в Ленинград поступать в военное училище. Так и произошло. Теперь актёр понимает, что военная молодость многое в нём воспитала: самодисциплину, чувство долга, умение мобилизовать себя на исполнение задачи. К тому же в Ленинградском высшем военно-политическом училище на должном уровне преподавались философия, литература, история, психология. Курсантом он самостоятельно выучил сцены из «Гамлета», много читал и задумывался о профессии актёра. И хотя мысли о театре приходили всё чаще, они тогда ещё казались детскими, несбыточными. После окончания военного училища Олега направили служить в части ПВО в столицу Монголии Улан-Батор. Вдали от Родины мечты о профессии актёра стали почти навязчивой идеей, и после трёх лет службы молодой офицер решился на дерзкий и отчаянный поступок: решил поступать в театральное училище в городе Иркутске. Там долго сомневались, но приняли. Самым трудным был первый год, но с педагогами повезло. Музыкальные дисциплины преподавал Леонид Викторович Мацуев – отец знаменитого ныне пианиста Дениса Мацуева, а актёрское мастерство вела педагог щукинской школы Вера Александровна Товма. Она учила задумываться над собой, искать внутренние пружины человеческих переживаний в себе, открывать самого себя, а потом через это осознание приходить к роли. Театральное училище Олег Жуков окончил с отличием. В Москве в поисках своего театра пробовал себя у В. Спесивцева и И. Райхельгауза. В смутные 90-е какое-то время приходилось даже зарабатывать на жизнь вне профессии. А потом вмешался «его величество случай», и Олег Жуков попал в Театр на Перовской. Здесь он очень скоро получил интересные роли, такие как Петя в «Лесе» А.Островского, Добролюбов в «Бригадире» Д. Фонвизина, Валер в «Тартюфе» Ж.Б. Мольера, Кочкарёв в «Женитьбе» Н. Гоголя. В этих и других ролях для актёра оказалась необходимой внутренняя свобода для серьёзной психологической проработки характеров. Режиссёр Кирилл Панченко без диктата сверху, умело манипулируя своими творческими рычагами, дал ему необходимое свободное пространство. В результате все находки удачно вписались в общую канву. Настала пора актёрских удач и свершений. Двадцать пять самых разных ролей сыграно Олегом Жуковым в Театре на Перовской.
После роли Танцора в пьесе Ю. Рогозина «Александр» Олег Жуков был приглашён сниматься в кино. За десять лет он снялся более чем в двадцати фильмах (из них сам артист выделяет 12 ролей). Любимой ролью в кино стала роль Кости Коновалова в фильме Л. Марягина «101 километр» и главная роль (Вовы Нового) в фильме «Здравствуй, столица» того же режиссёра. Но несмотря на успешные роли в кино, Олег Жуков остался верен своему театру, который стал для него почти домом.
Он убеждён, что только театр совершенствует актёра. Ему нравится отрабатывать внутреннюю и внешнюю технику, чувство правды и чувство формы, играя бессмертную классику в традициях русского психологического театра. Он предан театру и мечтает сыграть здесь Ричарда III и многое другое…
В чём же секрет успеха актера Олега Жукова? Быть может, в той самой исконности, на глубинном уровне проявляющейся правде характеров, в умении естественнейшим образом существовать в предлагаемых обстоятельствах? Или в том, что его актёрская судьба так неотделима от человеческой, так выстрадана, что зритель, видя его плотную коренастую фигуру, будто заполняющую своей деятельной силой всё сценическое пространство, чувствует, что этот артист пришёл сюда не зря, что вот-вот он поведает нам что-то главное о нас самих. И даже если он по воле автора промолчит, мы его поймём, мы ему поверим…
Сам же актёр, оглядываясь на пройденный путь, считает, что самым ценным в родном театре является то, что драматургический материал – один из основных компонентов театра – не переводится здесь в плоскость, на которую проецируются личные вкусы, пристрастия, заблуждения и озарения постановщиков. Важно, что созданное и зафиксированное в художественном тексте автором мыслится создателями спектакля как неизменная, объективная данность.
Разумеется, каждая эпоха по-своему прочитывает произведение, расставляет свои акценты, ищет свои вопросы. Роль личности тоже никто не отменял. Но когда сплошь и рядом в погоне за сиюминутным успехом в иных театрах классика становится разменной монетой, неким «полуфабрикатом», который доводят «до кондиции» самыми сомнительными способами, то актёрам думающим всё чаще хочется чистой водицы напиться (да и зрителям тоже). Стабильность и строгость интерпретации, её адекватность тексту, сопрягаемость результатов, полученных в итоге, – всё это «Волга, впадающая в Каспийское море». А зачем разворачивать её вспять? Так считает актёр Олег Жуков, который нашёл единомышленников в своём театре.
арт-критик.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий