Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
07.07.2017
Полезный, нужный, своевременный
На фоне визита китайского лидера Си Цзиньпиня, комментариями о котором сейчас полны все СМИ, несколько затушевался недавний визит вьетнамского президента в Москву. Однако значение визита Чан Дай Куанга в геополитическом и экономическом плане для нашей страны недооценивать нельзя. Конечно, Вьетнам – страна далекая. Но всё же… В начале семидесятых группа французских документалистов сняла знаменитый фильм «Вьетнам близко». И в этом названии не было никакой гиперболы. Героический Вьетнам, мужественно противостоявший супердержаве, был близок поколению тогдашних молодых, искренне солидарных с борьбой вьетнамцев за свою независимость от заокеанских сильных мира сего.
И Советский Союз был тогда очень близок Вьетнаму. Куда ближе, чем нынешняя Сирия нынешней России. Хотя официально мы не принимали уча-стия во вьетнамской войне, но были там и наши инструкторы, и наши расчёты на ЗРК. И была зримая солидарность с народом Вьетнама, в результате которой американская военная машина с позором покинула своих «подопечных». Ошмётки южно-вьетнамского режима также поспешили убраться за океан вслед за всемирными защитниками демократических ценностей.
«Грязная война» во Вьетнаме закончилась для американцев в семидесятых годах прошлого века. С тех пор из Меконга в океан утекли мегатонны воды. Не стало Советского Союза. Появились Российская Федерация и почти полтора десятка независимых государств, с которыми Социалистическая Республика Вьетнам выстраивает свою международную политику.
Вьетнам сегодня открыт и Востоку, и Западу. Но слова «лиен со» (советский) нет-нет да и услышишь от пожилых вьетнамцев. Слишком сильна память народа, его благодарность советским людям, которые помогли Вьетнаму отстоять свою свободу и независимость, объединить страну, которой Вашингтон отводил судьбу индокитайских задворок. Не получилось! И в этой победе тоже есть толика нашей солидарности с героическим Вьетнамом.
Середина 80-х и 90-е годы были не лучшими временами для нашей дружбы. Вьетнам остался верен социалистическому выбору, который, как оказалось, совсем не противоречил развитию рыночной экономики. Россия же в то время мучительно рвалась на Запад, где её никто не ждал с распростёртыми объятиями. Козыревская внешняя политика тогдашних московских властей укреплению российско-вьетнамских связей не способствовала.
Но в новом тысячелетии Ханою и Москве достало здравого смысла сохранить и укрепить дружеские отношения. Потому что Вьетнам был, есть и будет нашим стратегическим партнёром в Юго-Восточной Азии.
Примером того, как российско-вьетнамская дружба обретает второе дыхание, стал первый официальный визит в Москву президента Социалистической Республики Вьетнам Чан Дай Куанга.
В ходе этого визита Владимир Путин и Чан Дай Куанг продемонстрировали именно сердечность в отношении друг друга. И хотя Вьетнам не играет роль первой скрипки в мировой политике, отношения с этой страной крайне важны для Москвы, которая твёрдо стремится к созданию многополярного мира.
«Ранее наш гость неоднократно бывал в России, но впервые посещает нашу страну в качестве главы государства», — отметил, в частности, в своём заявлении по завершении российско-вьетнамских переговоров Владимир Владимирович Путин. — Особое внимание мы уделили сфере торгово-экономических отношений. В 2016 году показатели двусторонней торговли несколько снизились, однако за первые четыре месяца текущего года объёмы встречных товарных потоков подросли сразу на 16,5 процента.
Мы связываем такой рост с тем, что в октябре 2016 года вступило в силу Соглашение о свободной торговле между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом. Вьетнамские производители первыми получили привилегированный доступ на рынок России и других стран ЕАЭС.
Растут и взаимные инвестиции. Российские во вьетнамскую экономику составляют два миллиарда долларов, а вьетнамские в российскую – два с половиной миллиарда долларов… Мы пригласили партнёров принять участие в предстоящем во Владивостоке в сентябре Восточном экономическом форуме и договорились активнее взаимодействовать в Дальневосточном регионе России.
Продвинутый характер носит российско-вьетнамское взаимодействие в гуманитарной сфере. Год назад в России с успехом прошли Дни вьетнамской культуры, а во Вьетнаме проведение Дней российской культуры намечено на октябрь текущего года.
В 2019 году будет отмечаться 25-летие Договора об основах дружественных отношений. В этой связи решено провести Год России во Вьетнаме и Вьетнама в России.
Вьетнам является одним из лидеров по числу обучающихся в России студентов. Их в вузах нашей страны более трёх тысяч.
Вьетнамские курорты становятся всё более популярным местом для туристов из России. Количество наших туристов во Вьетнаме выросло на 22 процента и достигло около 400 тысяч человек.
Важное место в ходе переговоров заняли вопросы международной и региональной повестки дня. По большинству из этих вопросов наши позиции совпадают или очень близки...
В России высоко оценивают деятельность Вьетнама в качестве страны-председателя в форуме АТЭС в этом году. Будем активно содействовать успешному проведению в ноябре во Вьетнаме саммита АТЭС.
В целом обмен мнениями прошёл в дружественной, очень конструктивной атмосфере. Я убеждён, что достигнутые договорённости послужат укреплению нашего испытанного временем партнёрства и дружбы».
Нынешний визит главы СРВ стал знаменателен по многим причинам. Прежде всего поиском новых форм сотрудничества в самых различных областях. Ведь экономика Вьетнама — одна из самых быстрорастущих в мире.
В 2015—2016 годах промышленность показала рост почти на 10%. Наиболее интенсивно развивающимися отраслями являются металлургическая, машиностроительная, сталелитейная и производство строительных материалов. Химическая промышленность производит, главным образом, удобрения. Одной из статей экспорта становится электроника и комплектующие к ней. Лёгкая промышленность не уступает тяжёлой и производит качественную кожаную обувь, ткани и одежду, товары из фарфора, стекла и фаянса. Во Вьетнаме размещаются многие фабрики по пошиву одежды мировых брендов.
Вьетнаму есть что предложить российским гражданам, особенно в условиях продовольственных контрсанкций, введённых Москвой в ответ на санкции Запада. Да и у России есть во Вьетнаме серьёзные экономические интересы.
И это не только сотрудничество в области сельского хозяйства и фармакологии, но и успешная деятельность совместного предприятия «Вьетсовпетро», которую сегодня подкрепляет активность со стороны «Роснефти» и «Газпрома», приступивших к разработкам на континентальном шельфе Вьетнама. В мае 2015 года было подписано соглашение о свободной торговле между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом. В ходе переговоров был достигнут ряд соглашений о разработке совместных проектов, включая сферу автомобилестроения. В соответствии с этим соглашением, во Вьетнаме организовывается крупноузловая сборка автомобилей УАЗ.
Хорошо знакомы россиянам многие бренды вьетнамского кофе, которые занимают до 20% нашего потребительского рынка. Вьетнамский кофе у нас — на втором месте после бразильского. Ныне россияне знакомятся и с цветочной продукцией Вьетнама. Dalat Hasfarm — предприятие, специализирующееся на выращивании и экспорте цветов, отправляет свои цветы и в Россию.
Несмотря на то что объём торговли между Россией и Вьетнамом с 2015 года вырос на 25% и составил 2,7 млрд долларов, торгово-экономический потенциал двух стран куда выше и перспективнее достигнутых показателей. В ближайшие годы объём торговли вполне реально довести до 10 и более миллиардов долларов. Кроме того, стабильно развивается военно-техническое сотрудничество наших стран.
Кто-то может заметить, что не всё в реальности так радужно. Например, вьетнамцы отказались от двух крупномасштабных проектов с нашим участием – строительства АЭС и реконструкции железных дорог. Но тому есть справедливый экономический резон. Во Вьетнаме хорошо усвоили уроки гигантомании 80-х годов, когда СССР и страны соцсодружества вовлекли одну из самых бедных стран региона в дорогостоящие строительные мегапроекты – ГЭС Хоабинь, ТЭС Фалай, мост через Красную реку в Ханое и т. д.
Конечно, по прошествии времени все эти объекты полностью окупили себя и сделали Вьетнам инвестиционно привлекательным регионом свободных экономических зон. Но тогда эти крупнейшие в Юго-Восточной Азии стройки века фактически обескровили экономику страны. В конце 80-х Вьетнам оказался на грани банкротства. Поэтому сегодня вьетнамское руководство очень тщательно подходит к реализации мегапроектов. Возможно, предложенные Росатомом и РЖД проекты будут со временем рассмотрены и реализованы, но сегодня они для вьетнамской экономики оказались чрезмерно затратными.
Одним из наиболее динамично развивающихся направлений нашего сотрудничества стал сегодня туризм. Великолепные пляжи и очаровательная природа Вьетнама, его загадочные храмы и развалины древних государств, а главное — безопасность привлекают сюда всё больше туристов, особенно из Зауралья, Сибири и Дальнего Востока, которым до Вьетнама лететь ближе, чем на курорты Анталии или Греции. Тем более что во Вьетнаме царит атмосфера искреннего радушия к россиянам.
Накануне своего визита в Москву президент Вьетнама Чан Дай Куанг сказал журналистам: «Россия всегда занимает особое место в сердцах вьетнамцев, испытывающих к ней чувства искренней и верной дружбы». И хотя находятся злопыхатели, которые лживо утверждают, что «Россия для вьетнамцев – пустой звук», на самом деле всё обстоит совсем иначе. Вьетнам для нас по-прежнему близок! И хочется верить, что на новом витке истории мы сумеем сохранить «особое место в сердцах вьетнамцев».
Ведь у России сегодня не так много настоящих друзей на международной арене, а потому это «особое место» нужно беречь и дорожить им.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий