slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Поэзия в России жива

Удивительно! По свидетельству очевидцев – в основном бывших россиян, ныне живущих за рубежом, поэзия на Западе умирает. Существуют еще поэты-песенники, авторы, пишущие стихи саунд-треков к голливудским фильмам, а вот представителей так называемой чистой поэзии практически не осталось. Не модно, не престижно в современном западном обществе писать и тем более читать на публике свои стихи. В России всё наоборот.
В какой бы, даже небольшой, город, мне, как поэту и редактору, ни пришлось бы приехать, после выступления или презентации кто-нибудь из местных самородков обязательно подарит сборник своих стихов. Или рукопись с просьбой о публикации. Российский Интернет буквально «забит» виршами и рецензиями (иногда очень жёсткими) на них. Создаётся впечатление, что стихи в России пишут все. И мал, и стар. И это вселяет надежду — ведь именно поэты являются хранителями и в определенной мере создателями языка, без которого народ сохранить и развивать себя, как народ, не в состоянии.
Но возникает проблема. Как в этом море «поэтических откровений» не потерять настоящую поэзию? Как поэту достучаться до читателя, которого все время атакуют, то с экрана телевизора, что с помощью всемирной паутины, то из автомобильного радиоприемника.

В этом отношении интересен положительный опыт моего питерского друга, поэта Владимира Хохлева, который в соавторстве с джазменом Игорем Батариели создали музыкально-поэтический дуэт «Невечерний свет», и с июля этого года успешно выступают на площадках Санкт-Петербурга  с новой программой «Поэзия и джаз». Владимир читает (по памяти!) свои стихи, Игорь исполняет на саксофоне свои и уже завоевавшие популярность мелодии. В собственных аранжировках!
В отличие от некоторых авторов, исполняющих стихи «под музыку», здесь «все чисто». Поэт делает свою работу, музыкант — свою. Только в начале и в финале программы поэзия и джаз переплетаются звуками. Владимир читает «с выражением», в образе, превращая каждое стихотворение в небольшой спектакль. Игорь органично «подхватывает» темы и дает им музыкальные интерпретации. Иногда наоборот — джаз следует впереди стихов. Аплодисменты по ходу исполнения не предусмотрены. Музыка-поэзия-музыка-поэзия… И только после финальных аккордов сакса залу позволяется оценить действо. И зрители оценивают по достоинству. К примеру, после очередного концерта (в здании театра Буфф) поэт и музыкант были вызваны на бис не один раз.
В профессиональной писательской среде бытует мнение, что поэт заканчивает свою работу в тот момент, когда стихотворение легло на бумагу. Что самое сложное — найти и сплести слова. Дальше — уже дела редакторов, книгоиздателей, торговцев… Исходя из этого, поэты, за редким исключением, не озабочиваются выразительным чтением своих творений и на поэтических вечерах просто декламируют сочиненное.
Владимир Хохлев озаботился. И, обладая навыками профессионального чтеца и природным артистизмом, буквально «доносит» свои мысли до слушателей. Поэтические образы — до мурашек по коже — обретают плоть и кровь. Зрители «видят» невидимого Христа, слышат звуки «новых мест жизни», бредут по горячей пустыне с караваном, не покидая мягких кресел.
Игорь Батариели учился у таких мастеров композиции и аранжировки, как М. Самойлов, А. Гагулашвили, В. Феертаг. Работал в Ленинградской областной филармонии и Ленконцерте — в оркестрах под управлением А. Канунникова, И. Вайнштейна, В. Випринского. Много гастролировал по России и за рубежом. Это настоящий профессионал своего дела. В дуэте «Невечерний свет» он выступает еще и как талантливый режиссёр.  В том числе и поэтому программа смотрится и слушается на одном дыхании. Её действительно жалко перебивать рукоплесканиями.
Считаю, что такой опыт «борьбы за поэзию» должен быть оценен не только любителями поэтического слова и джаза. Ведь соавторы, борясь с пошлостью и беспринципностью многих популярных исполнителей, вносят свою ощутимую лепту в культуру России. В развитие культуры огромного народа.
С нетерпением жду выступления удивительного дуэта в знаменитом арт-кафе «Бродячая собака», которое должно состояться в ближайшее время. Не помешали бы только обстоятельства. Ведь западничество в России себя ещё не изжило, и у нас находятся люди, считающие, что поэзии в современном «интернет-продвинутом» мире места нет.

Виктор
ТИХОМИРОВ-ТИХВИНСКИЙ,
поэт, главный редактор журнала «Русский писатель».

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: