Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
25.11.2019
Побольше ситчика моим комсомолкам… Выставка тканей в Музее Москвы
Эта сильная цитата приведена в начале экспозиции, так что невольно всё осматриваешь уже под этим углом, раздумывая, каким невыносимо тяжким трудом достаются эти соблазнительные сатины, батисты и вельветы. Не зря первыми начали бороться за свои права рабочие-текстильщики. В революции 1905 года и в Великой Октябрьской они были самые активные участники. Инсталляции текстильного конвейера, эскизы и образцы тканей, чертёжные столы, макеты фабрик, фотографии цехов и работниц — строгие невесёлые лица. Стеллажи до потолка, заставленные сотнями толстенных альбомов тканевых рисунков и стенды, посвящённые их авторам — 12 замечательным художницам тканей. Раздел ВХУТЕМАС – о Высших художественно-технических мастерских и текстильном факультете, где художественную композицию преподавали Варвара Степанова и Любовь Попова, а старшая сестра поэта Людмила Маяковская вела курс аэрографии, учила студентов необычной росписи тканей через распыление и разбрызгивание краски. Она работала дизайнером на «Трёхгорке» и «Красной розе». «Это первый столь подробный рассказ о текстильной Москве, где мы показываем смену стилей, дизайн и тех, кто его придумывал на примере музейных, частных, заводских и вузовских коллекций», — говорит куратор выставки Александра Селиванова.
В советское время фабрика Эмиля Цинделя стала Первой ситценабивной фабрикой, «К.О. Жиро Сыновья» — «Красной Розой» (в честь Розы Люксембург), Даниловская мануфактура — Московской хлопчатобумажной имени Михаила Фрунзе, ситцевая мануфактура Альберта Гюбнера — Московской государственной шелкоотделочной фабрикой имени Якова Свердлова, Голутвинскую переименовали в «Красные текстильщики», а «Трёхгорке» дали имя Феликса Дзержинского. Теперь эти названия канули в Лету. Выжила лишь основанная в 1799-м Трёхгорная мануфактура.
«Пыши, машина, шибче-ка!.. Вовек, чтоб не смолкла... Побольше ситчика моим комсомолкам!!!» — призывал в поэме «Хорошо!» Маяковский. Где тот молодой заразительный задор? В экспозиции его нет. Есть атмосфера тяжкого изнуряющего труда и заката отечественной текстильной эпохи. Мрачноватых нот добавляет и подбор демонстрируемых тканей, расцветки которых выдержаны исключительно в миноре. Работает выставка до середины декабря.
Татьяна КОВАЛЁВА.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий