Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
27.01.2017
«План Маршалла» для Украины?
26 февраля 2016 г. депутат германского парламента Г.К. Вельманн зарегистрировал в бундестаге новую «гражданскую инициативу» по отношению ФРГ к Украине. «Инициатива», по его словам, вызвана тем, что «ключ к мировому развитию Европы находится сейчас на Украине», а самый успешный опыт возрождения разрушенной и дезорганизованной экономики страны есть в Европе только у Германии, благодаря осуществлению «Плана Маршалла». Поэтому «Гражданская инициатива» разработает и предложит на рассмотрение бундестага «План Маршалла для Украины». План предусмотрит помощь по восстановлению и реструктуризации украинской экономики, по совершенствованию административной, судебной системы, местного самоуправления. Однако упор будет сделан не на финансовые вливания, а на организационную и кадровую помощь. «План Маршалла для Украины» не будет частью внешней политики ЕС. Финансовая, политическая и кадровая помощь по выполнению плана ляжет полностью на ФРГ. «Если «План Маршалла» начнёт работать, — заявил К.Г. Вельманн, — то только под полным контролем и мониторингом Германии».
«План Маршалла» для западных зон Германии был направлен на главные болевые точки экономики: восстановление разрушенных войной хозяйственных объектов и строительство предприятий взамен демонтированных и вывезенных в порядке репараций, преобразование хозяйственной структуры из-за потери Германией 1/4 довоенной территории, которая отошла в соответствии с Ялтинскими и Потсдамскими соглашениями Польше, Чехословакии и СССР, а также образования еще на 1/4 бывшей Германии нового государства — ГДР, с которым у ФРГ были ограниченные экономические отношения. На отошедших от довоенной Германии землях осталось более 1/3 производственных мощностей, когда-то работавших на весь германский рынок и потреблявших частично продукцию западной части страны. Эти потери надо было компенсировать.
Быстрое восстановление и развитие ФРГ произошло не только благодаря «Плану Маршалла». В стране был гигантский, потенциально ёмкий внутренний рынок, который резко возрос за счёт многомиллионной массы высококвалифицированных и дисциплинированных трудящихся с востока, пришедших с пустыми руками и готовых работать за умеренную плату. Большую роль сыграли вековые традиции рыночной экономики, протестантская трудовая и предпринимательская этика, реально действующие профсоюзы, население с трудовыми навыками, желавшее восстановления и доверяющее своему правительству.
«План Маршалла» при помощи небольшой, по современным понятиям, суммы (10—12 млрд долл. в пересчёте на нынешние деньги) сыграл роль мастера, который подремонтировал заглохший механизм, смазал его, обеспечил электроэнергией и тем самым запустил западно-германскую экономику. Если в системе производственной кооперации одно из предприятий было разрушено или демонтировано победителями, то не работала вся цепочка заводов. «План Маршалла» лишь восстанавливал это звено в цепочке. В кредит поставлялось топливо и продовольствие, и производство возобновлялось.
У Украины в отличие от послевоенной Западной Германии нет успешно развивающихся длительное время соседей (Франции, Италии, стран Бенилюкса, Австрии), которые предъявляли растущий спрос на продукцию немецкой промышленности. Товарная номенклатура украинского экспорта не соответствует потребностям стран ЕС.
Не приобретя новых ёмких рынков сбыта, Украина потеряла значительную часть своих традиционных партнёров-покупателей. Это рынки бывших стран СЭВ, на которых Украина со своим углём, марганцем, чёрной металлургией, прокатом и тяжёлым машиностроением, а также военной промышленностью занимала видное место. Самой большой потерей для Украины стал рынок России и бывших союзных республик.
Но главное в том, что население Германии непрерывно пополняли миллионы переселенцев. Сначала это были жители земель, отошедших от Германии, потом — немцы из Венгрии, Румынии, беженцы из ГДР. Позже потянулись немецкие переселенцы из России и Казахстана. За ними в поисках работы в условиях «экономического чуда» в ФРГ хлынула молодёжь из Италии, Испании, Югославии, позднее из Турции, Северной Африки, евреи из Восточной Европы. Всем нужна была крыша над головой, мебель, предметы обихода, бытовая электроника, многим — загородный дом, почти каждой семье — машина. А это значит – новые бензоколонки, авторемонтные мастерские, дороги, мотели, нефтеперегонные заводы. Для всего этого росло производство строительной техники и строительных материалов.
Масштабы строительства в Западной Германии более 60 лет были постоянным внушительным внутренним фактором экономического роста. Средства «Плана Маршалла» и частные зарубежные инвестиции всегда находили сферу приложения и спроса если не в энергетике, машиностроении и химии, то в строительстве или производстве потребительских товаров.
На Украине в настоящее время нет необходимости восстановления разрушенных промышленных, транспортных объектов, жилого фонда, кроме Донецкой и Луганской республик. Нет и повышенного спроса на жильё. Едва ли такой спрос возникнет в условиях продолжающегося отъезда молодёжи на работу в Западную Европу. Отложенного неудовлетворённого спроса на потребительские товары тоже нет. Рынок промышленных товаров народного потребления насыщен изделиями украинского производства и «челночного» импорта.
Пожалуй, ни в одной европейской стране нет такой ситуации на розничном продовольственном рынке, как на Украине. Страна смогла выдержать все политические и экономические потрясения только за счёт миллионов граждан, которые в прекрасных природных условиях сумели с индивидуальных участков обеспечить мясом, молоком, овощами и фруктами всю страну.
Итак, ситуация на украинском рынке для осуществления немецкого «Плана Маршалла» принципиально отличается от условий рынка западных зон Германии для американского плана аналогичного названия вскоре после войны. У Украины в настоящее время таких ёмких и долгосрочных внешнего и внутреннего рынков нет. Они могут возникнуть лишь при коренной реструктуризации украинской экономики, её модернизации и восстановлении кооперационных связей с народным хозяйством России. Пока же признаков таких изменений в украинской хозяйственной политике нет.
Однако отток кадров с Украины произошёл и продолжается. По мнению экспертов, на временной и постоянной работе в государствах ЕС находится не менее 5 млн выходцев с Украины. По опросам агентств, ещё примерно 6 млн человек хотели бы уехать в Европу. Эта ситуация коренным образом отличается от того, что было во время действия «Плана Маршалла» в Германии — там был многомиллионный приток квалифицированных соотечественников. Тем не менее трудовых ресурсов в стране достаточно. В связи с кризисными явлениями в экономике в городах много безработных, обладающих квалификацией и опытом. Если в стране начнётся оживление экономики и уровень оплаты труда повысится, станет возможным возвращение молодёжи, работающей в Европе, на Родину.
С тех пор как Украина стала самостоятельным государством, к власти приходили разные лидеры, представляющие интересы различных финансовых групп, регионов, движений. Партийно-политический ландшафт был чрезвычайно пёстрым и изменчивым. Лидеры много обещали, много просили за рубежом и кое-что получали. Но страна всё глубже залезала в долги, деньги бесследно исчезали, а украинские власти хором и в одиночку ругали Россию и винили её во всех своих бедах. Прошёл майдан – лучше не стало. В стране правит олигархия, кресла в парламенте, правительстве, прокуратуре и суде поделены пропорционально неправедно нажитым миллиардам.
Отдельные предприятия могут пока нормально работать, но, получив прибыль, собственники стремятся не вкладывать её в развитие производства, а ищут возможность вывести в офшоры. Поэтому формулой «дайте нам побольше денег, а мы уж сами разберёмся, как их использовать» Запад уже не проведёшь.
В западных зонах Германии, а затем в ФРГ во время действия «Плана Маршалла» ничего подобного не было. Законы и государственная финансовая дисциплина соблюдались неукоснительно.
«План Маршалла» для Украины, по словам К.Г. Вельманна, в первую очередь следует направить на развитие гражданского общества, его контрольных функций над расходованием средств, поскольку ассигнования по плану ни в коем случае не должны попасть на «дерибан» (просторечие, дележ украденного), как это уже неоднократно происходило с полученной Украиной зарубежной финансовой помощью.
* * *
Остаётся ещё один, пожалуй, главный вопрос, который следует из заявления К.Г. Вельманна, о том, что план будет осуществляться «только под полным контролем и мониторингом Германии». Означает ли это, что ФРГ хочет взять неустроенное, бурлящее государство на юго-востоке Европы под своё управление, и как это сочетается с лозунгом о «незалежности» (независимости) — главным в украинской государственной идеологии?
Комментарии:
Статьи по теме:
Потери Министерства обороны по состоянию на 26.07.2024: 1.Министр обороны генерал армии Сергей ...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий