slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Пасхальные размышления

Старый ветхий монах утверждал: Если Христос не воскрес в моём сердце, то известие о его воскрешение мне ничего не даёт...
...будет тёплый апрельский день, но, нынешний год, внёсший свои коррективы в реальность, не позволит прихожанам, радуясь и умиляясь, потянуться к церквям со светлыми свёртками, таящими куличи и Пасху; не позволит, коли коронавирус вцепился в человечество, как клещ, заставляющий встречать Воскрешение Христова дома, у телевизоров…
Впрочем, эпидемия, вероятно, повод задуматься о сущности Пасхи, именуемой в Православии Праздником Праздников…
Нам сложно представить физическое воскрешение Христа; верующие принимают это априори – не рассуждая, не требуя доказательств. И, тем не менее, есть в недрах истории и традиции одна ипостась, требующая именно осмысления: феномен духовной сути, заложенной в человеке, позволяющей преодолевать физическое, физиологическое, внешнее.
Именно о том – речения и притчи Христа, именно в том – феномен его пути; и, к сожаленью, мы, чрезмерно погружённые в плотские недра, живущие в основном бытом, накоплением, житейским попечением не помним о небесной силе – главной составляющей слов Христа…
Не отсюда ли эпидемия, подъедающая мир? Не отсюда ли эпидемии прошлого, с которой нынешняя пока не сравниться?
…завет любви оказался слишком сложен: уж больно заверчено всё, и мы сами, вокруг эгоистически-денежных стержней; чрезмерно много внешнего, — чтобы обратиться ко внутреннему, о развитие которого вся Благая весть…
Что ж? Может быть, эпидемия заставит задуматься об этом? Вынудит перестроить свои сердца? Дай Бог…
…и всё же жалко, что не будет в этом году людей, идущих в церковь с такими духовитыми куличами, людей, несущих свою надежду Христу – так, как они его понимают…
 
Вера и истина Владимира Ленина

Власть – невероятный, сильнее сильного манок; власть – одна из наиболее страшных страстей человечества, и не удовлетворить, не насытить её никак; власть и комфорт союзны, и этот союз логичен и ужасен; и ужаснее всего то, что поколения, делегирующие людей во власть, не задумываются, что идущие в неё имеют в виду одно: удовлетворение собственных амбиций и сверх-комфортную жизнь для себя. Остальное – постольку поскольку.
Двигали Лениным властолюбивые мотивы? Вероятно, отчасти – но это «отчасти» съедалось действительным желанием переустроить мир по плану справедливости, ибо все государственные устройства отличались до того друг от друга одним: степенью удалением от оной.
Двигало Лениным желание комфорта? Ведь это Троцкий, а не он, запишет в своих дневниках: Никогда не ели столько чёрной икры, как после захвата власти…
Теперь – с высоты, отчасти ложной, прожитых годов – становится очевидным, что Лениным двигали именно мотивы счастья для всех. Или хотя бы попытки распространить оное на как можно большее число людей, и в рассказах Михаила Зощенко о Ленине, о предельной простоте его быта не столь уже много сказочных и сказовых элементов.
Ленин был кровав? Но какое человеческое деяние не сопровождается большой кровью? Или Французская революция, столько изменившая в человечестве, была ласковой и нежной? Или британская колонизация, благодаря которой, ряд стран (например, Канада, или Новая Зеландия живут ныне на очень высоком бытовом уровне) сопровождалась только достойными деяниями? Разумеется, никто не хотел бы стать жертвой, но истории, увы, не спрашивает, и человек, которого она выбирает своим орудием, часто оказывается сам заложником обстоятельств (и Гёте был вынужден подписать смертный приговор, будучи премьер-министром).
Ленин был мощным мыслителем социального направления: его анализ исторических периодов, в частности, капитализма конца 19 века, глубок и оригинален, — как внушительны его идеи по переустройству общества; и то, что в результате них Россия из аграрной превратилась в индустриальную, а большинство её населения от полуживотного состояния поднялось до необходимых каждому норм грамотности – едва ли будут отрицать даже ярые ненавистники Ленина.
Ленин неоднозначен? Так назовите хоть одну крупную фигуру в истории, чью деятельность можно испускает сплошное сияние волшебного света. Думается – пройдя длительную стадию святого, короткий период полного отрицания – образ Ленина требует трезвого осмысления – и это дело грядущего; хотя отрицать то, что Владимир Ульянов был одной из самых значительных фигур человечества – значит бессмысленно противоречить истории.

Александр БАЛТИН.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: