Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
12.12.2008
Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
Священный Синод Русской Православной Церкви с глубокой скорбью извещает, что 5 декабря 2008 года в Патриаршей резиденции в Переделкине на 80-м году жизни преставился ко Господу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
,
Уповаем, что Всещедрый Спаситель мира с любовью примет в Свои объятия почившего Предстоятеля Церкви, неустанно трудившегося на ниве Христовой и полагавшего все силы ради блага Православия. Да сопричтет его Бог «к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, ... и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр. 12:23).
Всех архипастырей, клириков, монашествующих и мирян призываем вознести усердные молитвы о упокоении души усопшего Святейшего Патриарха Алексия во обителях вечных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
* * *
10 декабря на заседании Священного Cинода РПЦ, которое проходило под председательством местоблюстителя патриаршего престола митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, принято решение, что Поместный Cобор Русской Православной Церкви (РПЦ), на котором должен быть избран новый Патриарх Московский и всея Руси, откроется 27 января и продлится три дня.
Работе Поместного Собора будет предшествовать Архиерейский собор, который состоится 25—26 января.
Последование Великой панихиды. Парастас митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия
Братья архипастыри, всечестные отцы, дорогие матушки игумении и инокини, возлюбленные и дорогие братья и сестры!
Без преувеличения можно сказать, что сегодня в глубокой скорби находятся народы России. Плачут и рыдают те, кто знает, что почивший Святейший Патриарх Алексий был их молитвенником и предстателем, охраняя мир в родной земле и созидая единение.
В эти дни и часы весь мир вспоминает всю жизнь Святейшего Патриарха от рождения до кончины, и у меня нет необходимости делать это перед вами, потому что каждый из вас повседневно видел труды Его Святейшества, потому что все мы, собравшиеся сегодня у дорогого гроба Первосвятителя, были его ближайшими помощниками. Здесь — и викарные епископы, и члены Епархиального совета, и благочинные — все те, с кем он ежедневно разделял ответственность по управлению Московской епархией как ее епархиальный архиерей. Мы-то больше всего испытываем сегодня горечь утраты. Но мы знаем, что нельзя, чтобы это горе утопало в слезах. Для всех нас это — испытание, урок, который дал нам сегодня Святейший Патриарх.
Мы можем со всей уверенностью, убежденно и честно сказать, что это был человек веры. Потому что без этой великой личной веры он не смог бы вернуть веру в Бога нашим соотечественникам, жившим и воспитанным в условиях атеизма. Он привлек ко Христу народ России. И сегодня мы должны продолжить то, на что он нас поставил, чтобы нисколько не ослабить нашего служения.
Нам выпали радость и счастье сегодня и завтра совершать здесь богослужения от лица Московской епархии. Завтра мы совершим здесь Божественную литургию. К Литургии готовятся с вечера, как мы начали это делать сегодня. А вы знаете, братья архипастыри и пастыри, что утром перед Литургией на входных молитвах, исповедуя свое недостоинство, мы просим оставления грехов пред совершением великой Евхаристической жертвы. Для нас сегодня подходящий момент, прежде чем вознести молитву пред Богом, обратиться к нашему Первосвятителю и Отцу, испрашивая у него прощения за все наши несовершенства. Он нам верил, он нам доверял, и мы всегда стремились через него исполнять послушание Церкви. Потому что мы знали, что служим не человеку, не Патриарху, не архиерею, а через него служим Богу, и, конечно, старались это делать от чистого сердца.
Но нет человека, который бы жил и не согрешил. И мы согрешали, и мы вольно или невольно оскорбляли и сан, и достоинство Святейшего Патриарха, когда оказывались не в состоянии сделать то, что он хотел от нас видеть. И в этот момент я хочу призвать вас, архипастыри и пастыри, которые окружают мертволепное тело нашего Отца и Патриарха: преклоним свои колена и попросим у него, как его собратья и дети, прощения за все, что мы по своему несовершенству могли допустить до последнего момента его жизни.
Прости нас, Святейший Владыка, и благослови на продолжение нашего служения Святой Церкви, народу нашему и Отечеству! А наши сердечные молитвы о тебе будут всегда. И мы надеемся, что теперь ты, Святейший Отец, приобрел особенное дерзновение пред Господом молиться за нас и помогать нам. Мы совершаем сегодняшнюю молитву в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и просим Пресвятую Деву, чтобы Она сопутствовала твоей бессмертной душе к Престолу Божию в Царствии Небесном. Аминь.
Если задуматься, то к кому, если не к нам, живущим на рубеже тысячелетий, обращены слова Ф. И. Тютчева: «Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые».
Но хотя роковых минут в конце минувшего тысячелетия под завязку было отпущено и каждому из нас в отдельности, и всей нашей многострадальной стране в целом, далеко не все наши соотечественники, растерявшиеся от нужды и бесправия, способны соотнести слова Тютчева с собою.
Так, может быть, Ф.И. Тютчев ошибался, давая своё определение счастья?
Думаю, что Тютчев тут ни при чём…
Просто далеко не все понимают сейчас, что счастье, о котором пишет Тютчев, не имеет никакого отношения к счастью, модель которого насаждается в современной, превращаемой в общество потребления России.
Его призвали всеблагие,
как собеседника на пир...
— уточняет поэт, и в этих словах полнее, чем в самой многостраничной программе, сформулировано и раскрыто всё, что нужно делать нам, застигнутым ночью, опустившейся на наше Отечество.
Желаем мы этого или нет, готовы или не готовы, но мы обязаны стать собеседниками в тютчевском значении этого слова. Мы обязаны освободиться от всех, пусть и дорогих нашим сердцам иллюзий и открытыми глазами увидеть то, что явлено сейчас не только сосредоточенному молитвенному сознанию, но и нам грешным.
Это собеседничество — не абстрактный богословский или филологический спор, а обыденная и, я бы даже сказал, заурядная реальность нашей жизни, потому что от самого хода этого собеседничества зависит то, как будем жить мы, как будут жить наши дети.
Духовную полноту этого собеседничества несомненно являл все минувшие годы наш Святейший Патриарх Алексий II.
Я думаю, что церковные историки будущих столетий, оглядывая свершения нашего Святейшего Патриарха, окажутся в затруднении, пытаясь найти в церковной истории другую, близкую по масштабу созидательных свершений фигуру.
Ведь это благодаря трудам и молитвам Святейшего Патриарха Алексия II практически из небытия возродилась Святая Русь и стала реальностью, невзирая на противодействие всесильной демократической общественности.
Разумеется, будущие церковные историки точнее смогут оценить деятельность Патриарха Алексия II, но и сейчас совершенно ясно и отчетливо видишь, что нам некого поставить рядом с ним. Никто из наших современников по масштабу своих созидательных свершений и близко не приближается к тому, что совершено нашим Святейшим Патриархом…
Алексий II — явленный нам пример и доказательство того, что собеседничество, о котором говорил Тютчев, можно превратить, преодолевая филологическую рефлексию, в созидание, в благотворное деяние, и для этого не надо никаких дополнительных условий, кроме любви и стояния в вере.
И нам, жившим на рубеже тысячелетий, во времена Святейшего Патриарха Алексия II, это открыто сейчас с необыкновенной ясностью, во всей драматической глубине совершающегося преображения.
ТРУДНОЕ СЧАСТЬЕ ОКОРМЛЯТЬ РОССИЮ
О кончине Святейшего Патриарха я узнал в километре от его резиденции, расположенной в Чистом переулке. Диск с записью выступления в «Вестях-24», посвящённого передаче рублёвской «Троицы» из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру, хотел посмотреть глава Русской Церкви. В будущем году Патриарху исполнилось бы 80 лет, и на праздник Святой Троицы он попросил привезти на три дня одну из главных русских святынь в дом Преподобного Сергия Радонежского, игуменом которого являлся Святейший. Музейные работники, реставраторы, искусствоведы, ссылаясь на самые разные обстоятельства, дружно ответили отказом на просьбу Предстоятеля Русской Церкви, которой икона по праву принадлежит. Всего несколько человек поддержали желание Патриарха осчастливить тысячи паломников возможностью помолиться перед священной реликвией. Я был уверен, что нам удастся убедить сомневающихся противников в необходимости пойти навстречу Святейшему и не лишать Россию праздников, которые отнюдь не часто свершаются в наше рыночное лихолетье. Звонок моего друга Валентина Лазуткина, сообщившего о кончине Патриарха, заставил меня содрогнуться и забыть о рутинности будничного повседневья.
Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий был избран Предстоятелем Русской Православной Церкви в 1990 году. Это было счастливое время её освобождения от оков атеистического тоталитарного режима. Разрушителю державы – сумасбродному генсеку Хрущёву не удалось показать миру «последнего попа» на телеэкране, но кровушки церковной он попил немало, неистово продолжая чудовищные злодеяния своих ленинско-троцкистских кумиров. Радость церковного возрождения, безусловно, поддерживала Патриарха Алексия II в его благородной деятельности. Но какие же невероятные трудности и испытания выпали на долю Святейшего!
Церкви возвращались монастыри и храмы. Но в каком ужасном состоянии были их стены! Изыскивая средства для ремонта и реставрации порушенных «домов молитвы», Патриарх и его сподвижники занимались одновременно «реставрацией» человеческих душ. Острый дефицит представителей духовенства, возникший за многие десятилетия большевистской диктатуры, в один год не преодолеешь. А тут ещё либерастская вседозволенность и распущенность представителей бархатно-кровавой революции. Никогда не забуду, как некие господа – церковные «обновленцы» Кочетков и Копировский – подмяли под себя Сретенский монастырь – одну из главных московских святынь. В центральном её храме находился отдел древнерусской деревянной скульптуры Всероссийского реставрационного центра. И глазом не моргнув, батюшки-троцкисты выбросили на снег десятки церковных святынь, созданных талантливыми русскими резчиками в XV—XVIII веках. Хорошо, что тогдашний заместитель Министра культуры А.И.Шкурко, ныне руководящий Историческим музеем, приютил шедевры в зале коллегии, тем самым предотвратив их гибель. Самозванцев вышвырнули из Сретенского монастыря. Потом они прославились избиением несогласных священников, а ныне отсвечиваются на телепосиделках канала «Культура», увенчанные профессорскими и духовными званиями. Благодаря мудрости Святейшего Патриарха настоятелем Сретенского монастыря стал архимандрит Тихон (Шевкунов), так много сделавший для воссоединения Московской Патриархии с Русской Зарубежной Церковью. И это лишь один из примеров труднейшей борьбы Патриарха Алексия II с либерастской действительностью.
Неистовые атеисты, десятилетиями поругавшие сами основы православия, вмиг сменили партбилеты на толстые церковные свечи, якобы присягнув на верность Патриарху. Не покаялись они в смертных грехах, не исповедались наедине со своей совестью и отпускающими эти грехи батюшками, а сразу попёрли в алтари главных храмов и президиумы церковных соборов, оттеснив тех, кто в тяжёлое лихолетье оставался верным божественным идеалам и чтил православные каноны.
Разве легко было Патриарху наблюдать за самодурством дорвавшихся до власти коммунистов, перекрасившихся в жалких прихлебателей западных своих кумиров и в одночасье сдавшихся на милость победителей? Буши, клинтоны, рейганы, соросы и прочие русофобы стали закадычными друзьями новоиспечённых хозяев России. Самоназначенная элита поддерживала этих преступников, осмелившихся среди бела дня расстреливать парламент и сотни невинных людей. Именно в те страшные осенние дни 1993-го у Святейшего Патриарха случился сердечный приступ во время службы в Богоявленском соборе, куда была принесена из Третьяковской галереи главная заступница русского народа – икона Владимирской Богоматери.
А каково было Патриарху наблюдать, как сдают хозяева России братскую Югославию своим американским начальникам? Бравые заокеанские лётчики обрушивают на её мирные города, монастыри и церкви бомбы с надписью «Поздравляем с Пасхой», а господа Черномырдин и глава МИДа Иванов целуются с ненавидящей сербов Мадлен Олбрайт и готовят узников для Гаагского трибунала. Какими тяжкими службами замаливал Святейший Патриарх грехи своих потерявших стыд и честь нерадивых чад!
На глазах главного духовника России обворовывали её прожорливые миллиардеры, именующие себя олигархами. Им было наплевать на тысячи и миллионы оставшихся за чертой бедности врачей, учителей, инженеров, квалифицированных рабочих и обездоленных крестьян. Тусовались и тусуются они на своих чумных пирах, воспеваемых в гламурных журналах и щедро проплаченных газетах. Их кумиры – правозащитники, подобные Ковалёву, или заурядные учёные типа «нобелевского выскочки» Гинзбурга поругают Русскую церковь, устраивая выставки «Осторожно, православие!», запрещая преподавание основ православной культуры в школах. Разве не обливалось кровью сердце Святейшего Патриарха, когда на его глазах бесновались нечестивцы всех мастей, превратив многострадальную Россию в абсолютное подобие Содома и Гоморры.
Мне посчастливилось по благословению, покровительству и постоянной поддержке Святейшего Патриарха принимать участие в возрождении монастырей и храмов, возвращённых церкви. Несколько лет фонд «Сохранение» Ассоциации реставраторов России передавал в московские церкви, а также в Валаамский и Соловецкий монастыри иконы XVII—ХХ веков из личных собраний. Каждая акция проходила при непосредственном участии Святейшего и превращалась в торжество православия. Последним знаковым событием, в котором Бог дал мне возможность работать, стало восстановление Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке. Двадцать лет проработал реставратором икон в её Покровском храме, построенном А.В. Щусевым и расписанном М.В.Нестеровым с братьями Кориными. Вместе с моим учителем В.В.Филатовым консультировали мы реставрационные процессы на живописном убранстве храма. Не мог я предположить, участвуя в освещении родной мне церкви Святейшим Патриархом Алексием, что вижу его в последний раз. Так возвышенно и проникновенно служил он в тот раз в обители Святой княгини Елизаветы.
Глубоко тронуло меня внимание Патриарха, пославшего поздравительное письмо по случаю недавно прошедшего моего юбилея. Постараюсь быть достойным благодарственных слов Святейшего и продолжать трудиться во благо Православной Церкви, всегда помня заветы и покровительство её доброго Пастыря.
Вечная ему память и Царствие Небесное.
Савва ЯМЩИКОВ.
P.S. Либерастская газета «Коммерсант», проплаченная недругами русских людей, даже в эти скорбные дни не изменила своей коронной привычке издеваться над святая святых. «Патриах отдал Богу душу» — такой слоган вынесен на первую полосу вестника «играющих, праздно болтающих» представителей рыночной экономики.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий