Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
17.06.2016
Памяти Олега Продана
Комплексная экспедиция «По следам двух капитанов» стартовала под руководством директора национального парка «Онежское Поморье» Олега Продана из Москвы 18 апреля. Исследователи должны были продолжить поиски следов шхуны «Святая Анна», на которой капитан Георгий Брусилов со своей командой пытался впервые в истории пройти Северным морским путём под российским флагом. Попытка не удалась, уже через неделю пребывания в Арктике шхуну затёрло льдами. Спустя полтора года дрейфа часть команды покинула судно, разделившись на группы. Но в итоге выжили лишь двое: матрос Александр Конрад и штурман Валериан Альбанов. Именно его дневники потом легли в основу знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана».
Судьба всей экспедиции Брусилова и шхуны «Святая Анна» до сих пор неизвестна. Участники экспедиции XXI века «По следам двух капитанов» надеялись приподнять завесу тайны. Пять лет назад, в 2010 году, во время первых поисковых мероприятий, удалось найти останки человека, дневник, гильзы и личные вещи людей из группы штурмана Альбанова. Найденные артефакты были переданы в Архангельский краеведческий музей. В 2013 году пилоты выставили навигационные буи на координатах стоянки шхуны.
На этот раз исследователям предстояло установить три метеорологических буя на льды, в местах, где были отмечены последние точки находившейся в 1914 году в дрейфе «Святой Анны». «По показаниям точек координат, которые периодически передают буи, мы сможем определить предполагаемый маршрут дрейфа льда в этих широтах. Существует версия, что в 1937 году с базы полярной авиации на острове Рудольфа люди видели вмёрзшее в лёд судно. В те годы их не приняли всерьёз. Однако наши наблюдения за течениями в этих местах подтверждают, что это могла быть шхуна Брусилова», — сообщил буквально несколько дней назад корреспонденту «Интерфакса» руководитель экспедиции Олег Продан.
Известно, что при подготовке к экспедиции возникли небольшие сложности. Один из её участников пилот-любитель Михаил Фарих в начале февраля сообщил на форуме малой авиации, что один экипаж вертолёта, который должен был войти в состав экспедиции, не может полететь. «Поэтому объявляется «аттракцион неслыханного авантюризма»! Приглашается сумасшедший владелец R66 с бортом для участия в перелёте. <…> Если никого не найдётся, полетит один борт, а вы тут будете мусолить страницы саона (название авиафорума saon.ru. – Ред.) в ожидании очередных отчётов и мучительно думать: о чём бы рассказать внукам у камина лет через 10-20-30...», — отмечал Михаил Фарих.
В итоге команду набрать удалось. Восьми исследователям предстояло перелететь на трёх вертолётах Robinson R-66 из Москвы до Архангельска, затем через Нарьян-Мар, Амдерму (Ненецкий автономный округ) до острова Белый, после чего достигнуть мыса Желания (Север Новой Земли) и посёлка Нагурское (Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа).
Днём 18 марта на страничке экспедиции в Facebook появилась совместное фотография всех восьми исследователей в Нарьян-Маре на фоне оптимистично-жёлтого Robinson с бортовым номером RA-06233. Эта фотография стала последней — в 00:15 по местному времени 19 апреля вертолёт потерпел крушение. На борту были Олег Продан, гендиректор компании «Мириталь» Алексей Фролов и Михаил Фарих. Никто из них не выжил.
Остров является самой северной точкой Ямала, необитаем, здесь постоянно живут лишь тюлени и белые медведи, но сейчас работают учёные, которые завершают работу по очистке острова от мусора. До места дислокации спасательных подразделений много километров. Поэтому, когда при крушении вертолёта сработал аварийный маяк, передающий координаты GPS, на место выдвинулись не спасатели, а трое учёных на снегоходах. Директор некоммерческого партнёрства «Российский центр освоения Арктики» Владимир Пушкарёв рассказал Interfax-Russia.ru, что до места крушения оказалось менее двух километров, поэтому добраться удалось быстро, но это не помогло. «Вертолёт разрушен сильно. Никаких шансов у них (тех, кто на борту) не было», — отметил Владимир Пушкарёв, добавив, что сильные туманы на Белом – явление частое.
Пресс-служба нацпарка «Онежское Поморье», директором которого был Олег Продан, сообщила некоторые подробности крушения. Так, днём 18 апреля участники экспедиции передали, что миновали посёлок Амдерма и следуют дальше по маршруту на остров Белый. Вертолёты держались выше уровня облаков, но при подлёте к острову жёлтый вертолёт попытался сесть и скрылся в тумане. «Два других вертолёта кружились возле этого места и держали связь с экипажем. Спустя некоторое время связь прервалась. Об этом участники экспедиции оперативно сообщили в соответствующие службы и, отказавшись от попыток совершить посадку на острове Белый, ушли в сторону посёлка Сабетта, где благополучно приземлились», — говорится в сообщении.
По факту катастрофы следственные органы Уральского следственного управления на транспорте СК РФ возбудили уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Следствие обладает данными, что при подлёте к острову Белый ухудшились метеоусловия. Один вертолёт ушёл на разведку местности, а другие два вертолёта пошли на порт Сабетта.
Сейчас рассматривается ряд версий случившегося. Как заявили агентству «Интерфакс-Урал» в пресс-службе ведомства, следователи всё ещё не могут попасть на место происшествия из-за метеоусловий. Согласно информации на сайте Международного авиационного комитета, МАК также сформировал комиссию по расследованию авиапроисшествия.
Экипажи двух вертолётов, приземлившихся в Сабетте, не собираются продолжать поиски следов «Святой Анны». Пресс-секретарь национального парка «Онежское Поморье» Алексей Шашков сообщил Interfax-Russia, что исследователи вернулись в Москву.
По материалам СМИ.
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий