Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
12.03.2010
Обыкновенное чудо в формуле любви
Слушая его музыку, и не только ту, что создана «сюжетно» — для театра, кино и телевидения, сразу знакомишься с удивительным автором — добрым, остроумным, азартным, романтичным и что, может быть, самое главное — бесконечно обаятельным. Тем слушателям, которым, как и мне, посчастливилось быть знакомыми с композитором лично, повезло необыкновенно. Они ощутили его бесконечное обаяние в повседневном общении. А это позволяет не только с особенным чувством «проживать» подлинную красоту музыки, но и глубже ощущать философскую натуру Геннадия Гладкова.
И тогда само собой возникает желание говорить о нём как об обыкновенном чуде. И символично, что именно так нызывается одна из лучших его работ, в фильме, снятом Марком Захаровым по пьесе Евгения Шварца. А ещё ко всему творчеству композитора удивительно подходит название другого фильма по пьесе Григория Горина — формула любви. Я намеренно не беру название в кавычки просто потому, что это уже не название фильма, а определение всего созданного композитором.
И вот, оказывается, этому доброму и умному фантазёру-волшебнику исполнилось 75 лет. Не верится! Но с паспортом не поспоришь. Своеобразным «венком сонетов» стал авторский вечер Геннадия Гладкова, с триумфальным успехом прошедший в Концертном зале имени Чайковского.
Программа вечера, в котором участвовал академический филармонический оркестр Юрия Симонова под дирижёрской палочкой Владимира Юровского, была составлена ёмко и разнообразно. Но хорошего много не бывает, а охватить музыкальную биографию юбиляра хотелось как можно полнее. Зритель был бы рад услышать и что-нибудь из мультфильмов, например «Голубой щенок» или «Как львёнок и черепаха пели песню». Или арию Володи из оперы «Старший сын». Мне, например (пусть это очень субъективно), хотелось бы услышать песенку Хоттабыча из одноимённого мюзикла. Впорочем, у Геннадия Гладкова так много прекрасной музыки, что в целом абонементном цикле не уложилась бы и десятая часть! Но, безусловно, программа юбилейного вечера насколько возможно полно даёт представление о творческом пути автора по нотным дорогам. Хотя задача не из простых, шутка ли — музыка к 30 мюзиклам, к 100 с лишним кинолентам! И, конечно, нельзя забывать о том, что Гладков — сильный и оригинальный симфонист, блестящий инструментовщик. Его оранжировки удивляют богатством, оригинальностью, редкостным мелодизмом. В чём все пришедшие на концерт могли убедиться сами, слушая фрагменты из балетов «Возвращение Одиссея» и «Вий». Мелодии из этих мало известных залу произведений завораживали слушателей, а главное — очень точно и живо передавали действие балета в тех эпизодах, что звучали. Кстати, музыка из «Возвращения Одиссея» была исполнена впервые – так же, как и симфоническая сюита «Калейдоскоп». Все прозвучавшие произведения связывались воедино оригинальным построением программы, помноженным на присущие Гладкову романтизм и светлый, какой-то даже «ласковый» юмор.
Первое отделение концерта было полностью отдано симфонической музыке. Второе же окунуло слушателей в причудливый мир театра и кино. Его открыло очень глубокое и волнующее «Посвящение» на стихи Гёте в переводе Пастернака из спектакля «Люди и страсти». Это был очень удачный «вход» в музыкальную фантазию, в которой участвовали любимые исполнители автора. И первым среди них был любимец публики Михаил Боярский, исполнивший партии из «Посвящения» «Собаки на сене», серенаду Трубадура из «Бременских музыкантов» и очень дорогие для автора «Пассион-канцона» и зонг из телефильма «Тартюф». В числе участников этого праздника музыки нельзя не назвать тенора Вячеслава Войнаровского, который, кстати, стал замечательным исполнителем главной партии Сарафанова в опере «Старший сын».
Слушатели снова и снова могли убедиться в мастерстве маэстро, подпевая Леониду Серебренникову, исполнявшему песню Волшебника из «Обыкновенного чуда», и талантливой дебютантке Анне Бутурлиной с песней Альдонсы из «Дульсинеи Тобосской». И снова невольно думалось о замечательном умении Геннадия Гладкова сочетать лирику с юмором. Кстати, в своё время именно Гладков «открыл» сейчас любимого многими Серебренникова. Возможно, и Бутурлиной, имевшей просто сумасшедший успех в зале, он тоже помогает обрести сцену.
Войнаровский поразил публику, когда в парафразе на темы из музыки к кинофильму «Формула любви» ворвался на сцену прямо из зала, распевая знаменитую «итальянскую» песню «Уно моменто». Обойтись без неё было бы трудно, а главное — несправедливо. Как и без «Фантазии Свифта» и, разумеется, без мелодий из «Двенадцати стульев», очень интересно исполненных оркестром и Камерным хором Московской консерватории под руководством Бориса Тевлина. Вообще, хор часто звучал во время концерта: в «Людях и страстях», в «Формуле любви», в серенаде Трубадура. А прекрасные филармоники, признанные ныне мастера, провели всю программу на высоте, завершив её виртуозным прочтением хитов из балета «Двенадцать стульев».
Концерт в зале Чайковского стал ярким путешествием по творчеству юбиляра, которое публика не спешила завершать и требовала исполнения на бис. Но, как говаривал Козьма Прутков, «никто не обнимет необъятного». И весьма непростой выбор составителей программы всё же был очень удачен.
Нельзя не отметить, что оркестр, дирижёр, хор и солисты выступали с такой заразительной увлечённостью, что было ясно — юбиляр и в самом деле волшебник! Всеми любимый волшебник, от которого ждут новых чудес.
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий