Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
25.11.2016
О «государствах» в государстве
На Битарова, земляка Тамерлана Агузарова и члена его «недолгой» команды, смотрят как на продолжателя курса, объявленного предшественником. Наведение порядка, борьба с коррупцией, непотизмом, другими видами преступности, финансовое оздоровление, укрепление экономической базы погрязшей в долгах республики. И есть ещё одно направление, в котором новый глава будет, как можно судить по первым шагам, продолжать линию Агузарова, – национальная политика. В Северной Осетии более 700 тысяч жителей, из них две трети составляют осетины; всего же в республике насчитывается до ста национальностей.
Национальная проблема – важнейшая для России, поскольку речь идёт о единстве страны. На заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани 31 октября президент страны отметил: «Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом, важнейшим условием самого существования государства». Сформулирована цель национальной политики: формирование российской политической (гражданской) нации. Президент поддержал идею закона о российской нации.
Есть ли угрозы национальному единству? Есть, и они также озвучены В.В. Путиным.
Не будет общероссийской общности – не будет страны. Именно так стоит вопрос. На строительство единой политической (гражданской) нации направлена принятая несколько лет назад «Стратегия государственной национальной политики РФ». Но эффективность работы по её реализации тормозится очевидным фактом существования других стратегий – создания обособленных этнических «наций» в рамках «национально-административных» образований – республик, имеющих официальный статус «государств в государстве». Особую тревогу вызывает положение дел на Северном Кавказе.
Задача формирования единой общероссийской нации в республиках Северного Кавказа не просто не выполняется — она саботируется местными властями. Её не признают в качестве первостепенной, просто игнорируют. Взамен российской идентичности целенаправленно формируют этническую – «титульных» политических наций, носителей собственной (как полагают) государственности. За российский счёт (пока) и с использованием российских политических структур – не только региональных, но и центральных, не желающих портить отношения с республиками.
Северная Осетия мало чем отличается в этом плане от своих соседей по региону. Способы достижения цели – превратить республику из многонациональной в национальную осетинскую – могут разниться, но суть одна: этнократия и русофобия, существующие как в открытом, так и латентном виде. Положение надо менять, но кто возьмётся? В условиях осетинского хионизма (кумовство, клановость) сколько-нибудь реальные возможности имеются именно у главы республики.
Ни Мамсуров, ни Агузаров за это не брались. Приход Битарова кое-кто воспринял с воодушевлением: дескать, он-то будет прислушиваться. Председатель русского общества «Русь» Владимир Писаренко получил должность замминистра по национальным отношениям и перешёл от сдержанной критики к работе во власти. Но насколько обоснованы ожидания? Прошло несколько месяцев пребывания Битарова у власти, можно сделать предварительные выводы.
В идеологическом плане важна та риторика, с которой выступает политик. Битаров постоянно подчёркивает свою принадлежность осетинскому народу, ответственность именно перед ним. Формируя правительство, новый глава исходил из того, что «в истории это Правительство должно запомниться как Правительство патриотов республики». Что за патриотизм? В чём он заключается? В отстаивании осетинских этнических интересов. По предложению Битарова заседания правительства теперь начинаются с исполнения «национального» гимна при «национальном» же флаге.
Как идея российской нации совмещается с идеей нации республиканской? Да никак не совмещается. Республика, согласно Конституции (и российской, и североосетинской), представляет государство российских граждан, а флаг и гимн – осетинские. «Я не сторонник пышных торжеств. Но осетинскую атрибутику люблю – это прибавляет духа, силу, делает нас крепче. Надеюсь, так будет начинаться каждое заседание правительства. Эту традицию, надеюсь, подхватит парламент и все районы республики», – комментирует своё предложение Битаров. Для укрепления столь специфически понимаемого «патриотизма» всех министров свезли в священное для осетин место – рощу Хетага, где вознесли молитвы «Великому Богу» по осетинскому (языческому) обычаю. Первоначально предполагалось понудить министров (неважно, верующих или атеистов) поклясться в отказе от взяток, но ограничились достаточно обычным застольем.
Дилемма: Россия едина, с общим для всех государственным флагом, гимном, или делится, как при феодализме, на уделы-республики со своими границами, суверенитетом и прочими атрибутами государственности (флагом, гимном)? Одна российская гражданская нация или наряду с ней существует «осетинская» (татарская, башкирская, чеченская и т.д.)? Понятно, что Виталий Зелимханович Битаров как «осетинский патриот» придерживается второй точки зрения.
Вот с такими представлениями, которые без всяких колебаний можно назвать сепаратистскими, приходит к руководству республикой новый её глава. Земля республики для него – «осетинская», осетинские же гимн и флаг, осетинские парламент, правительство. В ходе последней поездки в Москву обсуждает с Представительством РСО-А вопросы исключительно осетинской тематики. «Подчёркивалась необходимость налаживания контактов с осетинскими диаспорами и землячествами не только в Москве, но и в регионах. По мнению руководителя республики, особое внимание Постпредство республики должно уделять работе с осетинской молодёжью, которая обучается в столичных вузах» (пресс-служба главы республики). А как быть с другими выходцами из республики? Они, похоже, совсем не интересуют «осетинского» лидера.
В духе своего понимания задач строительства осетинской политической (с собственной государственностью, государственными и общественными институтами) нации Битаров поддерживает проекты, направленные на создание преференций одной этнической группе – осетин. Объявлено о готовящемся к пуску осетинском канале телевидения, «чтобы до конца года мы имели свое национальное телевидение». И здесь «национальным», «своим» назван осетинский проект. Новый ректор Северо-Осетинского университета (СОГУ) Алан Огоев в интервью местному телевидению объявляет университет «национальным» (хотя он российский). Залина Канукова, директор ведущего гуманитарного учреждения республики, СОИГСИ, считает (и получает поддержку от Битарова) институт чисто «национальным», осетинским даже по кадровому составу, предназначенным для ведения полемики с другими национальными институтами.
Ни о какой «российской политической нации» в таких условиях говорить не приходится. В Северной Осетии укрепляется осетинская политическая нация, стоящая камнем на пути к общероссийскому единству. Противодействие этой разрушительной тенденции – задача дня.
Иначе у нас «не будет страны».
Сергей Перевалов,
кандидат исторических наук.
Владикавказ.
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий