Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
14.11.2014
Небритая реальностьт в камуфляже
«Всякий религиозный догмат – зародыш преступлений и раздоров между людьми».
К. Гельвеций.
Комплименты Российской армии в последнее время не отпускает только ленивый. И её боевому духу, и новейшим вооружениям.
Но остается забытым один участок идеологического фронта: потенциальная возможность превращения военнослужащегомусульманина в экстремиста и террориста. Но, может быть, не стоит очень уж стесняться эпопеи Шамиля Басаева, выученного нашими инструкторами и ставшего опаснейшим врагом своих учителей и всей России.
От подобных ошибок не защитишься диссертацией или проповедями типа тех, которыми потчуют курсантов в военном университете слишком уверенные в своей правоте преподаватели: «Православие должно являться ядром, движущей силой, фундаментом подлинной правовой работы, ее неизменным критерием оценки, неиссякаемым источником совершенствования».
Простите, а вы не забыли про конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства?! А военная служба вообщето разновидность службы государственной.
Ситуация с кавказцами в войсках приобретает всё новые, более опасные формы. Об этом прямо говорят представители воинских частей и военкомы Югры на встречах с лидерами национальных диаспор:
«Открытое неповиновение приказам командиров, навязывание национальных обычаев, противоречащих уставу, отказ от обследования в ПНД и от прохождения хирурга. Солдаты отказываются бриться, потому что считают себя истинными мусульманами. Вдобавок к этому большинство молодежи подвержено идеям ваххабизма», — рассказал о положении с призывниками кавказских национальностей начальник отдела военного комиссариата ХМАОЮгры по городу Радужному Сергей Россомахин.
Как же повысить эффективность попыток формирования и развития у военнослужащихмусульман качеств и отношений гражданинапатриота, военного профессионала и высоконравственной личности, в которой следование собственной вере не обостряет агрессивность по отношению к «неверным»?!
Конкретный враг России в массовом сознании представляется афганским моджахедом, кавказским боевиком. Нынешнее поколение ветеранов вправе называть себя, по словам исламоведа Алексея Малашенко, «ветеранами мусульманских войн», когда «воинумусульманину неизбежно придется выстраивать в душе внутренний компромисс между конфессиональной идентичностью и исполнением воинского долга».
А распространяющаяся по миру нестабильность может сделать мусульман как противниками российских военных, так и союзниками.
В Югославии миротворцы из России явно симпатизировали православным сербам, а отнюдь не мусульманам. После решения о посылке в Ливан для охраны российских саперов подразделений, сформированных на базе чеченских батальонов «Север » и «Юг », их бойцы вполне могли оказаться в положении, когда им пришлось бы вступить в бой с единоверцами из «Хизбаллы».
Это особенно тревожно после того, как генеральный секретарь Организации договора о коллективной безопасности Николай Бордюжа констатировал, что участие миротворческого контингента ОДКБ в Сирии «теоретически возможно».
Добавляет интриги и весть о начале полномасштабной подготовки псковских десантников, военнослужащих 15й общевойсковой самарской бригады, спецназа морской бригады Черноморского флота и подразделений, состоящих из этнических чеченцев, некогда входивших в состав спецбатальонов «Восток» и «Запад», для участия в операциях на территории других государств.
Уместно напомнить, что в 1999 г. в начале второй чеченской войны Государственный совет Татарстана принял постановление «О приостановлении на территории Республики Татарстан призыва граждан на военную службу». Целью постановления было вернуть из Дагестана солдаттатар, где они сражались против кавказских единоверцев.
Также было принято постановление о запрете вербовки на территории Татарстана добровольцев из военнослужащих запаса для участия в боевых действиях на Северном Кавказе.
Поэтому вся система воспитания личного состава армии и флота должна базироваться на научном мировоззрении, где уважение к чувствам верующих и толерантность не только не исключаются, но и подчеркиваются. Качества убежденного защитника Отечества можно воспитать лишь с позиции светского миропонимания, то есть не по религиозным мотивам ответственности перед богом и посмертного воздаяния, а по убежденности воина в необходимости выполнения своих гражданских обязанностей безотносительно его личных религиозных убеждений.
Важнейшим акцентом при соответствующем воспитании личного состава армии и флота, и в первую очередь военнослужащихмусульман Российской Федерации, является изучение основ научного исламоведения.
Мусульманское богословие базируется на религиозноидеалистическом мировоззрении и тенденциозно по существу. Для него священна догма, за пределами которой самая объективная истина считается злом. Поэтому мусульманский богослов (улем) «ведает» ислам в узкоочерченных границах, выступая пристрастным исламоборцем.
Богословские труды предназначены для внутриконфессиональной жизни и не могут считаться какимлибо источником моральнонравственного воспитания российского воина. Они направлены на формирование прежде всего качеств «слуг Аллаха».
В армии и на флоте военнослужащим необходимо разъяснять суть всякой религии с позиции диалектикоматериалистической теории.
Плохи надежды на бойцов, идущих в атаку с верой в сверхъ
естественное, с убежденностью в превосходстве своего народа и веры над верой и народом товарищей по оружию.
В условиях растущих рисков особенно необходимо просвещать военнослужащихмусульман в отношении действительного, земного происхождения авторитетных религиозных книг в результате религиознокультурного творчества их талантливых пращуров.
Делать это надо чрезвычайно тактично, ни в коем случае не затрагивая их религиозных чувств, проистекающих из сугубо личных, внутренних переживаний каждого человека, помогая военнослужащим сопоставить себя реалиям земной действительности, жизненной правде, научным представлениям о мире, несовместимым с узостью и архаикой религиозных догм.
В Послании Федеральному собранию РФ Президента России Путина В.В. от 12 декабря 2012 года озвучена следующая целевая установка:
«Мы должны… укреплять прочную духовнонравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодёжной политики. Эти сферы — это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».
Нравственными, гармоничными людьми, ответственными гражданами России, безусловно, должны быть люди всех национальностей без исключения. Но есть ли у нас в стране система гражданского образования, без которой реализация Послание Президента РФ практически невыполнимо?!.
Сергей Иванеев.
кандидат юридических наук,
профессор Академии
военных наук.
Комментарии:
Статьи по теме:
Потери Министерства обороны по состоянию на 26.07.2024: 1.Министр обороны генерал армии Сергей ...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий