slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

На чужих погостах

Русские туристы, посещающие Египет, хорошо знают его знаменитые пляжи в Хургаде, Сафаге и Дахабе, красоты подводного мира Красного моря в Шарм аль-Шейхе и, разумеется, знают сфинкса с загадочной улыбкой и пирамиды в Гизе, средневековый рынок Хан аль-Халили и каирскую цитадель.

 

В Египте есть и приметы нового времени: Асуанская плотина, турбины которой дают более 30% потребляемой Египтом электроэнергии, завод в Наг-Хаммаде по производству алюминия, металлургический кабинет в Хелуане и предприятие по сбору наших автомобилей «Лада». К этому можно добавить, что образцы советской военной техники – танки, самолёты и бронетранспортеры – обозначают въезд в гарнизоны египетской армии по всей стране, что говорит о масштабах нашего двустороннего экономического и военного сотрудничества в прошлом. Но в Египте есть и другие приметы наших связей, которые может быть не так бросаются в глаза, но явно свидетельствуют о глубине наших отношений.
 
  Египет известен рядовому рос-сийскому туристу как один из мировых центров древней цивилизации. Редкий турист не увезёт из Египта купленную картинку на папирусе с его загадочными богами и фараонами, небольшие копии пирамид и сфинкса, а то и майки с отпечатанным на них иероглифическим алфавитом. Однако мало кто знает, что огромный вклад в изучение древней истории Египта и отцом египтологии справедливо считается российский ученый Владимир Семёнович Голенищев.
  Профессор В.С. Голенищев прибыл в Каир в 1915 году. Он основал в Каире Национальный египтологический центр, создал кафедру египтологии в Каирском университете, составил учебник по грамматике древнеегипетского языка. На свои средства он вёл раскопки на территории Египта и собрал уникальную коллекцию египетских древностей, которые сегодня находятся в Музее им. А.С.Пушкина в Москве. Ученики В.С. Голенищева, умершего в 1947 г. — В.М. Викентьев, А.Н. Пьянков и М.В. Малинин, приглашённые им в Египет, — продолжали активно работать по изучению древней цивилизации этой страны. И вполне справедливо, что бюст российского египтолога В.С. Голенищева установлен на специальной аллее близ Национального музея в Каире. Сегодня, продолжая его традиции, Российский египтологический центр, возглавляемый Г. Беловой ведёт раскопки на выделенных участках в окрестностях Мемфиса и Фив, столиц Древнего Египта, и в других местах.
  В районе старого Каира, называемого и сегодня по древней римской традиции Вавилон, находится греческий монастырь Св.Георгия и обширное кладбище с небольшой церковью над гротом, где пряталась дева Мария с младенцем Иисусом и обручником Иосифом, бежавшие в Египет из Палестины от иудейского царя Ирода. Рядом с этой церковью есть несколько могил наших эмигрантов первой волны, оказавшихся здесь после 1917 года. Вот общая могила княжны Марии Михайловны Волконской и Михаила Ивановича Старицкого. Чуть в стороне похоронен гвардии полковник Целибеев Николай Фёдорович и генерал императорской российской армии Васильев Иван Андреевич, «родившийся на Дону в 1860 году и скончавшийся в Каире в 1933 году». Некоторые плиты разбиты, другие просели, засыпаны песком и сухими листьями, что мешает разобрать имена похороненных здесь лиц. Всего здесь, по словам кладбищенского сторожа, находится около двадцати русских могил и небольшая скромная часовенка, пристроенная к внешней стене этого кладбища. Наконец, я нахожу могилу Смирнова Алексея Александровича, руководителя русской дипломатической миссии в Каире с 1905 года.
  Алексей Александрович Смирнов был незаурядным человеком. После окончания в 1881 г. факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета он был назначен в Азиатский департамент МИД Российской империи, который всегда считался первым департаментом дипломатического ведомства императорской России. В 1905 г. А.А. Смирнов стал Генеральным консулом России в Египте, а в 1911 году получил дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного посланника. С 1908 г. он стал дуайеном, то есть страшим дипкорпуса в Каире, и занимал этот пост до октября 1923 г., когда правительство Египта постановило не признавать русского дипломатического и консульского представительства и прекратить выплату ежемесячного взаимообразного пособия. Фактически А.А. Смирнов стал частным лицом с декабря 1917 г., когда Совнарком большевистской России уволил всех царских дипломатов.
  Он умер в феврале 1924 г. в страданиях от экзотической болезни, называемой «нильскими нарывами», вызванной долгим пребыванием в жарком и влажном климате, усугублённой переломом ноги и последующим заражением крови, случившейся в результате наезда редкого автомобиля на каирской улице. Ещё при жизни А.А.Смирнов написал завещание, в котором просил после смерти похоронить его в Египте, не приносить венков, не произносить речей и сделать простой каменный крест. Так и случилось – на греческом кладбище на могиле А.А.Смирнова простой каменный крест и лаконичная надпись – «Алексей Смирнов. Родился 1 сентября 1857 г., умер 5 февраля 1924 г.».
  Алексей Александрович Смирнов был не только блестящим дипломатом и доброй души человеком, помогавшим устроить жизнь многочисленной колонии российских эмигрантов. Он бы востоковедом, писал «изящные поэтические очерки о Востоке» и о Византии, сочинял стихи и прозаические произведения. Египетский ежедневник «Иллюстрасион ежипсьен» 23 февраля 1924 г. писал, что «присутствие на похоронах большого количества высших египетских и иностранных чиновников свидетельствует о том глубоком уважении, которое вызывал к себе покойный диломат и литератор А.Смирнов».
  У входа в Суэцкий канал из Средиземного моря находится небольшой город Порт-Саид, который приятно отличается от шумного загазованного Каира и главных морских ворот Египта Александрии с ее шестимиллионным космополитическим населением. Когда-то здесь работало консульство Советского Союза, обслуживавшее корабли, проходившие Суэцкий канал, и выполнявшее важные консульские функции по защите интересов, в том числе и имущественных, наших граждан.
  Традиционно все приморские города Египта имеют многонациональное население, где заметное место занимали православные греки, итальянцы-католики и левантийцы — жители Восточного средиземноморья. На греческом кладбище находится мемориал с могилами моряков российского крейсера «Пересвет», подорвавшегося на немецкой мине 4 января 1917 г. Из команды в 815 человек погибли 122 человека. Тела 27 матросов были извлечены из морской пучины и похоронены на греческом кладбище. Усилиями Министерства обороны СССР в 1954 г. был устроен этот памятник погибшим морякам, а в 1989 г. этот мемориал был перестроен, стал более ухоженным и солидным. Невысокая граненая колонна, белые мраморные плиты, два черных якоря, полный список погибших и имена моряков, похороненных за чугунными цепями ограды, вызывают гордость за нашу Отчизну, которая помнит о своих погибших вдалеке от национальных границ сынах. Этот памятник посещают регулярно посол России в Египте М.Л. Богданов и сотрудники Аппарата военного атташе посольства, отвечающего за поддержание этого памятника в надлежащем состоянии. В мае 2008 г. российский учебный парусник «Паллада» посетил Порт-Саид и его команда возложила венки к мемориалу погибших моряков крейсера «Пересвет». Я собираюсь уходить и вдруг замечаю в мраморной вазе небольшой букет живых цветов, явный признак того, что наш памятник на этом запущенном греческом кладбище все же кто-то посещает.
  По долгу своей дипломатической службы за рубежом мне приходилось принимать участие в различных церемониях, связанных с памятью погибших соотечественников и граждан других стран. Немецкие, английские, французские и итальянские кладбища поражают своим образцовым содержанием: ухоженные могилы, подновляемые надписи и чистые дорожки. В египетском эль-Аламейне, где в смертельной схватке в октябре 1942 г. сошлись танковый корпус немецкого генерал-фельдмаршала Роммеля и войска союзников по антигитлеровской коалиции во главе с английским генералом Монтгомери, сегодня три кладбища – немецкое, английское и итальянское. И все они содержатся в отличном состоянии. Есть даже музей Роммеля с обстановкой и техническим оборудованием того времени, который посещают тысячи туристов. А уголки греческих кладбищ, где похоронены наши сограждане, в редком исключении содержатся в нормальном состоянии. Может быть, пора нам перестать делить покойников на «своих» и «чужих», на «красных» и «белых». Может, стоит исходить из того, что каждый из них защищал свою Родину, служил своему Отечеству и не его вина, что умереть или погибнуть ему пришлось на чужбине и упокоиться на чужом погосте.
  Сохранять память о погибших или умерших всегда было в доброй традиции нашего народа. Эту традицию надо бы распространить и на все захоронения наших соотечественников за рубежом без деления на своих и чужих, привести в порядок их могилы, опубликовать имена и даты смерти – возможно кто-то и найдет могилу своего деда или прадеда и приедет поклониться ему из России. В конце концов, имидж России, как принято сейчас говорить, складывается не только из того, что мы делаем сегодня, но также из того, как мы относимся к памяти о своих соотечественниках, покоящихся на чужих погостах.

 Каир — Порт-Саид — Москва.
заслуженный работник дипслужбы России
Профессор Олег ПЕРЕСЫПКИН

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: