Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
24.11.2017
Моцарт театральной режиссуры
Владимир Владимирович Иванов — выпускник Театрального училища им. Б. Щукина (1970, курс М.Р. Тер-Захаровой) В.В. Иванов с 1972 года работает в Театре имени Вахтангова. Параллельно с работой в театре с 1978 года преподаёт на кафедре мастерства актёра «родного» Щукинского училища, с 1998 года — профессор. Именно в стенах училища началось увлечение Иванова режиссурой, которое первоначально ограничивалось студенческими дипломными спектаклями и ассистированием на постановках Роберта Стуруа и Петра Фоменко, а впоследствии переродилось в одно из основных направлений творческой деятельности. В результате, в 1990-е годы В.В. Иванов завершил актёрскую карьеру, сосредоточившись на режиссуре, педагогике и общественной деятельности.
В настоящее время Иванов — один из ведущих педагогов Театрального института им. Б. Щукина. В качестве художественного руководителя выпустил четыре курса. Среди учеников: Мария Аронова, Анна Дубровская, Нонна Гришаева, Кирилл Пирогов, Владимир Епифанцев, Павел Сафонов, Андрей Барило, Михаил Дорожкин, Александр Олешко, Игнат Акрачков, Константин Соловьёв и др.
Сразу 14 его учеников выпуска 2008 года были приняты в труппу Театра имени Вахтангова, а их дипломный спектакль «Белая акация», поставленный по оперетте И.О. Дунаевского В.В. Ивановым, был включен в репертуар театра. 14 ноября 2011 года на заседании правления ЦДА имени А.А. Яблочкиной был избран его художественным руководителем.
8 марта 2013 года стал лауреатом Российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» в номинации «За служение репертуарному театру», а также лауреат премии Правительства Москвы.
У Владимира Иванова поистине впечатляющий список актерских работ, в том числе в кино, режиссёрских постановок в Вахтанговском театре. И это не считая постановок в других театральных коллективах и на различных театральных площадках Москвы.
Автора этих строк всегда подкупала человеческая природа Володи Иванова. Начиная с Щукинского училища и позже, когда мы были коллегами в Театре на Таганке, В. Иванов отличался какой-то неправдоподобной искренностью и человечностью. Об актерской самовлюбленности и эгоцентричности ходят легенды. Однако ничего подобного никогда не было в характере Владимира Иванова. Возможно, и ушел он в Вахтанговский театр потому, что в молодежном коллективе Таганки, где была нещадная конкуренция и где многие «рвали когти» и как птицы дрались за корм, чтобы добиться успеха, ему — интеллигентному, с молоду не по летам мудрому человеку, эта гонка не пришлась по душе. Владимир Иванов не любит ажиотаж, он всегда меньше всего говорит о себе, больше о тех, с кем общается, работает и дружит. Не из этих ли черт характера позже «прорезался» его восхитительный дар театрального педагога, всегда помнящего о своих воспитанниках и давшего им замечательную стартовую площадку в знаменитой «Щуке».
Душа есть Божие дыхание! Вот это дыхание в высочайшей степени присуще Владимиру Иванову, и этим он кардинально отличается от нас – его окружающих. Эти черты передались ему и в режиссуре. Он часто говорит: «Я режиссер актёрский – и потому, что сам был актёром, и потому, что считаю самым главным достижением, когда артисты хорошо играют! Надо сказать, уважаемый читатель, в этом лапидарном и искреннем ответе весь характер Владимира Иванова. А вот кое-что из рассуждений режиссера-педагога о становлении студента театрального вуза в зрелого актера-мастера: «В том, что у вас есть дарование, вашей заслуги нет, потому что это – дар Божий. В том, что у вас такие замечательные данные, тоже вашей заслуги нет, –
это постарались мама с папой. А вот как вы с этим богатством, которое вам досталось, обойдётесь и как вы его сможете реализовать, –
зависит только от вас!» И часто бывает так, что эта способность к самореализации играет огромную роль, иногда даже и большую, чем то дарование, которое отпущено человеку, и это тоже влияет на то, каким артист будет в конечном итоге, хотя, конечно, когда набирается курс, всё-таки есть отличие между людьми, которые одарены и обладают данными, чтобы заниматься этой профессией, и теми, кто одарены меньше. Как дальше всё будет развиваться – покажет время!
Одну из последних театральных работ Владимира Иванова «Бенефис» (по пьесе Н. Птушкиной) по телевидению смотрела вся страна. В этом спектакле вновь великолепно представлены В. Иванов и В. Этуш — давнишние партнёры. Новая работа продолжает линию выдающегося сотворчества двух мастеров этого театра. И в этот раз талантливый режиссер удивил и своих коллег, и зрителей каким-то моцартовским решением. В этом спектакле актер В. Этуш, находясь в блестящей форме и в зрелом возрасте – актеру за 90 лет, блистательно сыграл главную женскую роль – Софью Ивановну. Приоткроем творческую лабораторию и человеческую доброхотливость режиссера В. Иванова.
— Я понял, что если ставить пьесу Птушкиной так, как она написана, я не смогу объяснить, почему Этуш играет женщину. Поэтому родился такой ход — театр в театре. Могу сказать, что он на сцене абсолютно свободен, ему не надо ничего доказывать. Так как он играет, играть никто не может — это выше профессии. Он живёт по законам жизни, а не по законам театра. Энергия зала его подпитывает, у него после спектакля глаза горят. В его возрасте так не репетируют и не играют! У него же шесть спектаклей в месяц.
В этом великолепном высказывании весь Владимир Владимирович Иванов: опять ничего о себе, опять — то самое Божие дыхание, которое направлено к человеку и для человека.
В этот юбилейный год хочется пожелать моему коллеге и другу Владимиру Владимировичу Иванову здоровья и, конечно, новых творческих достижений. А закончу это обращение важным напоминанием: Володя, помни, совершенных людей нет! За исключением того человека, за которого когда-то вышла замуж твоя жена.
На снимке: режиссёр Владимир Иванов на прогоне спектакля «Люди как люди» в Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова.
Комментарии:
Статьи по теме:
Потери Министерства обороны по состоянию на 26.07.2024: 1.Министр обороны генерал армии Сергей ...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий